Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гузь Н.А. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Выявляются отличительные особенности финансового механизма государственных корпораций в Российской Федерации. Исследование строится на определении позиции автора к понятию «финансовый механизм государственной корпорации», что позволяет обосновать его структуру и специфику. Автор последовательно излагает собственную позицию в отношении основных элементов финансового механизма государственной корпорации: видов и форм организации финансовых отношений, методов формирования и использования финансовых ресурсов.
государственная корпорация
финансовый механизм
финансовые ресурсы
некоммерческие организации
1. Гузь Н.А., Завгородняя В.В. Финансовый механизм образовательных учреждений, перспективы внедрения новых форм финансирования // Аудит и финансовый анализ. – 2014. – № 6. – С. 292-295.
2. Дзусова С.С., Киселева Т.Ю., Фрумина С.В. Особенности финансового механизма некоммерческих организаций // Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. – 2015. – № 2-3. – С. 63-70.
3. Ишина И.В., Долина О.Н. Содержание финансового механизма и его совершенствование в условиях рыночных отношений в России / И.В. Ишина, О.Н. Долина // Финансовые исследования. – 2013. – № 1. – С.11-21.
4. Фрумина С.В. Вид организации финансовых отношений как базовый элемент финансового механизма некоммерческой организации // Научное обозрение. – 2014. – № 10. – С. 127-130.
5. Фрумина С.В. Характеристика элементов финансового механизма // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: экономика и управление. – 2014. – № 1(16).
6. Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.В. Маркиной. – М.: КНОРУС, 2014. – 432 с.

Распределение и перераспределение финансовых ресурсов происходит не только в масштабах мировой и национальной экономики, но и в рамках отдельных хозяйствующих субъектов. На уровне хозяйствующих субъектов распределение полученного дохода от реализации произведенной продукции (работ, услуг) осуществляется в целях покрытия материальных затрат, затрат на оплату труда, амортизации основных средств и др. Перераспределение чистого дохода в виде прибыли происходит в интересах собственника организации (индивидуального предпринимателя).

Действие финансового механизма проявляется во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов с:

- населением;

- бюджетной системой;

- государственными внебюджетными фондами;

- органами имущественного и личного страхования и др.

Несмотря на то, что словосочетание «финансовый механизм» давно и прочно вошло в научный оборот, единой точки зрения на его определение и состав до сих пор не существует. Нередко в литературных источниках определение финансового механизма дается без однозначного толкования его сущности.

Проблемам выработки подходов к определению и составляющим элементам финансового механизма посвящены, в частности, ряд научных статей преподавателей Финансового университета [1–5].

В общем виде – финансовый механизм рассматривается ими как «совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов» [6, с. 30].

«Финансовый механизм» (как любое искусственно созданное понятие) следует рассматривать только в привязке к конкретному объекту.

Несмотря на то, что государственные корпорации являются отдельной формой некоммерческих организаций, их финансовые механизмы значительно отличаются, что затрудняет формирование единых критериев оценки их деятельности и потребностей в финансировании. Так, если государственная корпорация «Ростех» фактически является самостоятельной коммерческой компанией и не получает бюджетные субсидии, «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» – полностью субсидируемая государством организация.

Опираясь на данное выше определение, представим специфические особенности формирования и использования финансовых ресурсов государственных корпораций в разрезе отдельных элементов финансового механизма (таблица).

Анализ элементов финансового механизма государственных корпораций в РФ

 

Виды финансовых ресурсов

Виды организации финансовых отношений

Формы организации финансовых отношений

Методы организации финансовых отношений

1

2

3

4

5

«Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

– доходы от основной деятельности;

– привлеченные в форме депозитов (на особых условиях) средства ФНБ России.

– с учредителем: ВЭБ привлекает средства ФНБ России, а также осуществляет доверительное управление денежными средствами, ценными бумагами и имуществом РФ;

– связанные с деятельностью на финансовом рынке: ВЭБ осуществляет полный комплекс банковских операций, в том числе, выпускает облигации, привлекает займы и кредиты, размещает средства на депозитах, приобретает доли в различных компаниях в качестве инвестиций, осуществляет страховую деятельность;

– связанные с приносящей доход деятельностью: инвестиционная и банковская деятельность

– самофинансирование: получение прибыли от приносящей доход деятельности и от доверительного управления денежными средствами, ценными бумагами и имуществом, принадлежащим РФ;

– кредитование: привлечение в депозиты средств ФНБ России для обеспечения достаточности собственных средств

– метод кредитования: привлечение средств ФНБ России на депозиты на срок не менее 5 лет на условиях, не предусматривающих досрочный возврат депозита или досрочную уплату процентов;

– страховой метод: получение доходов за счет осуществления страховой деятельности

«Агентство по страхованию вкладов (АСВ)»

– доходы от основной деятельности (страховые взносы банков-участников ССВ);

– кредиты Банка России;

– бюджетные кредиты*

– с учредителем: АСВ привлекает бюджетные кредиты для осуществления основной деятельности;

– связанные с приносящей доход деятельностью: АСВ может получать прибыль от инвестирования временно свободных денежных средств

– самофинансирование: получение страховых взносов от банков, реализация имущества банков, у которых отозвана лицензия, для возмещения средств, направленных на выплату вкладчикам, получение дохода от временно свободных денежных средств;

– кредитование: привлечение кредитов Банка России и бюджетных кредитов

– финансовый метод: первоначальный имущественный взнос РФ составил 3 млрд руб.;

– страховой метод: АСВ формирует финансовые ресурсы, в основном, за счет взимания страховых взносов банков-участников ССВ;

– метод кредитования: АСВ может привлекать кредиты Банка России и бюджетные кредиты на осуществление основной деятельности

«Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

– бюджетные субсидии и бюджетные ассигнования

– с учредителем: Фонд получает субсидии из бюджета РФ на осуществление основной деятельности;

– связанные с приносящей доход деятельностью: Фонд может получать прибыль от инвестирования временно свободных денежных средств

– сметное финансирование: Наблюдательный совет Фонда ежегодно устанавливает необходимый размер бюджетных ассигнований для финансирования деятельности

– финансовый метод: общий размер имущественного взноса РФ составляет 481 млрд руб., из них – 241 млрд руб. был внесен единовременно при образовании фонда, остальные средства – в течение последующих периодов

1

2

3

4

5

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»

– доходы от основной деятельности;

– амортизационные отчисления

– с учредителем: «Ростех» получил в качестве имущественного взноса доли РФ в 700 компаниях;

– связанные с приносящей доход деятельностью

– самофинансирование: получение прибыли от основной деятельности

– финансовый метод: изначально РФ передала в собственность «Ростеха» в качестве взноса имущество (доли в акционерных обществах, приватизированных унитарных предприятиях на безвозмездной основе);

– кредитный метод: компании, принадлежащие «Ростеху», могут привлекать кредиты в коммерческих банках и ВЭБ

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

– доходы от приносящей доход деятельности;

– бюджетные субсидии и бюджетные ассигнования;

– амортизационные отчисления

– с учредителем: «Росатом» получил в качестве имущественного взноса доли РФ в 350 компаниях, а также имущество ликвидируемого Федерального агентства по атомной энергии;

– связанные с приносящей доход деятельностью;

– связанные с бюджетным финансированием

– самофинансирование: получение прибыли от приносящей доход деятельности;

– сметное финансирование: получение бюджетных ассигнований на финансирование программы деятельности «Росатома» на год;

– финансирование в форме бюджетных субсидий на выполнение государственного оборонного заказа

– финансовый метод: изначально РФ передала в качестве взноса имущество – доли в акционерных обществах, унитарных предприятиях в собственность «Росатома» на безвозмездной основе – более 350 компаний;

– страховой метод: «Росатом» формирует резервные фонды, схожие со страховыми, которые создаются за счет отчислений предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (средства расходуются на ликвидацию аварий, внедрение защитных средств и утилизацию ядерного топлива)

Государственная корпорация «Роскосмос»

– бюджетные субсидии;

– доходы от приносящей доход деятельности на основании контрактов, заключенных на коммерческой основе;

– централизуемые финансовые средства, сформированные за счет отчислений организаций, входящих в состав госкорпорации в целях формирования резервов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности организаций корпорации*;

– доходы от акций публичных акционерных обществ, принадлежащих корпорации

– с учредителем: «Роскосмос» получил в качестве имущественного взноса имущество ликвидируемого Федерального космического агентства «Роскосмос»;

– связанные с приносящей доход деятельностью

– самофинансирование: получение прибыли от реализации товаров, работ, услуг;

– финансирование в форме бюджетных субсидий на реализацию Федеральной космической программы до 2025 г., ФЦП «ГЛОНАСС» и ФЦП «Развитие космодромов России»

– финансовый метод: изначально РФ передала в качестве взноса имущественные комплексы государственных унитарных предприятий на безвозмездной основе

Примечание. *Порядок отчисления средств на формирование специальных резервных фондов госкорпорации утверждает Правительство РФ.

Таким образом, под финансовым механизмом государственных корпораций предлагается понимать совокупность форм и методов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государственных корпораций, которые необходимы для осуществления ими социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Сформулируем основные специфические принципы организации финансов государственных корпораций:

- внешнее финансирование – проявляется в образовании денежных фондов за счет переданных учредителем (Российской Федерацией) имущественных взносов, прав на результаты интеллектуальной собственности, акций публичных акционерных обществ, доходы по которым будут принадлежать госкорпорации и т.д.;

- целевой характер – расходование денежных средств, опираясь на утвержденную смету, т.е. на основе бюджета доходов и расходов;

- затратность – отсутствие самоокупаемости, нет цели получения прибыли;

- открытость – данный принцип основан на общественном контроле, открытости финансов;

- подотчетность – госкорпорация должна отчитаться за полученные финансовые ресурсы перед лицом источника финансирования;

- реализация общественных интересов – госкорпорация обязана вести деятельность, которая предусмотрена учредительными документами;

- ответственность – участники госкорпорации обязаны нести социальную и моральную ответственность за деятельность организации.

Анализируя указанные принципы, следует отметить несоблюдение российскими госкорпорациями, как минимум, одного из них – «открытости». Речь идет об отсутствии возможности общественного контроля за расходованием средств госкорпораций ввиду затрудненного доступа к финансовой информации со стороны заинтересованных групп пользователей.

От финансового механизма зависят пропорции распределения и перераспределения вновь созданной стоимости. Поэтому совершенствование финансового механизма требует детального и глубокого исследования его экономического содержания, выявления полной совокупности составляющих его элементов.

Только на основе детализации можно выявить «слабые места», неработающие детали и сбои в финансовом механизме, наметить направления его совершенствования для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.


Библиографическая ссылка

Гузь Н.А. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2017. – № 1. – С. 87-90;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=1854 (дата обращения: 05.07.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074