Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ИМПЕРИИ КАРАХАНИДОВ

Кылычев А. 1
1
В рамках данной статьи делается попытка раскрыть суть появления ислама в Кашгаре и роль представителей династии Караханидов в распространении новой религии путем сравнительного анализа информации из различных письменных источников.
династия Караханидов
исторические источники
история
ислам
Центральная Азия
1. Мулла Муса Сайрами. Тарих-и Амнийә. – Үрүмчи: Шинҗаң хәлқ нәшрияти, 1989. – 436 б.
2. Бартольд В.В. Туркистан в эпоху монгольского нашествия. Сочинения. – Т. 1. – М.: Изд-во восточной литературы, 1963. – 761 с.
3. История Казахстана в персидских источниках. – Алматы: «Дайк-Пресс», 2005. – Т. 1. – 416 с.
4. Рукопись ИВ АН РУз под инв. № 5531.
5. Рукопись ИВ АН РУз под инв. № 1818.
6. Рукопись ИВ АН РУз под инв. № 862.
7. Мугинов А.М. Описание уйгурских рукописей Института народов Азии. – М.: Издательство Восточной литературы, 1962. – 207 с.
8. Grenard M.F. La légenda de Satok Boghra Khân et l’histoire. Journal Asiatique, serie 9, № 15 (1900), pp. 5-79.
9. Байтур Ә., Сидиқ Х. Шинҗаңдики милләтләрниң тарихи. – Үрүмчи: Милләтләр нәшрияти, 1991. – 1317 б.
10. Бартольд В.В. Сочинения. – Т. 2, ч.1. – М.: Восточная литература, 1963. – 1024 с.
11. Радлов В.В. К вопросу об уйгурах. Из предисловия к изданию Кудатку-билик. Приложение к LXXII-му тому Записок Императорской Академии Наук, №2. – СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1893 г. – С. 1-130.
12. Малявкин А.Г. Материалы по истории уйгуров в IX-XII вв. – Новосибирск: «Наука» Сибирское отделение, 1974. – С. 210.
13. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата: «Рауан», 1992. – 376 с.
14. Бартольд В.В. Сочинения. – Т. 5. – М.: «Наука», 1968. – 759 с.
15. Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. – 288 с.
16. Бартольд В.В. Сочинения. – Т. 2, ч. 2. – М.: «Наука», 1964. – 659 с.
17. Кочнев Б. Нумизматическая история Караханидского каганата (991-1209). – М.: Издательский дом «София», 2006. – 344 с.
18. Уйғур хәлқ ривайәтлири (шәхсләр, вәқәләр һәққидики ривайәтләр). – Үрүмчи: Шинҗаң яшлар-өсмүрләр нәшрияти, 1998, 3 һилд. – 312 б.
19. Материалы по истории Средней и Центральной Азии X-XIX вв. – Ташкент: ФАН УзССР, 1988. – 414 с.
20. Давут Р. Уйғур мазарлири. – Үрүмчи: Шинджаң халқ нашрияти, 2001. – 265 б.
21. Бартольд В.В. Сочинения. – Т. 7. – М.: «Наука» ГРВЛ, 1971. – 664 с.

Рубеж X–XII вв. в истории Центральной Азии ознаменовался важнейшим для исторических судеб региона событием исламизации тюркских этносов, падением династии Саманидов и воцарением династии Караханидов. Письменные памятники средневекового Востока дают для исследователя немаловажные сведения об эпохе правителей Караханидского государства. В рамках данной статьи делается попытка раскрыть суть появления ислама в Кашгаре и роль представителей династии Караханидов в распространении новой религии путем сравнительного анализа информации, содержащейся в таких ценных произведениях как «Тазкира-йи Бугра-хан» неизвестного автора, «ал-Мулхакат би-с-Сурах» Джамаля ал-Карши, «Диван лугат ат-турк» Махмуда ал-Кашгари, «Китаб ал-джамахир фи марифат ал-джавахир» Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмада ал-Бируни, «ал-Камил фи-т-та’рих» Изз ад-дин Абу Хасана Али ибн Мухаммада ибн ал-Асира, «Та’рих-и Амнийа» Муллы Мусы Сайрами, «Та’рих ал-Йамини» Абу Наср Мухаммада ибн Абд ал-Джаббара ал-Утби и другие.

Караханидское государство считалось «Золотым мостом» между Западом и Востоком. Через Великий Шелковый путь, который проходил по территории Караханидской империи, распространялись разные религии, в том числе и ислам. История исламизации тюркских народов Восточного Туркестана начинается с момента прибытия в г. Кашгар наставника караханидского правителя Султана Сатук Бугра-хана гази – саманидского принца Хваджи Абу Насра Самани. С его именем связано начало конфликта между мусульманами и буддистами. Сведения о нем можно встретить в сочинении Муллы Мусы Сайрами. Согласно «Та’рих-и Амнийа», он прибыл в Кашгар в 332/943-944 г., где правителем был Базир Арслан-хан. В то время султану было 13 лет [1, с.13]. Однако В.В. Бартольд отмечает, что после смерти правителя Нуха в 954 г. в стране Саманидов началась борьба за трон между наследниками. Потерпев поражение, Наср (Абу Наср Самани – М.Э.) был вынужден бежать к тюркам (первая пол. X в.). На престол Саманидского государства вступил Абд ал-Малик ибн Нух [2, с. 309].

В «ал-Мулахакат би-с-Сурах» Джамаля ал-Карши прибытие Абу Насра Самани описывается следующим образом: «Угулчак Кадыр-хан, брат Базир Арслан-хана, перестал прислушиваться к указаниям посланников ислама (т.е. правителей Саманидской династии – М.Э.), пока не прибыл в Кашгар, убегая от своего брата, Наср ибн Мансур. Угулчак встретил его, как подобает принимать гостей, а Наср ибн Мансур сказал ему «Я занял место в твоем царстве и согласился править твоими подданными и буду верен тебе, если брат будет с тобою грубо обращаться». И он назначил его (Насра ибн Мансура) правителем области Артуджа». По мнению автора, Султану Сатук Бугра-хану в то время было 12 лет [3, с. 102, 104].

Согласно «Тазкира-йи Бугра-хан», Хваджа Абу Наср Самани был избран Аллахом стать наставником Султана Сатук Бугра-хана гази. Он, торгуя, путешествовал по разным городам. Перед отправлением в путешествие он совершал благотворительный акт, раздавая хлеб и еду. Однажды он собрался в очередное путешествие и в ночь перед отъездом увидел сон, где получил весть повременить с поездкой [4, ЛЛ. 30б-31а; 5, Л. 61а].

Шесть лет спустя Абу Насру Самани приснился сон, где он получил весть от пророка Мухаммада, что настало время отправиться в Туркестан и найти караханидского принца. Целью поездки стало то, что Абу Наср Самани должен был обучить султана Кур’ану. Таким образом, Султану Сатук Бугра-хану предначертано было принять «ислам и сделать тюркский народ мусульманами» [4, ЛЛ. 30б-31а; 5, Л. 32а; 6, Л. 40б].

По данным «Тазкира-йи Абу Наср Самани» Хваджа родился в 270/883-884 г. и умер в 350/961-962 г. в возрасте 80 лет. Он был похоронен около селения Артудж в местности Машхад [7, с. 71-72]. Всю свою жизнь он был верным Всевышнему Аллаху. Хваджа получил воспитание у своих наставников – товарища в пути, имама шайха Шакука Каттала и Абу Бакра Садика и стал увайсом [4, Л. 33а; 5, Л. 33б; 6, Л. 41б].

Ф. Гренар выдвигает гипотезу о том, что Султан Сатук Бугра-хан гази родился в 900-910 г., а в 333/944-945 г. стал правителем Караханидского государства [8, с. 45]. В труде исследователя сообщается, что он рос и воспитывался среди «неверных». Когда Султану Сатук Бугра-хану исполнилось 7 лет, в 302/914 г. в г. Баласагун, который находился в Семиречье, умирает правитель Караханидов – Базир Арслан-хан. Этим моментом пользуются карлуки и нападают на правителя города, выходца из племени ягма, чтобы вернуть себе былую власть. Старший сын Базир Арслан-хана погибает от рук карлуков. Авторами коллективной монографии «Шинҗаңдики милләтләр тарихи» указывается труднопроизносимое имя старшего сына. Возможно, поэтому его имя в некоторых источниках не упоминается. Младший сын – Султан Сатук Текин (Салур Текин), спасаясь от врагов, вместе с другими чиновниками из племени ягма переезжает в г. Кашгар. Младший брат Базир Арслан-хана – Угулчак Кадыр-хан, женился на овдовевшей матери султана. В течение пяти лет Султан Сатук Бугра-хан воспитывался у дяди [9, с. 647].

Согласно сведениям, приводимым Джамалем ал-Карши, Султан Сатук Бугра-хан выучил наизусть Книгу Аллаха и стал обучать тому, что занимало его, до тех пор, пока не достиг 25-летнего возраста [3, с. 104]. В легенде, рассказанной Ибн ал-Асиром о принятии ислама, повествуется, что Султану Сатук Бугра-хану во сне спустился с неба человек и сказал ему на тюркском языке: «Прими ислам для своего спасения в этом и в будущем мире» [10, с. 41]. В «Тазкира-йи Бугра-хан» повествуется, что Султан Сатук Бугра-хан гази тайно принимает ислам, побуждаемый ему явлением пророка Хидра и проповедью мусульманского старца Хваджи Абу Насра Самани. К нему примкнули приближенные. С принятием ислама султану было присвоено арабское имя ‘Абд ал-Карим. Султан Сатук Бугра-хан гази является первым увайсом на территории Восточного Туркестана [4, Л. 44а; 5, Л. 45б; 6, Л. 47б].

В 320/932 г. Султан Сатук Бугра-хан гази со своей свитой численностью 40 человек прибыл в Кашгар и напал на Угулчак Кадыр-хана [3, с. 104; 10, с. 649]. Султан захватив трон, направился в Баласагун. После покорения города он возвращается в Кашгар.

В 331/942-943 г., продолжая исламизацию, караханидский правитель с сыном своего наставника Абу Насра Самани – Абу-л-Фаттахом гази, возглавив сильное караханидское войско, прошел через перевал Торгат и захватил территорию южной части р. Нарын, затем внезапно напал на Баласагун [9, с. 650]. На захваченной территории хан распространил ислам и объявил его государственной религией. В 338/949-950 г., продолжая борьбу за веру, был совершен поход на восток под командованием Абу-л-Фаттаха гази. По дороге Тохсун караханидское войско во главе старшего сына Султана Сатук Бугра-хана гази Мусы Текина (Бай-Таш) направилось к г. Бешбалык, который был расположен в северной части Тенритага. Тем временем хотанское войско прибыло в города Бешбалык и Карагуча, где силы двух сторон оказались равными. В ходе борьбы обе стороны понесли большие потери. Караханиды были вынуждены отступить в г. Кенгит. Согласно «Тазкира-йи Султан Сатук Бугра-хан», Султан Сатук Бугра-хан гази этот город сделал восточной границей своего государства [9, с. 650-651].

Как отмечал В.В. Радлов, принятие ислама во второй половине X в. позволило достичь больших успехов тем из уйгурских князьков, которые приняли эту веру, возвысились до правителя государства, где господствующей религией был ислам [11, с. 120].

В 343/954-955 г. Султана Сатук Бугра-хана гази настигла тяжелая болезнь. Ввиду болезни отца Муса Текин сразу же вернулся в Кашгар. Правитель Уйгурского (Турфанского) государства, решив воспользоваться этим случаем, отправил войско для освобождения своих земель. Идикутское войско, разгромив войско Караханидов, вернуло себе земли до западной части г. Куча [9, с. 653].

После смерти Султана Сатук Бугра-хана гази, по обычаю Караханидов, его старший сын Муса Текин занял трон и стал именоваться Муса Бугра Кара-ханом. В период правления Муса Бугра-хана гази страна значительно укрепилась. После расширения территории он установил систему государственного управления в своем ханстве, и им был создан совет «визирей», который назывался «тайангу» [9, с. 670]. В это время активизируется внутренняя и внешняя политика государства. Муса Бугра-хан гази провозгласил своего младшего брата Сулайман Текина – Арслан-ханом. Он правил второй столицей г. Баласагуном.

По сведениям «Тазкира-йи Султан Сатук Бугра-хан», свой поход Муса Бугра-хан гази начал с востока. В 350/961-962 г. караханидское войско направилось против Уйгурского государства двумя путями. Поход по южной дороге возглавил сам хан. Быстрыми темпами он перешел р. Аксу и захватил такие города как Аксу, Куча, Бугур, Корла, Кара, Тохсун. Вторая часть караханидского войска во главе с Сулайман Арслан-ханом гази и Абу-л-Фаттахом гази, из Баласагуна направились в поход вдоль р. Или. Ими был захвачен г. Бешбалык. В борьбе с идикутскими уйгурами погибает Абу-л-Фаттах гази [6, Л. 5а]. Муса Бугра-хан гази обложил налогом покоренных [9, с. 656-657].

В 971 г. правитель Хотана Йаглакалкалу с целью вернуть свои земли, напал на Караханидское государство во главе мощного войска. Он захватил такие города как Кагилик, Йакан и Йенисар (Йени-Хисар). В этой битве караханидская армия понесла сильный ущерб и была вынуждена отступить в Кашгар.

Для подкрепления Муса Бугра-хан гази отправил войско. Однако Караханиды вновь терпят поражение. Кашгар оказывается в окружении врагов. После этой битвы Йаглакалкалу отправил группу, послов из буддийских монахов и государственных чиновников в государство Сун и объявил о своей победе над Кашгаром. В 981-984 гг. государство Сун также отправило свое посольство к уйгурскому государю Бешбалыка и Турфана. Об этом посол сунского императора Ван Яньдэ, посетивший страну с официальной миссией писал следующее: «В это время территория Идикутского ханства была присоединена к территории Караханидского государства, вошла даже территория снежных гор Памир» [9, с. 601, 657-658; 12, с. 87-91].

Согласно «Тазкира-йи Бугра-хан», преемником Султана Сатук Бугра-хана гази был его старший сын Хасан Бугра-хан гази. Сведения о Мусе Бугра-хане и его брате, к сожалению, отсутствуют.

Хасан Бугра-хан, изменив план своего дяди Мусы Бугра-хана гази, который планировал подчинить Хотан, решил совершить военный поход к Саманидам. И только после продолжить поход к западным соседям. Причиной послужил захват Хасан Бугра-ханом гази г. Исфиджаб, входящий в состав Саманидского государства. До приезда караханидского хана, правители города добровольно открыли двери и встретили его с многочисленными дорогими подарками.

По Ибн ал-Асиру, властитель Хорасана предложил ему отнять у Саманидов Бухару и он действительно покорил весь Мавараннахр и взял Бухару, но затем заболел и на обратном пути умер в 383 или 384 г. х. (993–994 или 994–995 г.). Однако по сведениям Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни, это событие произошло в 384-385/994-995 году. На рубеже X–XI вв. в Мавараннахре окончательно утвердилась власть Караханидов [13, с. 273, 279].

В период правления Хасан Бугра-хана гази происходит значительное расширение территории Караханидского государства в результате регулярных походов мусульман против «неверных», утверждение политической власти Караханидов на землях к востоку.

Для легитимизации политической власти, караханидским ханам был необходим новый великий «мусульманский предок», каким стал Афрасийаб – великий завоеватель мира, распространивший веру пророка Мухаммада до самых его пределов. По имени мифического туранского царя Караханиды стали называть себя «домом Афрасийаба», несмотря на совершенно нетюркский звуковой состав этого имени [14, с. 79]. Опираясь именно на такой идеал «правителя» представители династии Караханидов надеялись на историческое подтверждение, при помощи которого они могли управлять не только Восточным Туркестаном, но и Мавараннахром. Принадлежность к этому роду давала правителям этой династии законное право на верховную власть на территории Центральной Азии. «Ильханские цари» или «Туркестанские князья из рода Афрасийаба» носили титул малик ал-машрик ва-с-син, что означало правители «Чина и Мачина». Об этом свидетельствуют монеты 459/1066–1067 года [11, с. 120, 125].

Как отмечает А.А. Кононов, у Кара-хана был сын по имени Бугра. После смерти Кара-хана весь народ провозгласил Бугра правителем. Он превзошел всех своих предков. Он завоевал Бухару и Самарканд. Однако, по причине того, что его братья возмутились в его юрте, он не мог оставаться и вернулся. После этого он пошел и завоевал страну Хорезм и много лет царствовал там. [15, с. 62].

Хасан Бугра-хан, носивший титул «света державы и опоры призыва к вере» (Шихаб ад-давла ва захир да‘ва) не встретил в Мавараннахре почти никакого сопротивления. Абу ‘Али заключил с ним тайный договор о разделении владений Саманидов, в котором Хасан Бугра-хану предоставлялось занять Мавараннахр, а области к югу от Аму-Дарьи должны были остаться во власти Абу ‘Али; кроме того, Бугра-хана приглашали дихкани, которые играли в государстве значительную роль, но были не довольны правительством. Как относилось духовенство к первому завоевателю Мавараннахра, мы не знаем; но исторические сведения о благочестии Бугра-хана и его главных сторонников, Абу ‘Али и Фаика, заставляют полагать, что он благожелательно был встречен духовенством [2, с. 318-319].

Согласно Абу Райхан ал-Бируни и Ибн ал-Асиру, у Хасан Бугра-хана был лакаб «Шихаб ад-даула» [16, с. 154]. По данным В.В. Радлова, он является преемником Мусы Бугра-хан ибн Сатука, которого называют «Шихаб ад-даулат Гарун (Харун – М.Э.) ибн Сулайман», государем Кашгара и Баласагуна, государство которого распространялась до границ Китая [11, с. 122]. Как отмечает Б. Кочнев, дирхам Ферганы 381/991-992 г. открывает прочую его титулатуру: малик ал-Машрик Шихаб ад-даула ва захир ад-да‘ва Абу Муса Турк-хакан [17, с. 134].

Согласно «Тазкира-йи Бугра-хан», в период правления Хасан Бугра-хана гази, правителя Кашгара, в стране Халхал Мачин (Хотан – М.Э.) правили братья Чукти ришид и Нукти ришид. По некоторым сведениям «Гохар земин – Хотан», эти братья правили великим государством. Самыми важными событиями в истории двух государств были 9 походов [18, с. 179].

В одном из этих походов в борьбе с «неверными» Хотана умирает караханидский принц Султан Саййид ‘Али Арслан-хан гази. Согласно «Тазкира-йи Саййид ‘Али Арслан-хан гази», в это время ему было 28 лет. По приведенным сведениям рассказчиков, он погиб в 489/1095-1096 г. 10 дня месяца ‘ушур во время нападения врагов на караханидское войско[7, с. 154]. Однако по сведениям Джамаля ал-Карши, ‘Али Арслан-хан аш-Шахид Абу-л-Хасан ибн Бай-Таш Арслан-хан ибн Сатук Бугра-хан принял мученическую смерть в последних числах мухаррама 388/января 998 года [3, с. 104].

Согласно «Тазкира-йи Бугра-хан», Хасан Бугра-хан гази отправил своего сына Йусуф Кадыр-хана гази в г. Мадайин за военной помощью. Сам хан прибыл к Кашгару с 70 тысячным войском и осадил город. Вернув Кашгар, караханидский хан в течение трех дней собрал войско и отправился в поход в г. Йенисар. Распространяя ислам, Хасан Бугра-хан гази дошел до местностей Алтунлук и Озтан. Очередное жестокое сражение с «неверными» произошло в местности Кулкуйар, где погибают Хасан Бугра-хан гази и Асан Бугра-хан гази [4, Л. 116а].

Однако по сведениям «Та’рих ал-Йамини» Абу Наср Мухаммад ибн Абд ал-Джаббар ал-Утби, Хасан Бугра-хана гази был измучен климатом Бухары. Его постигло несчастье из-за мятежа, бунта, бедствий, причиненных им династии Саманидов. Им овладел тяжкий недуг. Он считал, что сможет выздороветь лишь благодаря воздуху Туркестана. Однако по пути в Кашгар он умирает [19, с. 26-27].

Сведениям о смерти Хасан Бугра-хана гази изучаемого нами сочинения противоречат также данные В.В. Бартольда. В раби‘ I 382/7 мая – 5 июня 992 г. Караханидский правитель смог вступить в Бухару, однако вскоре после этого из-за неумеренного употребления фруктов тяжело заболел и вынужден был оставить завоеванную страну. Он умер по дороге в Кашгар в местности Кочкар-баши. Как отмечает В.В. Бартольд, эта местность находилась недалеко от истока Чу, так называемого Кочкаром. [16, с. 506-507].

В «Тазкира-йи Бугра-хан» повествуется о том, что Йусуф Кадыр-хана гази получил военную помощь в г. Мадайин от имамов Наср ад-дина, Каввам ад-дина, Му‘ин ад-дина и Зухур ад-дина. Имам Наср ад-дин приказал собрать сорокатысячное войско и дать его в распоряжение Йусуф Кадыр-хану гази. Согласно «Тазкира-йи имам захиб», Йусуф Кадыр-хан гази покорил хотанских буддистов и в 1006 г. исламизировал население [20, с. 30]. Победив врагов, из Хотана он возвращается в Йарканд. Народ встречает победителя весело и преподносит ему много подарков. Через несколько дней караханидский хан, благословив население, отправляется в Кашгар. Утби в рассказе о войне 398/1007-08 г. между правителями Западного Караханидского государвства и Махмуда Газнави, называет Йусуф Кадыр-хана владетелем Хотана, где учение Будды процветало уже много веков [2 с. 342; 21, с. 80].

Владения великого хана в год его смерти охватывала, кроме Восточного Туркестана, Семиречье и восточную часть Сыр-Дарьинской области. Из данных нумизматики становиться известно, что в 404/1013-14 г. Йусуф Кадыр-хан правил в Йарканде, в 405/1014-15 г. – в Кашгаре [2, с. 343]. Как отмечает Б.Д. Кочнев, большинство элементов титулатуры Йусуф Кадыр-ханa гази обнаруживается на монетах: дирхам Кашгара 400/1009-1010 г. – Насир ад-давла Кадыр-хан; дирхам Кашгара 409/1018-1019 г. – Насир ад-дин Кадыр-хан малик ал-Машрик Йусуф; дирхам Узгенда 407/1016-1017 г. – Насир ал-хакк ва-д-дин малик ал-Машрик ва-с-Син [17, 31, с. 135].

Согласно «Тазкира-йи Бугра-хан» караханидское войско дошло до горы Эльборз (назв. горы в Персии, Куу ал-Бурз пайдар). Исламизация «неверных» расширилась от реки ‘Уммана (Индийский океан) до реки Кулзум (город на берегу Красного моря, близ Суеца) [6, Л. 89б].

Согласно сведениям Джамаля ал-Карши, Йусуф Кадыр-хан ал-Кабир ибн Харун Бугра-хан ибн Муса Тунка Илик ибн Сатук умер 1 мухаррама 424/7 декабря 1032 года, погребен в Курхане хаканов в Кашгаре на берегу Туман (ныне р. Тарым) [3, с. 104].

В заключении хотелось бы отметить, что исторические сочинения имеют исключительное значение в изучении истории Караханидской империи. Письменные памятники дошедшие до наших дней представляют в распоряжение исследователей новые фактические данные о политической жизни государства, высвечивают многие вопросы политической борьбы.


Библиографическая ссылка

Кылычев А. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ИМПЕРИИ КАРАХАНИДОВ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 3. – С. 9-13;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=776 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674