Scientific journal
Название журнала на английском
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

FEATURES OF THE FINANCIAL MECHANISM OF PUBLIC CORPORATIONS IN RUSSIAN FEDERATION

Guz N.A. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The author identifies the distinctive features of the financial mechanism of public corporations in Russian Federation. The study is based on the determination of author’ position to the concept of «financial mechanism of public corporation», which allows to justify its structure and specifics. The author consistently presents her own position on the main elements of the financial mechanism of public corporations: types and forms of organization of financial relations, methods of formation and utilization of financial resources.
public corporation
financial mechanism
financial resources
non-profit organizations

Распределение и перераспределение финансовых ресурсов происходит не только в масштабах мировой и национальной экономики, но и в рамках отдельных хозяйствующих субъектов. На уровне хозяйствующих субъектов распределение полученного дохода от реализации произведенной продукции (работ, услуг) осуществляется в целях покрытия материальных затрат, затрат на оплату труда, амортизации основных средств и др. Перераспределение чистого дохода в виде прибыли происходит в интересах собственника организации (индивидуального предпринимателя).

Действие финансового механизма проявляется во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов с:

- населением;

- бюджетной системой;

- государственными внебюджетными фондами;

- органами имущественного и личного страхования и др.

Несмотря на то, что словосочетание «финансовый механизм» давно и прочно вошло в научный оборот, единой точки зрения на его определение и состав до сих пор не существует. Нередко в литературных источниках определение финансового механизма дается без однозначного толкования его сущности.

Проблемам выработки подходов к определению и составляющим элементам финансового механизма посвящены, в частности, ряд научных статей преподавателей Финансового университета [1–5].

В общем виде – финансовый механизм рассматривается ими как «совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов» [6, с. 30].

«Финансовый механизм» (как любое искусственно созданное понятие) следует рассматривать только в привязке к конкретному объекту.

Несмотря на то, что государственные корпорации являются отдельной формой некоммерческих организаций, их финансовые механизмы значительно отличаются, что затрудняет формирование единых критериев оценки их деятельности и потребностей в финансировании. Так, если государственная корпорация «Ростех» фактически является самостоятельной коммерческой компанией и не получает бюджетные субсидии, «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» – полностью субсидируемая государством организация.

Опираясь на данное выше определение, представим специфические особенности формирования и использования финансовых ресурсов государственных корпораций в разрезе отдельных элементов финансового механизма (таблица).

Анализ элементов финансового механизма государственных корпораций в РФ

 

Виды финансовых ресурсов

Виды организации финансовых отношений

Формы организации финансовых отношений

Методы организации финансовых отношений

1

2

3

4

5

«Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

– доходы от основной деятельности;

– привлеченные в форме депозитов (на особых условиях) средства ФНБ России.

– с учредителем: ВЭБ привлекает средства ФНБ России, а также осуществляет доверительное управление денежными средствами, ценными бумагами и имуществом РФ;

– связанные с деятельностью на финансовом рынке: ВЭБ осуществляет полный комплекс банковских операций, в том числе, выпускает облигации, привлекает займы и кредиты, размещает средства на депозитах, приобретает доли в различных компаниях в качестве инвестиций, осуществляет страховую деятельность;

– связанные с приносящей доход деятельностью: инвестиционная и банковская деятельность

– самофинансирование: получение прибыли от приносящей доход деятельности и от доверительного управления денежными средствами, ценными бумагами и имуществом, принадлежащим РФ;

– кредитование: привлечение в депозиты средств ФНБ России для обеспечения достаточности собственных средств

– метод кредитования: привлечение средств ФНБ России на депозиты на срок не менее 5 лет на условиях, не предусматривающих досрочный возврат депозита или досрочную уплату процентов;

– страховой метод: получение доходов за счет осуществления страховой деятельности

«Агентство по страхованию вкладов (АСВ)»

– доходы от основной деятельности (страховые взносы банков-участников ССВ);

– кредиты Банка России;

– бюджетные кредиты*

– с учредителем: АСВ привлекает бюджетные кредиты для осуществления основной деятельности;

– связанные с приносящей доход деятельностью: АСВ может получать прибыль от инвестирования временно свободных денежных средств

– самофинансирование: получение страховых взносов от банков, реализация имущества банков, у которых отозвана лицензия, для возмещения средств, направленных на выплату вкладчикам, получение дохода от временно свободных денежных средств;

– кредитование: привлечение кредитов Банка России и бюджетных кредитов

– финансовый метод: первоначальный имущественный взнос РФ составил 3 млрд руб.;

– страховой метод: АСВ формирует финансовые ресурсы, в основном, за счет взимания страховых взносов банков-участников ССВ;

– метод кредитования: АСВ может привлекать кредиты Банка России и бюджетные кредиты на осуществление основной деятельности

«Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

– бюджетные субсидии и бюджетные ассигнования

– с учредителем: Фонд получает субсидии из бюджета РФ на осуществление основной деятельности;

– связанные с приносящей доход деятельностью: Фонд может получать прибыль от инвестирования временно свободных денежных средств

– сметное финансирование: Наблюдательный совет Фонда ежегодно устанавливает необходимый размер бюджетных ассигнований для финансирования деятельности

– финансовый метод: общий размер имущественного взноса РФ составляет 481 млрд руб., из них – 241 млрд руб. был внесен единовременно при образовании фонда, остальные средства – в течение последующих периодов

1

2

3

4

5

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»

– доходы от основной деятельности;

– амортизационные отчисления

– с учредителем: «Ростех» получил в качестве имущественного взноса доли РФ в 700 компаниях;

– связанные с приносящей доход деятельностью

– самофинансирование: получение прибыли от основной деятельности

– финансовый метод: изначально РФ передала в собственность «Ростеха» в качестве взноса имущество (доли в акционерных обществах, приватизированных унитарных предприятиях на безвозмездной основе);

– кредитный метод: компании, принадлежащие «Ростеху», могут привлекать кредиты в коммерческих банках и ВЭБ

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

– доходы от приносящей доход деятельности;

– бюджетные субсидии и бюджетные ассигнования;

– амортизационные отчисления

– с учредителем: «Росатом» получил в качестве имущественного взноса доли РФ в 350 компаниях, а также имущество ликвидируемого Федерального агентства по атомной энергии;

– связанные с приносящей доход деятельностью;

– связанные с бюджетным финансированием

– самофинансирование: получение прибыли от приносящей доход деятельности;

– сметное финансирование: получение бюджетных ассигнований на финансирование программы деятельности «Росатома» на год;

– финансирование в форме бюджетных субсидий на выполнение государственного оборонного заказа

– финансовый метод: изначально РФ передала в качестве взноса имущество – доли в акционерных обществах, унитарных предприятиях в собственность «Росатома» на безвозмездной основе – более 350 компаний;

– страховой метод: «Росатом» формирует резервные фонды, схожие со страховыми, которые создаются за счет отчислений предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (средства расходуются на ликвидацию аварий, внедрение защитных средств и утилизацию ядерного топлива)

Государственная корпорация «Роскосмос»

– бюджетные субсидии;

– доходы от приносящей доход деятельности на основании контрактов, заключенных на коммерческой основе;

– централизуемые финансовые средства, сформированные за счет отчислений организаций, входящих в состав госкорпорации в целях формирования резервов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности организаций корпорации*;

– доходы от акций публичных акционерных обществ, принадлежащих корпорации

– с учредителем: «Роскосмос» получил в качестве имущественного взноса имущество ликвидируемого Федерального космического агентства «Роскосмос»;

– связанные с приносящей доход деятельностью

– самофинансирование: получение прибыли от реализации товаров, работ, услуг;

– финансирование в форме бюджетных субсидий на реализацию Федеральной космической программы до 2025 г., ФЦП «ГЛОНАСС» и ФЦП «Развитие космодромов России»

– финансовый метод: изначально РФ передала в качестве взноса имущественные комплексы государственных унитарных предприятий на безвозмездной основе

Примечание. *Порядок отчисления средств на формирование специальных резервных фондов госкорпорации утверждает Правительство РФ.

Таким образом, под финансовым механизмом государственных корпораций предлагается понимать совокупность форм и методов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государственных корпораций, которые необходимы для осуществления ими социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Сформулируем основные специфические принципы организации финансов государственных корпораций:

- внешнее финансирование – проявляется в образовании денежных фондов за счет переданных учредителем (Российской Федерацией) имущественных взносов, прав на результаты интеллектуальной собственности, акций публичных акционерных обществ, доходы по которым будут принадлежать госкорпорации и т.д.;

- целевой характер – расходование денежных средств, опираясь на утвержденную смету, т.е. на основе бюджета доходов и расходов;

- затратность – отсутствие самоокупаемости, нет цели получения прибыли;

- открытость – данный принцип основан на общественном контроле, открытости финансов;

- подотчетность – госкорпорация должна отчитаться за полученные финансовые ресурсы перед лицом источника финансирования;

- реализация общественных интересов – госкорпорация обязана вести деятельность, которая предусмотрена учредительными документами;

- ответственность – участники госкорпорации обязаны нести социальную и моральную ответственность за деятельность организации.

Анализируя указанные принципы, следует отметить несоблюдение российскими госкорпорациями, как минимум, одного из них – «открытости». Речь идет об отсутствии возможности общественного контроля за расходованием средств госкорпораций ввиду затрудненного доступа к финансовой информации со стороны заинтересованных групп пользователей.

От финансового механизма зависят пропорции распределения и перераспределения вновь созданной стоимости. Поэтому совершенствование финансового механизма требует детального и глубокого исследования его экономического содержания, выявления полной совокупности составляющих его элементов.

Только на основе детализации можно выявить «слабые места», неработающие детали и сбои в финансовом механизме, наметить направления его совершенствования для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.