Scientific journal
Название журнала на английском
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

RUSSIAN FEDERATION AS SUBJECT OF SYSTEMS OF REGIONAL SECURITY

Iglin A.V. 1
1 branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service at the Russian President, Ulyanovsk
Article is devoted to the concept of safety of the modern states and participation of the Russian Federation in it. The existing approaches to legal regulation of safety, information, economic, migratory and other aspects of legal relationship of the sphere of safety, the interstate conflicts are considered by the author, and also offers on creation of new legal instruments of fight against threats of national security of the Russian Federation with the description of their contents and terminology are made.
international relations
collective security
regional security
national security
interstate conflicts
information
terrorism
financial crisis
Internet threats
UN

Цель: определить место РФ в системе международной универсальной и региональной безопасности.

Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов. Сравнительно-правовой метод и диалектика определили выбор конкретных методов исследования: компаративного и формально-юридического.

Результаты: на основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность на международном и национальном уровне, рассмотрено развитие межгосударственных отношений в системах универсальной и региональной безопасности, сделан вывод об особом характере безопасности как факторе устойчивого развития современного государства и миропорядка.

Научная новизна: в статье впервые на основе использования комплекса классических и постклассических методов исследована роль международных, специально-экономических и национально-правовых норм в развитии концепции безопасности.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития современного права международной безопасности.

Результаты исследования. В связи с изложенным в статье, в науке международного права следует сформулировать и развивать следующие постулаты безопасности:

• неделимость международного мира и безопасности;

• разоружение;

• равная и одинаковая безопасность;

• учет интересов и достижение согласия всех государств в вопросах безопасности на основе консенсуса;

• запрещение пропаганды войны.

РФ следует активно участвовать в реализации международно-правовых режимов как элементов системы международной безопасности: режим мирного разрешения международных споров; режим поддержания, а равно восстановления международного мира и безопасности, не связанный с использованием вооруженных сил; режим принуждения к миру с использованием вооруженных сил; режим разоружения, сокращения и ограничения вооружений; режим международного контроля; меры по укреплению доверия.

Международная безопасность – это состояние международных отношений, при которых отсутствует опасность для существования, функционирования и развития как каждого государства в отдельности, так и всех государств, всего международного сообщества в целом. Право международной безопасности – система общепринятых и специальных норм и принципов, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, экологической [1], продовольственной, информационной безопасности, а также политической, энергетической [2], экономической и социальной стабильности в мире [3].

К числу основных источников права международной безопасности в первую очередь следует отнести Устав ООН. На нем фактически строится вся современная система международной безопасности (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г., Определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН 1974 г., а также многочисленные резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН).

Среди актов регионального характера особое значение имеют акты ОБСЕ в силу признания их большим количеством государств (Хельсинкский заключительный акт 1975 г.), и целый ряд принятых в последующем региональных документов (Парижская хартия для новой Европы, принятая на саммите СБСЕ в 1990 г., Хартия европейской безопасности 1999 г.). В регионе Евразии международно-правовые акты создаются в первую очередь в рамках международных организаций по проблемам безопасности, таких как НАТО, ОДКБ, ШОС и др. (Вашингтонский договор 1949 г., Декларация о создании ШОС 2001 г., Хартия Шанхайской организации сотрудничества 2002 г., Устав ОДКБ 2002 г.).

В докладе Генерального секретаря ООН «Повестка дня для мира» 1992 г. была закреплена Концепция международной безопасности. Комплексная роль ООН, в соответствии с этим документом, должна реализовываться посредством следующих видов деятельности:

1) превентивная дипломатия (меры по укреплению доверия, создание региональных и субрегиональных центров по уменьшению опасности, обмен информацией, контроль за выполнением международных договоров по разоружению, создание демилитаризованных зон и т.п.);

2) миротворчество;

3) поддержание мира;

4) постконфликтное миростроительство.

Вместе с тем, универсальный уровень коллективной безопасности остается декларативным, не обеспечивается реальными военно-экономическими силами, поэтому основное бремя в данной сфере лежит на региональной коллективной безопасности [4].

Система региональной безопасности – комплекс мер и отношений по обеспечению безопасности регионального уровня, реализуемый в следующих формах:

1. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.

2. Организация Североатлантического договора (НАТО) – военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния».

3. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

4. Организация Договора о коллективной беопасности (ОДКБ) – военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии (в разное время организация объединяла от 6 до 9 государств) на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона.

В системе многих региональных блоков (Евросоюза [5], Организации американских государств, Африканском Союзе) существует стратегия единой внешней политики и безопасности, но это не превращает их в региональные центры по коллективной безопасности.

РФ последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях РФ:

• неукоснительно соблюдает свои международные обязательства по международным договорам в сфере контроля над вооружениями, а также принимает меры по укреплению доверия в военной сфере, добиваясь того же от своих партнеров;

• поддерживает процесс создания зон, свободных от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения;

• будет добиваться выработки под эгидой ООН правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности;

• в контексте усилий по укреплению региональной стабильности в Европе будет добиваться приведения европейского режима контроля над обычными вооружениями в соответствие с современными реалиями, а также безусловного соблюдения всеми сторонами согласованных мер укрепления доверия и безопасности;

• рассматривает в качестве важнейшей национальной и внешнеполитической задачи борьбу с международным терроризмом, выступает за системное и комплексное использование политико-правовых, информационно-пропагандистских, социально-экономических и специальных мер с упором на превентивную составляющую такого противодействия на основе глобальных и региональных антитеррористических конвенций;

• в соответствии с международным правом и своим законодательством применяет все необходимые меры по отражению и предотвращению террористических нападений на Россию и ее граждан;

• добивается политико-дипломатического урегулирования региональных конфликтов на основе коллективных действий международного сообщества

• поддерживает создание под эгидой ООН и других международных и региональных организаций эффективных структур взаимодействия по реагированию на стихийные бедствия и крупные техногенные катастрофы;

• участвует в международном сотрудничестве по регулированию процессов миграции, обеспечению прав трудящихся-мигрантов [6].

В целом, международная безопасность – комплексный институт права, вытекающий из права государств на безопасность, состояния защищенности государств от внешних угроз, дружественности отношений между государствами, охраны интересов всех участников международных отношений. Обеспечение международной безопасности проявляется в наложении на государства обязательств не совершать действий, которые представляют угрозу для безопасности других государств. При этом неделимость безопасности означает обеспечение безопасности каждого государства в контексте общемировой безопасности, т.е. безопасности мирового сообщества, всего человечества, которую пропагандирует ООН и вытекает из понимания того, что у человечества – общие ценности, которые необходимо охранять коллективно. Отсюда вытекает институт коллективной безопасности, разделенный на универсальный и региональный уровни. Соответственно, каждое государства, реализуя свои функции, обязано руководствоваться интересами национальной безопасности. Концепция такого рода принята и в РФ.

Таким образом, в современном мире реальных угроз безопасности необходимо тщательно прорабатывать возможные стратегии реагирования на внешние и внутренние факторы, подрывающие государственность и миропорядок. Вместе с тем, России следует активнее участвовать в общемировых процессах борьбы с терроризмом, финансовым кризисом, интернет-мошенничеством, контрабандой, миграцией, трансграничной преступностью в целом.