Распределение и перераспределение финансовых ресурсов происходит не только в масштабах мировой и национальной экономики, но и в рамках отдельных хозяйствующих субъектов. На уровне хозяйствующих субъектов распределение полученного дохода от реализации произведенной продукции (работ, услуг) осуществляется в целях покрытия материальных затрат, затрат на оплату труда, амортизации основных средств и др. Перераспределение чистого дохода в виде прибыли происходит в интересах собственника организации (индивидуального предпринимателя).
Действие финансового механизма проявляется во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов с:
- населением;
- бюджетной системой;
- государственными внебюджетными фондами;
- органами имущественного и личного страхования и др.
Несмотря на то, что словосочетание «финансовый механизм» давно и прочно вошло в научный оборот, единой точки зрения на его определение и состав до сих пор не существует. Нередко в литературных источниках определение финансового механизма дается без однозначного толкования его сущности.
Проблемам выработки подходов к определению и составляющим элементам финансового механизма посвящены, в частности, ряд научных статей преподавателей Финансового университета [1–5].
В общем виде – финансовый механизм рассматривается ими как «совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов» [6, с. 30].
«Финансовый механизм» (как любое искусственно созданное понятие) следует рассматривать только в привязке к конкретному объекту.
Несмотря на то, что государственные корпорации являются отдельной формой некоммерческих организаций, их финансовые механизмы значительно отличаются, что затрудняет формирование единых критериев оценки их деятельности и потребностей в финансировании. Так, если государственная корпорация «Ростех» фактически является самостоятельной коммерческой компанией и не получает бюджетные субсидии, «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» – полностью субсидируемая государством организация.
Опираясь на данное выше определение, представим специфические особенности формирования и использования финансовых ресурсов государственных корпораций в разрезе отдельных элементов финансового механизма (таблица).
Анализ элементов финансового механизма государственных корпораций в РФ
Виды финансовых ресурсов |
Виды организации финансовых отношений |
Формы организации финансовых отношений |
Методы организации финансовых отношений |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
«Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» |
– доходы от основной деятельности; – привлеченные в форме депозитов (на особых условиях) средства ФНБ России. |
– с учредителем: ВЭБ привлекает средства ФНБ России, а также осуществляет доверительное управление денежными средствами, ценными бумагами и имуществом РФ; – связанные с деятельностью на финансовом рынке: ВЭБ осуществляет полный комплекс банковских операций, в том числе, выпускает облигации, привлекает займы и кредиты, размещает средства на депозитах, приобретает доли в различных компаниях в качестве инвестиций, осуществляет страховую деятельность; – связанные с приносящей доход деятельностью: инвестиционная и банковская деятельность |
– самофинансирование: получение прибыли от приносящей доход деятельности и от доверительного управления денежными средствами, ценными бумагами и имуществом, принадлежащим РФ; – кредитование: привлечение в депозиты средств ФНБ России для обеспечения достаточности собственных средств |
– метод кредитования: привлечение средств ФНБ России на депозиты на срок не менее 5 лет на условиях, не предусматривающих досрочный возврат депозита или досрочную уплату процентов; – страховой метод: получение доходов за счет осуществления страховой деятельности |
«Агентство по страхованию вкладов (АСВ)» |
– доходы от основной деятельности (страховые взносы банков-участников ССВ); – кредиты Банка России; – бюджетные кредиты* |
– с учредителем: АСВ привлекает бюджетные кредиты для осуществления основной деятельности; – связанные с приносящей доход деятельностью: АСВ может получать прибыль от инвестирования временно свободных денежных средств |
– самофинансирование: получение страховых взносов от банков, реализация имущества банков, у которых отозвана лицензия, для возмещения средств, направленных на выплату вкладчикам, получение дохода от временно свободных денежных средств; – кредитование: привлечение кредитов Банка России и бюджетных кредитов |
– финансовый метод: первоначальный имущественный взнос РФ составил 3 млрд руб.; – страховой метод: АСВ формирует финансовые ресурсы, в основном, за счет взимания страховых взносов банков-участников ССВ; – метод кредитования: АСВ может привлекать кредиты Банка России и бюджетные кредиты на осуществление основной деятельности |
«Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» |
– бюджетные субсидии и бюджетные ассигнования |
– с учредителем: Фонд получает субсидии из бюджета РФ на осуществление основной деятельности; – связанные с приносящей доход деятельностью: Фонд может получать прибыль от инвестирования временно свободных денежных средств |
– сметное финансирование: Наблюдательный совет Фонда ежегодно устанавливает необходимый размер бюджетных ассигнований для финансирования деятельности |
– финансовый метод: общий размер имущественного взноса РФ составляет 481 млрд руб., из них – 241 млрд руб. был внесен единовременно при образовании фонда, остальные средства – в течение последующих периодов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» |
– доходы от основной деятельности; – амортизационные отчисления |
– с учредителем: «Ростех» получил в качестве имущественного взноса доли РФ в 700 компаниях; – связанные с приносящей доход деятельностью |
– самофинансирование: получение прибыли от основной деятельности |
– финансовый метод: изначально РФ передала в собственность «Ростеха» в качестве взноса имущество (доли в акционерных обществах, приватизированных унитарных предприятиях на безвозмездной основе); – кредитный метод: компании, принадлежащие «Ростеху», могут привлекать кредиты в коммерческих банках и ВЭБ |
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» |
– доходы от приносящей доход деятельности; – бюджетные субсидии и бюджетные ассигнования; – амортизационные отчисления |
– с учредителем: «Росатом» получил в качестве имущественного взноса доли РФ в 350 компаниях, а также имущество ликвидируемого Федерального агентства по атомной энергии; – связанные с приносящей доход деятельностью; – связанные с бюджетным финансированием |
– самофинансирование: получение прибыли от приносящей доход деятельности; – сметное финансирование: получение бюджетных ассигнований на финансирование программы деятельности «Росатома» на год; – финансирование в форме бюджетных субсидий на выполнение государственного оборонного заказа |
– финансовый метод: изначально РФ передала в качестве взноса имущество – доли в акционерных обществах, унитарных предприятиях в собственность «Росатома» на безвозмездной основе – более 350 компаний; – страховой метод: «Росатом» формирует резервные фонды, схожие со страховыми, которые создаются за счет отчислений предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (средства расходуются на ликвидацию аварий, внедрение защитных средств и утилизацию ядерного топлива) |
Государственная корпорация «Роскосмос» |
– бюджетные субсидии; – доходы от приносящей доход деятельности на основании контрактов, заключенных на коммерческой основе; – централизуемые финансовые средства, сформированные за счет отчислений организаций, входящих в состав госкорпорации в целях формирования резервов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности организаций корпорации*; – доходы от акций публичных акционерных обществ, принадлежащих корпорации |
– с учредителем: «Роскосмос» получил в качестве имущественного взноса имущество ликвидируемого Федерального космического агентства «Роскосмос»; – связанные с приносящей доход деятельностью |
– самофинансирование: получение прибыли от реализации товаров, работ, услуг; – финансирование в форме бюджетных субсидий на реализацию Федеральной космической программы до 2025 г., ФЦП «ГЛОНАСС» и ФЦП «Развитие космодромов России» |
– финансовый метод: изначально РФ передала в качестве взноса имущественные комплексы государственных унитарных предприятий на безвозмездной основе |
Примечание. *Порядок отчисления средств на формирование специальных резервных фондов госкорпорации утверждает Правительство РФ.
Таким образом, под финансовым механизмом государственных корпораций предлагается понимать совокупность форм и методов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государственных корпораций, которые необходимы для осуществления ими социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Сформулируем основные специфические принципы организации финансов государственных корпораций:
- внешнее финансирование – проявляется в образовании денежных фондов за счет переданных учредителем (Российской Федерацией) имущественных взносов, прав на результаты интеллектуальной собственности, акций публичных акционерных обществ, доходы по которым будут принадлежать госкорпорации и т.д.;
- целевой характер – расходование денежных средств, опираясь на утвержденную смету, т.е. на основе бюджета доходов и расходов;
- затратность – отсутствие самоокупаемости, нет цели получения прибыли;
- открытость – данный принцип основан на общественном контроле, открытости финансов;
- подотчетность – госкорпорация должна отчитаться за полученные финансовые ресурсы перед лицом источника финансирования;
- реализация общественных интересов – госкорпорация обязана вести деятельность, которая предусмотрена учредительными документами;
- ответственность – участники госкорпорации обязаны нести социальную и моральную ответственность за деятельность организации.
Анализируя указанные принципы, следует отметить несоблюдение российскими госкорпорациями, как минимум, одного из них – «открытости». Речь идет об отсутствии возможности общественного контроля за расходованием средств госкорпораций ввиду затрудненного доступа к финансовой информации со стороны заинтересованных групп пользователей.
От финансового механизма зависят пропорции распределения и перераспределения вновь созданной стоимости. Поэтому совершенствование финансового механизма требует детального и глубокого исследования его экономического содержания, выявления полной совокупности составляющих его элементов.
Только на основе детализации можно выявить «слабые места», неработающие детали и сбои в финансовом механизме, наметить направления его совершенствования для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.