Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

РФ КАК СУБЪЕКТ СИСТЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Иглин А.В. 1
1 Ульяновский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ульяновск
Статья посвящена концепции безопасности современных государств и участия в ней РФ. Автором рассматриваются существующие подходы к правовому регулированию безопасности, информационных, экономических, миграционных и иных аспектов правоотношений сферы безопасности, межгосударственных конфликтов, а также вносятся предложения по созданию новых правовых инструментов борьбы с угрозами национальной безопасности РФ с описанием их содержания и терминологии.
международные отношения
коллективная безопасность
региональная безопасность
национальная безопасность
межгосударственные конфликты
информация
терроризм
финансовый кризис
интернет-угрозы
ООН
1. Кабанова Н.А., Чаленко Н.Н. Правовые аспекты влияния экологической безопасности России на ее экономическую безопасность в системе ВТО // Международное публичное и частное право. – 2015. – № 3. – С. 6 – 9.
2. Ворожихин В.В., Тютюнник И.Г. О международной энергетической безопасности // Международное публичное и частное право. – 2014. – № 4. – С. 16 – 19.
3. Осипян Б.А. Правовые основы международной безопасности // Международное право и международные организации. – 2014. – № 2. – С. 245 – 254.
4. Вербицкая Т.В. Проблемы обеспечения коллективной безопасности: к вопросу об имплементировании международных договоров в национальное законодательство // Публично-правовые исследования (электронный журнал).  – 2014.– № 2. – С. 67 – 84.
5. Губарец Д.П. Лиссабонский договор: формирование компетенций ЕС в области общей внешней политики и политики безопасности // Международное право и международные организации. – 2014. – № 2. – С. 318 – 325.
6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013 г.

Цель: определить место РФ в системе международной универсальной и региональной безопасности.

Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов. Сравнительно-правовой метод и диалектика определили выбор конкретных методов исследования: компаративного и формально-юридического.

Результаты: на основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность на международном и национальном уровне, рассмотрено развитие межгосударственных отношений в системах универсальной и региональной безопасности, сделан вывод об особом характере безопасности как факторе устойчивого развития современного государства и миропорядка.

Научная новизна: в статье впервые на основе использования комплекса классических и постклассических методов исследована роль международных, специально-экономических и национально-правовых норм в развитии концепции безопасности.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития современного права международной безопасности.

Результаты исследования. В связи с изложенным в статье, в науке международного права следует сформулировать и развивать следующие постулаты безопасности:

• неделимость международного мира и безопасности;

• разоружение;

• равная и одинаковая безопасность;

• учет интересов и достижение согласия всех государств в вопросах безопасности на основе консенсуса;

• запрещение пропаганды войны.

РФ следует активно участвовать в реализации международно-правовых режимов как элементов системы международной безопасности: режим мирного разрешения международных споров; режим поддержания, а равно восстановления международного мира и безопасности, не связанный с использованием вооруженных сил; режим принуждения к миру с использованием вооруженных сил; режим разоружения, сокращения и ограничения вооружений; режим международного контроля; меры по укреплению доверия.

Международная безопасность – это состояние международных отношений, при которых отсутствует опасность для существования, функционирования и развития как каждого государства в отдельности, так и всех государств, всего международного сообщества в целом. Право международной безопасности – система общепринятых и специальных норм и принципов, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, экологической [1], продовольственной, информационной безопасности, а также политической, энергетической [2], экономической и социальной стабильности в мире [3].

К числу основных источников права международной безопасности в первую очередь следует отнести Устав ООН. На нем фактически строится вся современная система международной безопасности (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г., Определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН 1974 г., а также многочисленные резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН).

Среди актов регионального характера особое значение имеют акты ОБСЕ в силу признания их большим количеством государств (Хельсинкский заключительный акт 1975 г.), и целый ряд принятых в последующем региональных документов (Парижская хартия для новой Европы, принятая на саммите СБСЕ в 1990 г., Хартия европейской безопасности 1999 г.). В регионе Евразии международно-правовые акты создаются в первую очередь в рамках международных организаций по проблемам безопасности, таких как НАТО, ОДКБ, ШОС и др. (Вашингтонский договор 1949 г., Декларация о создании ШОС 2001 г., Хартия Шанхайской организации сотрудничества 2002 г., Устав ОДКБ 2002 г.).

В докладе Генерального секретаря ООН «Повестка дня для мира» 1992 г. была закреплена Концепция международной безопасности. Комплексная роль ООН, в соответствии с этим документом, должна реализовываться посредством следующих видов деятельности:

1) превентивная дипломатия (меры по укреплению доверия, создание региональных и субрегиональных центров по уменьшению опасности, обмен информацией, контроль за выполнением международных договоров по разоружению, создание демилитаризованных зон и т.п.);

2) миротворчество;

3) поддержание мира;

4) постконфликтное миростроительство.

Вместе с тем, универсальный уровень коллективной безопасности остается декларативным, не обеспечивается реальными военно-экономическими силами, поэтому основное бремя в данной сфере лежит на региональной коллективной безопасности [4].

Система региональной безопасности – комплекс мер и отношений по обеспечению безопасности регионального уровня, реализуемый в следующих формах:

1. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.

2. Организация Североатлантического договора (НАТО) – военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния».

3. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

4. Организация Договора о коллективной беопасности (ОДКБ) – военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии (в разное время организация объединяла от 6 до 9 государств) на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона.

В системе многих региональных блоков (Евросоюза [5], Организации американских государств, Африканском Союзе) существует стратегия единой внешней политики и безопасности, но это не превращает их в региональные центры по коллективной безопасности.

РФ последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях РФ:

• неукоснительно соблюдает свои международные обязательства по международным договорам в сфере контроля над вооружениями, а также принимает меры по укреплению доверия в военной сфере, добиваясь того же от своих партнеров;

• поддерживает процесс создания зон, свободных от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения;

• будет добиваться выработки под эгидой ООН правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности;

• в контексте усилий по укреплению региональной стабильности в Европе будет добиваться приведения европейского режима контроля над обычными вооружениями в соответствие с современными реалиями, а также безусловного соблюдения всеми сторонами согласованных мер укрепления доверия и безопасности;

• рассматривает в качестве важнейшей национальной и внешнеполитической задачи борьбу с международным терроризмом, выступает за системное и комплексное использование политико-правовых, информационно-пропагандистских, социально-экономических и специальных мер с упором на превентивную составляющую такого противодействия на основе глобальных и региональных антитеррористических конвенций;

• в соответствии с международным правом и своим законодательством применяет все необходимые меры по отражению и предотвращению террористических нападений на Россию и ее граждан;

• добивается политико-дипломатического урегулирования региональных конфликтов на основе коллективных действий международного сообщества

• поддерживает создание под эгидой ООН и других международных и региональных организаций эффективных структур взаимодействия по реагированию на стихийные бедствия и крупные техногенные катастрофы;

• участвует в международном сотрудничестве по регулированию процессов миграции, обеспечению прав трудящихся-мигрантов [6].

В целом, международная безопасность – комплексный институт права, вытекающий из права государств на безопасность, состояния защищенности государств от внешних угроз, дружественности отношений между государствами, охраны интересов всех участников международных отношений. Обеспечение международной безопасности проявляется в наложении на государства обязательств не совершать действий, которые представляют угрозу для безопасности других государств. При этом неделимость безопасности означает обеспечение безопасности каждого государства в контексте общемировой безопасности, т.е. безопасности мирового сообщества, всего человечества, которую пропагандирует ООН и вытекает из понимания того, что у человечества – общие ценности, которые необходимо охранять коллективно. Отсюда вытекает институт коллективной безопасности, разделенный на универсальный и региональный уровни. Соответственно, каждое государства, реализуя свои функции, обязано руководствоваться интересами национальной безопасности. Концепция такого рода принята и в РФ.

Таким образом, в современном мире реальных угроз безопасности необходимо тщательно прорабатывать возможные стратегии реагирования на внешние и внутренние факторы, подрывающие государственность и миропорядок. Вместе с тем, России следует активнее участвовать в общемировых процессах борьбы с терроризмом, финансовым кризисом, интернет-мошенничеством, контрабандой, миграцией, трансграничной преступностью в целом.


Библиографическая ссылка

Иглин А.В. РФ КАК СУБЪЕКТ СИСТЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 1. – С. 112-114;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=637 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674