Сложность изучения топографии, планировки, структуры города состоит в том, что, многие из них существовали на протяжении длительного времени, в результате которого произошло значительное изменение в характере, внешнем виде и внутренней структуре города.
Проблема топографии восточного города была поставлена В.А. Жуковским и В.В. Бартольдом [21; 7, с. 172-195]. В.В. Бартольд выдвинул предположение о том, что почти все мусульманские города состояли из двух частей – цитадели (кухандиз, арк) и собственно города (шахристан). После арабского завоевания у стен шахристана возникли рабады (предместье, пригород). Основанием для этих положений у упомянутых исследователей были в основном письменные источники IХ-Х вв.
Анализ данных археологических раскопок и сведений письменных источников показывает, что пути развития городов Азербайджана во многом аналогичны путям развития городов Переднего и Среднего Востока, то есть в основе структуры этих городов лежит принцип двух или трехчастного деления.
В VII–X вв. происходит перелом в развитии городов Передней Азии, что внешне нашло отражение в их структуре: за крепостными стенами шахристана постепенно разрастается новый городской центр – рабад, где концентрируются основные экономические, политические, культурные элементы городской организации. В то же время жизнь в шахристане большинства городов, отмирает, цитадели перестают быть центром города, местом сосредоточения политической власти [8, с. 3-17].
Являлись ли рабады следующей ступенью развития ранних городов, или они образовывались на основе новой социально-экономической структуры и по сущности были новыми городами – эти вопросы сегодня имеют разноречивые объяснения.
В письменных источниках не встречается термин «рабад», за исключением арабского ученого Йакута (XI-XII вв.), который объясняет это так: «Ар-рубд, как говорят некоторые из них (филологов), сам город и постройки, а рабад – то, что вокруг него снаружи; первой с дамой, а второй с фатхой…» [цит. по 13, с. 108]. В арабских и персидских словарях это слово (рабаз – رابز) переводиться как «предместье», «окрестность», «загон» [38, с. 725]. По мнению Кваррубиаса «рабад» происходит от древнееврейского «умножать», «увеличить» [43].
Следует отметить, что слово «рабад» не имеет прямые параллели в других языках. В то же время названия других частей города (мадина – مدينة, кала (гала – цитадель – قلعة)) такую параллель имеют (шахристан, арк (кухендиз)[1]. Это еще раз свидетельствует, что формирование рабада происходит именно после арабского завоевания.
Из описания средневековых городов арабскими авторами четко видно, что в большинстве случаев рабадами называется территория, расположенная вне крепостных стен города – мадины (шахристана). Однако непоследовательное употребление средневековыми авторами слова «рабад» создает определенные трудности. Они заключаются в том, что в одних случаях рабадом называется ближайшие окрестности города, в других рабад – та часть города, которая не защищена стеной, в третьих рабад – укрепленный город [13, с. 109] .
В.В. Бартольд считал, что рабадом обозначались стены, окружившие, так же сами пригороды [13, с. 109]. О.Г. Большаков обратил внимание на то, что испанский историк Л.Т. Балбас, не будучи знаком с трудами В.В. Бартольда и последующей дискуссией по этой теме, употребил тот же термин «рабад»[2] для обозначения части мусульманского испанского города [12, с. 98].
Во многих исследованиях в процессе образования рабада в первую очередь учитывается роль социально-экономических факторов, рост населения, развитие ремесленного производства, внутренней и внешней торговли. Можно предположить, что в результате урбанизации город, обнесенный крепостными стенами, не смог расти вширь, выплескивался наружу. Крестьяне и ремесленники, снабжавшие город разными продуктами и ремесленными изделиями, селились вблизи городов, за его крепостными стенами, образуя таким образом пригород [28, с. 123]. Причину зарождения рабада исследователи видят в перенаселенности шахристана, из которого в первую очередь стали выселяться ремесленники – постоянно имеющие дело с огнем [11, с.46]. Впоследствии постройки вне шахристана получают городской облик, становятся рабадами – центральными районами городов. Пути этого процесса сложны и разнообразны для различных городов. Результаты исследований средневековых городов мусульманского востока, показывает, что процесс формирования рабадов в разных городах характеризуется их особенностями.
По мнению других исследователей, рабады возникали в результате арабской колонизации. Арабы селили многочисленных переселенцев вместе с воинскими гарнизонами рядом со старым городом. В дальнейшем застройки вокруг военных лагерей, где под защитой гарнизона оседали и мирные жители, уплотнялись, и рабады получили урбанистические черты [26, с.64]. Такое предположение в некоторой степени подтверждается тем, что в Испании кварталы, образовавшиеся рядом с укрепленным лагерем, называли рабадом [27, с.26-33]. Рабат, сложившегося близ античного города Сале, буквально переводиться – «укрепленный город» («рабат ал-фатх» – лагерь победы)[3]. Суфии, не имевшие монастырей, давали своим небольшим хижинам на окраине городов, тоже военное название рибат (форт) [31, 238]. Большинство ученых считают, что двухчастные города после VIIв. постепенно превратились в трехчастные. Но как показывают исследования городов Средней Азии, Кавказа, в том числе Азербайджана, трехчастная структура зародилось еще в домусульманский период и была характерна для многих городов античного и раннесредневекового периода [29, с.7; 39, с.20-29; 40, с.134]. Также в древних городах Месопотамии и Парфии строго выдерживался единый принцип трехчастного деления (цитадель, собственно город, полусельский округ (посад) [11, с.46; 41, с.22-24; 42, с.3-17]. На основе трехчастной структуры ранних городов, некоторые исследователи считали раннесредневековые города прототипами развитого средневекового. Кроме того известно, существование в некоторых городах Ближнего Востока в момент арабского завоевания пригородов, называемый «хадир». У Йакута тоже встречается слово «хадир» вместо «рабад». Только позднее, после арабского завоевания всюду на Ближнем Востоке употребляется термин «рабад» (только в Египте «хамалла» или «муня») [13, с.109; 28, с.123].
Нам не известно, существовал ли специальный термин для обозначения третьей части ранних городов Кавказа и Средней Азии. В исторической литературе широко распространено использование для этой цели термина «пригород», что в какой-то мере оправдывает себя.
Как видно, трехчастная структура присуща не только средневековым городом и поэтому, необходимо оговориться, когда речь идет о членении города раннесредневекового и средневекового периода. Нам кажется, для этого приемлемо словосочетание «город с пригородом» и «город с рабадом».
Какими признаками определяется и различается пригород и рабад? По этому вопросу существует много неясных моментов. В частности, пока не выяснен вопрос о том, вся ли загородная территория (предместье) после арабов называлась рабадом или для него существовали определенные критерии.
Пригороды исследователями понимаются как полусельские округа, слободы, торгово-ремесленные посады. Рабад же является продуктом более позднего периода феодализма, образовавшегося, как выяснилось, после арабского нашествия. Он фактически является новым городом, где, как правило, находился и административный и торгово-ремесленный, культурный центр. То есть пригород и рабад не одно и то же, и следует учитывать качественные отличия этих частей города.
К сожалению, рабад средневековых городов Азербайджана как специальная тема не изучена. Не исследованы причины его формирования, пути и социальные основы этого прогресса. В большинстве случаев обходились лишь упоминанием наличие рабада в трехчастной структуре города.
Подтверждением существования рабада при азербайджанском средневековом городе служили, в основном, торгово-ремесленные кварталы и обнаруженные многочисленные археологические материалы производственного характера (керамика, металл, стекло, шлак и т.д.) за крепостными стенами города. В то же время наблюдается упадок жизни шахристана и прихода ее в новый район – рабад. Какова роль арабской колонизации в формировании рабадов азербайджанских городов, определенно ответить на этот вопрос невозможно, ибо отсутствуют прямые письменные и археологические материалы.
Известно, что арабы и предшествующие завоеватели (сасаниды) старались удержать завоеванные территории путем их заселения [15, с.50]. По сведению арабских авторов, в Азербайджан были переселены целые арабские племена, и они оседали вокруг городов или в них [15, с. 50]. Арабы больше обращали внимания на укрепление стратегические важных пунктов и городов, создавали укрепленные гарнизоны (рабады) [14, с. 164]. Как явствует из сообщений письменных источников арабские переселенцы жили в ими же построенных рабадах [6; с.35]. В рабадах находились главным образом войска, в них жили целые племена, которые захватывали лучше земли у местных [14, с.164] и принуждали «старейшин племен сдавать с их руки укрепленные места» [36, с.144].
Превращение этих рабадов в центр городской жизни отмечено у В.В. Бартольда: «Эмиграция арабов в завоеванные области выражалась, во-первых, в устройстве военных лагерей, где жили наместники халифа, во-вторых, в захвате определенных территорий бедуинскими племенами. Лагери быстро становились центрами городской жизни, местами, где по преимуществу вырабатывался тип общемусульманской культуры» [10, с. 30].
Рис. 1. План города Дербента
В источниках нет точных сведений о том, где были построены арабами укрепленные поселения (рядом с городом или далеко от него), и играли ли они роль в формировании рабадов. Лишь можно предполагать, что фактор колонизации имела место в этом процессе.
В источниках нет точных сведений о том, где были построены арабами укрепленные поселения (рядом с городом или далеко от него), и играли ли они роль в формировании рабадов. Лишь можно предполагать, что фактор колонизации имела место в этом процессе.
В данной статье нами рассматриваются рабады таких городов средневекового Азербайджана, как Дербент, Габала, Бейлаган, Шамахы, Гянджа, Хараба Гилан и др.
Рис. 2. Оборонительные стены города Дербента (Нарын гала)
В VIII-X вв. прослеживаются рост города Дербента, своеобразные изменения в его структуре. Результаты археологических исследований в городе показывают, что в этот период полностью обживается вся территория между крепостными стенами площадью свыше 150 га. Как при сасанидах город застраивается в основном сверху вниз – от цитадели к морю. Но превращение Дербента во второй половине VII в. в центр морской торговли и крупный порт на Каспийском море обусловило интенсивное обживание приморского района. В результате рост города происходил и в направлении от моря к цитадели [25, с.143-148].
Поперечная стена в районе Джума–мечети делит общезаселенную территорию на две части – верхнюю (древняя часть города – шахристан) и нижнюю (новозастроенный район), именуемые «верхний» и «нижний» город [25, с.143-148]. В.В. Бартольд, основываясь на источниках X в. о городе Дербенте, считал, что до монгольской завоеваний вне городских стен города (шахристана) в южной стороне его находился рабад, окруженный стенами из обожженного кирпича и глины и имевшей длину и ширину две мили (4 км)[4]. Однако широкими археологическими раскопками доказано, что город развивался исключительно на территории между двумя стенами. Он, сохраняя внешне двухчастную структуру, в период VIII – X вв. фактически уже имел три части, типичные для средневековых городов Востока: цитадель (нарын гала), полностью сохранившую свою прежнюю планировку, шахристан – сформировавшийся на межстенной территории – в «верхнем городе», рабад – формировавшийся тоже в пределах крепостных стен – в «нижнем городе» (рис. 1, 2).
Рис. 3. План города Габалы
Рис. 4. Руины крепостных сооружений города Габалы
Огромная, надежно защищенная территория вполне давала возможность расти и развиваться здесь городу. Основные же причины образования рабада, видимо, были и социально-экономические факторы (перенаселенность, шахристана, развитие ремесла и торговли), военно-политические факторы (переселение арабов).
О структуре средневековый Габалы[5], в частности о рабаде города, достоверных данных нет. Четкое деление социальной структуры города не прослеживается. По мнению некоторых исследователей в IX– начале XIII в. город получает особое развитие и за пределами его крепостных стен возникает новый пункт заселения, известный в народе Кямалтепе и условно названный археологами Байыр шехер (внешний город) и квартал ремесленников [1, с. 21-25]. Камалтепе расположен в 50 м напротив южных ворот города (Галы) (рис. 3). Этот холм состоит из трех частей, которые отделены друг от друга впадинами, напоминающими оборонительные рвы глубиной в среднем 5-7 м [17, с. 30-31]. Сохранились следы дорог, ведущих на холм с севера и юга [1, с.25]. Археологические материалы позволяют считать, что этот памятник относиться к средневековому периоду.
Интересно сообщение средневекового арабского географа, автора труда «Лучшее Разделение Знаний о Регионах» Мукаддаси (X в.) о том, что соборная мечеть Габалы находится на отдельном холме вне города [37, с. 9]. Частичные археологические раскопки на одном из холмов Кямалтепе обнаружили следы её [16, с. 482-483].
Байыр шехер – занимает южное подножие Кямалтепе, где были выявлены остатки поселения площадью 10 га. Видны следы дорог, соединяющих Байыр шехер с Кямалтепе и городом Габала. После того как Габала была опустошена, у южных склонов города жизнь продолжалось. В 1 км к сверу-востоку от Габалы, площадью 10 га расположен ремесленный квартал, именуемый местным населениями Яныг ер (горелая земля), где обнаружены остатки производственных печей для обжига кирпича и гончарных изделий [1, с. 25]. На основе найденных арабских монет VIII-IX вв. в Сельбире и обожженных кирпичей, изготовленных у упомянутом квартале, археологи допускают интенсивную жизнь в квартале ремесленников в IX в [1, с. 32]. Являлось ли эти территории (Кямалтепе, Байыр шехер, квартал ремесленников) рабадом города Габалы, в полном смысле этого слова утверждать пока труда.
Рабад города Бейлагана[6], судя по топографическим признакам, тянулся только к западу от города, окруженный крепостными стенами примерно 2,5-3 км. Он образовался в основном у юго-западных ворот города [2, с.41]. Это часть города во всех исследованиях характеризуется как ремесленный квартал [32, с. 15-25; 33, с. 149-160]. Это объясняется тем, что в этой части города, за исключением развалин небольших крепостей, культовых сооружений, известных под именем Мильминарет, мавзолеев, в основном размещались жилые дома ремесленного сословия, построенные менее монументально.
Археологическими раскопками в 1955-1958 гг. на юго-западной окраине города были обнаружены пять обжигательных печей, относящихся к VII-началу XIII вв., остатки кузнецы XII-XIII вв., свидетельствующие о расположении здесь кварталов гончарного производства и кузнечного [34, 26-46]. В 1955-1958 гг. в близости к гончарным печам VIII-IXвв. вскрыта часть водоводов и бассейн, датирующиеся IX в., служившие видимо, для нужд мастерских – гончарных и кузнечных [34, с. 38-46; 32, с. 24]. Наличие водоснабжения в ремесленном квартале, по мнению Г. Минкевич-Мустафаевой, показатель непрерывности здесь ремесленного производства [34, с. 46]. Упомянутый Мильминарет прямоугольного плана с площадью 4500 м², по мнению исследователей, являлся комплексом мечеть-медреса [2, с. 79]. Вокруг этого памятника расположено более десяти мавзолеев, видимо почетных граждан. По мнению Г. Ахмедова все эти памятники вместе с Мильминаретом составляли религиозно-погребальный комплекс [2, с. 79]. В этом районе сохранились рассматриваемые выше небольшие крепости в оборонительной системе города. О других функциях этих сооружений ничего не известно.
Рис. 5. План города Бейлагана
Кроме ремесленных кварталов и упомянутых культовых комплексов в рабаде Бейлагана были расположены виноградники напротив городских ворот и огороды рядом с защитными рвами города, о чем сообщает Мас’уд ибн Намдар [30, с.14]. Вся эта часть рабада была расположена ниже оросительного канала Гявурарха.
В IX – начале XIII вв. рабад возрастает и захватывает юго-западную окраину крепостной части города, ближе к Гявурарху, где можно проследить остаток построек в образе берега современного канала. Такое расположение ремесленных кварталов, по всей вероятности, было связно с наличием близкой проточной воды и направлением ветров, отгонявших дым и запах мастерских от города [2, с. 79; 33, с. 149-151]. Самая значительная часть ремесленных кварталов была размещена у ворот юго-западной стены города [3].
Развитие города Нахчывана – формирование нового городского района – происходило не вокруг древней части города (Йезидабад), а недалеко от нее, на месте, где расположен нынешний город. Пути этого необычного для азербайджанских городов переформирования неясны. Что являлось ядром образования нового городского района? Была ли заброшена старая крепость (цитадель и шахристан)? Можно ли называть новой городской район рабадом Нахчывана, который впоследствии сосредотачивал в себе городские элементы? Ответить на подобные вопросы весьма сложно при отсутствии достоверных источников.
Рис. 6. План города Хараба Гилан
Рабад Хараба Гилана[7] бил расположен за пределами крепостных стен шахристана, на склонах холмов южной и юго-западной части города (рис.6). Разведочные исследования показали, что здесь не было богатых по устройству и вещественным находкам зданий. В уязвимых местах он бил укреплен оборонительными стенами [22, с.11].
Вне стен шахристана Шемахи, на южной и восточной окраине на берегу реки Пирсаат располагалась торгово-ремесленная часть города – рабад. Раскопками выяснено, что здесь, начиная с III-IV вв. существовал населенный пункт, а в IX–X вв. возник квартал гончаров, разрушенный вначале XIII в. Здесь открыты остатки кузнечного горна, мастерской по изготовлению ножей, складского помещения ремесленников и т.д. [19, с.439-443].
Рабад города Гянджи[8] более обширный и захватывает территорию вне крепостных стен в обеих частях города, а левобережной части он расположен на южной и юго-западной окраине города, в местности под именем Хараба йери (место развалин) [18, с.23-24]. В правобережной части территория рабада большая, она тянулась в восточном направлении от крепостных стен до старого кладбища и в северо-восточном направлении до пределов селений Татлы. По подсчетам исследователей общая территория Гянджи с рабадами составляет 810 га. Из них 250 га расположены в пределах крепостных стен (рис. 7), таким образом, рабад города занимал площадь 560 га – в два раза больше чем территория крепостной части.
На территории рабада видны отдельные бугры различных форм и размеров, поверхность которых усеяна обломками кирпичей и шлака, черепками керамических изделий [19, с. 23]. Судя по многочисленным находками шлаков и прочих отбросов различных производств на территории между первой и второй линией крепостных стен в правобережной части, некоторые исследователи допускают сосредоточение здесь мастерских, цехов и жилых кварталов ремесленников [5, с.37], то есть эта территория тоже являлась рабадом, в свою очередь обносившимся крепостными стенами [24, с. 55].
По сведению Истахри рынки Барды располагались в рабаде [23, с. 9], особенно отличается рынок у ворот курдов (Баб ал акрад) сообщает Мукаддаси [37, с.7-8]. Эти авторы, описывая города Маранд, Ардабил, Марага, отмечают наличие у этих городов населенного рабада.
Как мы видим, имеющиеся материалы пока не дают полное представление о рабадах городов Азербайджана. Если исходить из приведенных нами выше материалов, полученных в разных городах в результате археологических исследований, можно сделать следующие выводы:
• рабады средневековых городов Азербайджана формируются после арабского завоевания (VII-VIIIвв.). Этот процесс завершается примерно в IX–X вв.;
• рабады городов образовались за оборонительными стенами крепостной части собственно города (шахристана), на одной или более его сторон, у одних или двух ворот шахристана;
• главная причина «выделения» рабадов в социальной структуре средневекового города – его социальное расслоение;
• бурное развитие внутренней и внешней торговли и ремесла в первые периоды правления Халифата является одним из главных причин формирования рабадов;
• другой причиной образования рабадов, видимо, было перенаселение шахристана за счет сельских людей, искавших работу в городе, и за счет многочисленного арабского переселения. Не исключено, что в этом процессе имело место и оседание кочевых племен;
• еще одним из важных факторов в этом процессе был размещение базаров, торговых ярмарок, мастерских, ремесленных кварталов за крепостными стенами шахристана, главным образом у ворот, идущих в город, что диктовалось некоторыми обстоятельствами: из соображений соблюдения гигиены – чтобы избежать загрязнения города золой и дымом от ремесленных мастерских, оградить город от их шума;
• в основном рабады азербайджанских городов не обносились крепостными стенами, исключение составляет рабад Хараба Гилана;
• в рабадах городов Азербайджана не обнаружены монументальные сооружения, за исключением Мильминаретского культового комплекса в Бейлагане;
• о роли арабской колонизации в формировании рабада достоверной информации нет;
• археологические материалы, обнаруженные на территориях рабадов средневековых городов Азербайджана дают основание считать, что они в основном носили торгово-ремесленный характер.
[1]«Шахри-бурун» употребляется лишь с XV в. (Бартольд В.В., соч. т. 4).
[2]В испанском языке слово «рабад» сохранилось в виде «arrabal».
[3]В.В. Бартольд предлагал не смешивать слово рабад со словом рабат (рибат), обозначавшим укрепленные места на границе мусульманских владений [9, с.119].
[4]Бартольд В.В. Дербент // Соч., т. 3, М:. – 1965. – C. 422
[5]Развалины Габалы находятся к востоку от современного села Чухур-Габала на возвышении между реками Гарачай и Джаурлучай. Здесь город с площадью более 25 га расположен на обширном холме с искусственным рвом, разделенным на две части, местное население называет территорию к северу от рва Сельбиром (12 га), а к югу – Галой (13 га). Иногда обе части городища именуются Гала-Сельбир, Гявур-гала, иногда же только южную часть называют Гявур-гала. Площадь, занимаемая развалинами города, имеет вытянутую, почти треугольную форму. С конца I в. до середины ХVIII в. город был расположен на высоком холме, где находятся его руины (рис. 4).
[6]Бейлаган - один из древних городов, возникшей на магистральных путях международной транзитной торговли. Развалины находятся в 17 км к северо-западу от нынешнего города Бейлаган. Городище с площадью 40 га окружено крепостными стенами и рвом, по форме почти правильный четырехугольник (580 х 600 м) и ориентировано углами по сторонам света. Система рвов и мощных крепостных стен делила город на две части. В юго-восточной части городища выделялся меньшей прямоугольник (370 х 380м) площадью 14 га, отделенный от остальной площади. Малый прямоугольник в литературе именован «малым городом», а весь большой прямоугольник включая и малый, «большим городом» (рис. 5).
[7]Городище Хараба Гилан, отличающийся своеобразными оборонительными системами и топографией, находился в восточном районе Нахчывана, в 17 км к западу от города Ордубада на древнем торговом пути Таврия - Нахчыван, соединяющем эту область с городами Ближнего Востока. Развалины городища расположены на огромных территориях (300 га) в междуречье притоков Аракса - Гиланчай и Дюгланчай - на трех возвышенностях и в оврагах, находящиеся между ними. Цитадель города занимала юго-восточную часть на огромных скалах, а немного ниже на холмах были расположены кварталы города - шахристан. За пределами оборонительных стен шахристана располагался рабад. .
[8]Средневековая Гянджа, расположенная на обширной равнине, стояла на большом торговом пути, пролегавшем на стран Востока на Запад. Развалины города расположены к северо-востоку от современной Гянджи, на расстоянии 6 км от нее. Горная режа Гянджачай разделяет город на две части: на правую - большую, и левую - меньшую. Территория городища площадью 250 га в пределах крепостных стен имеет форму неправильного четырехугольника. Общая площадь его территории с предместьями составляет 810 га. Левобережная часть города в плане имеет форму неправильного четырехугольника со сторонами 600x750 м (45 га). Она представляет собой ровную местность с отдельными плоскими возвышенностями в виде развалин больших городских зданий. Топография правобережной части более сложна и по размеру. Эта часть города больше чем левобережная Здесь расположена небольшая по площади городская территория (26 га), представляющая собой в плане тоже прямоугольный четырехугольник (600 х 420 м), окруженная со всех сторон, кроме юго-западной, вторыми стенами. Если посмотреть план города, то представляется, будто первый четырехугольник вклинился во второй большой (860 х 860 м – 74 га), так, что между ними с восточной и северной стороны остается значительное расстояние (100–200 м). Территория в пределах малого четырехугольника в исторической литературе условно называют «первым городом», а территория в пределах большого четырехугольника – «второй город».
Библиографическая ссылка
Нагиев Г.Г. РАБАД В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ АЗЕРБАЙДЖАНА // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 3. – С. 18-27;URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=778 (дата обращения: 21.12.2024).