Вопрос подготовки инженерно-технических кадров на современном историческом этапе развития Российской Федерации стоит достаточно остро. Нехватка квалифицированных специалистов весьма заметна, и органы государственной власти пытаются решить эту проблемы. Стоит отметить, что наша страна не в первый раз сталкивается с подобной проблемой, поэтому анализ опыта прошлых лет представляет определенный интерес, научную и практическую значимость. В 50-е гг. ХХ в. в Дагестанской республике весьма возросла потребность в инженерных кадрах, однако подготовка инженерно-технических кадров велась слабо, так как инженерно-технические кадры готовились в вузах Москвы, Ленинграда, Баку, Ростова-на-Дону и других городов страны, а не в самой республике.
Именно в конце 50-х гг. в Дагестане наступил новый период в подготовке инженерно-технических кадров, когда в составе Дагестанского государственного университета были открыты факультеты промышленного и гражданского строительства, технологии консервирования, а также производства радиоаппаратуры. По указанным специальностям в университете было создано 20 лабораторий и кабинетов, оснащенных новейшим оборудованием. На этих факультетах обучалось 2155 студентов, в том числе 1209 человек на дневном отделении [5].
Уже в 1959 и 1960 гг. вузы и техникумы республики подготовили около 4 тыс. специалистов с высшим и более 8 тыс. со средним специальным образованием. Промышленные предприятия, стройки, транспорт, колхозы, совхозы получили подготовленные кадры. В то же время существовал целый ряд не решенных проблем в обучении инженерно-технические и строительные кадров, так как необходимой учебной базы не хватало. Потребность в них удовлетворялась лишь на 45-50 % . На промышленных предприятиях дагестанского совнархоза и Совета Министров ДАССР 2 тыс. инженерно-технических должностей занимали практики, не имеющие соответственное образование. В управлении металлообрабатывающей промышленности совнархоза на инженерно-технических должностях работало 276 практиков, в управлении «Дагнефть» – 1112, в управлении строительства и стройматериалов – 90. Из 250 инженерно-технических работников управления связи только 46 человек имело специальное среднее и высшее образование. Такое же положение было на предприятиях и учреждениях железнодорожного и автомобильного транспорта. На железнодорожном транспорте около 50 % инженерно-технических должностей замещали практики. Значительное число предприятий промышленности, транспорта и строек республики возглавляли работники, не имеющие специальной подготовки [5].
Среди специалистов высшей квалификации крайне незначительным был процент собственно дагестанцев. На предприятиях республики в числе 2478 специалистов средней и высшей квалификации только 220 человек были представителями народов Дагестана, в металлообрабатывающей промышленности соответственно из 1665-85, в управлении связи – на 46-8, на железнодорожном транспорте – из 261-19, в промышленности местного подчинения – из 143-23 [3].
Приказом министра высшего и среднего образования от 2 декабря 1959 г. для подготовки инженерных кадров к промышленности и подготовки специалистов без отрыва от производства в городе Каспийске был организован Дагестанский филиал Ленинградского кораблестроительного института с планом приема из числа жителей Дагестана по 50 человек на каждую специальность. План приема составлял 150 человек ежегодно.
Помимо этого в Дагестане работало два учебно-консультативных пункта Всесоюзного заочного машиностроительного института. В Махачкалинском учебно-консультативном пункте, включая подготовительные курсы, занималось 390 студентов. Все они сочетали большую производственную работу с обучением в вузе без отрыва от производства. Дагестанскими учебно-консультативными пунктами Института было подготовлено 62 инженера [4].
В республике постепенно росло количество молодых рабочих, получивших образование без отрыва от производства. Обучение в вечерних, заочных высших учебных заведениях и техникумах стало основной формой подготовки специалистов для народного хозяйства. Но эти учебно-консультативные пункты Всесоюзного заочного машиностроительного института оказались не в состоянии удовлетворить растущие потребности промышленных предприятий Дагестана в инженерно-технических кадрах высокой квалификации. Они недостаточно занимались подготовкой инженерных кадров, допускали ряд серьезных недостатков в работе и не обеспечивали подготовку нужных республике специалистов. За 10 лет они подготовили только 42 инженера, в том числе 8 человек из народов Дагестана.
Бюро Дагестанского областного комитета КПСС 26 февраля 1960 г. обсудило вопрос «О мерах по улучшению подготовки инженерных кадров в Дагестанском государственном университете» и вскрыло серьезные недостатки. Перестройка работы университета в свете закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» шла медленно. В подготовке инженерных кадров имелись серьезные недостатки. Прежде всего, учебно-материальная база инженерно-технического факультета не отвечала задачам, поставленным перед университетом для подготовки квалифицированных инженерных кадров для народного хозяйства. Инженерно-технический факультет со специальностями: промышленно-гражданское строительство, технологии консервирования и радиоаппаратура был недостаточен для обеспечения кадрами различных отраслей быстро развивающейся промышленности и сельского хозяйства района [5].
Поэтому Дагестанский областной комитет 24 июля 1962 г. обратился в бюро ЦК КПСС по РСФСР с просьбой разрешить вопрос о создании в Махачкале на базе инженерно-технического факультета Дагестанского государственного университета им. В.И. Ленина политехнического института с факультетами механическим, строительным, гидромелиоративным.[3].
В 1963 г. состоялся первый выпуск инженерно-технического факультета Дагестанского государственного университета. Дипломы инженера получили 117 человек. Это было значительным событием в жизни нашей республики. Выпускники Дагестанского университета стали трудиться в Челябинске, Волгограде, Саратове, Астрахани, в городах Азербайджана, Молдавии, Калмыкии и др. [3].
Чтобы дать возможность рабочим и служащим промышленных предприятий республике получить высшее образование без отрыва от производства, в 1962 г. в Дагестанском государственном университете открыли вечернее отделение, в котором в 1963 г. обучалось 250 человек. В данном случае Республика шла по уже опробованному пути подготовки специалистов в промышленности: обучения кадров на самих предприятиях и различных краткосрочных курсов [1].
В 1964 г. в Дагестане действовало 7 консервных заводов с 10 филиалами и цехами в районах Нагорного Дагестана. Завершалось строительство Белиджинского консервного завода мощностью 19 млн. условных банок. Но консервная промышленность республики была крайне слабо обеспечена кадрами специалистов, в особенности инженерами, технологами консервирования пищевых продуктов. За два года семилетки (1962-1963) численность инженерно-технических работников Дагестана увеличилась на 1314 чел. Но темпы подготовки инженерно-технических кадров ещё отставали от темпов развития промышленности. Так, из 75 инженерно-технологов, предусмотренных штатным расписанием, на заводах консервной промышленности работало только 25 дипломированных специалистов, а остальные должности занимали практики. В результате на предприятиях применялась отсталая технология, качество выпускаемой продукции было низким.
В результате принятых мер произошел рост технической интеллигенции Дагестана. В 1965 г. на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте работало более 7600 специалистов, в том числе 6500 инженеров и техников [4].
В годы семилетки Дагестан стал принимать участие в подготовке инженерно-технических кадров для соседних республик. Так, инженерно-технические работники завода «Дагестанские Огни» помогли Азербайджану построить в Мингечауре завод стекловолокна. В 1963-1964 гг. в «Дагестанских Огнях» учились на мастеров, стекловаров, резчиков, отломщиков стекла десятки представителей Азербайджана. В частности, было подготовлено 60 мастеров и помощников мастеров, техников по контрольно-измерительным приборам для Мингечаурского завода стекловолокна [2].
В связи со сложившейся ситуацией нехватки квалифицированных кадров, было принято решение республиканского партийного актива от 15 октября 1965 г., о создании на базе инженерных факультетов университета и Каспийского филиала Ленинградского кораблестроительного института Дагестанского политехнического института, призванного обеспечить растущие нужды промышленности квалифицированными кадрами»[5]. Для подготовки инженеров в 1965 г. вечерний факультет Ленинградского кораблестроительного института был реорганизован в Дагестанский филиал с планом приема на дневное отделение 100 чел.
В 1967 г. выпускники филиала стали работать на промышленных предприятиях Дагестана. Из 795 студентов вечернего отделения 567 работало на Каспийском заводе, 191 училось с отрывом от производства и 97 обучалось заочно. На инженерных факультетах Дагестанского государственного университета и филиала Ленинградского кораблестроительного института в 1967 г. обучалось свыше 3300 студентов по семи специальностям в которых республика испытывала острую нужду.
26 января 1968 г. бюро областного комитета партии приняло постановление «Об улучшении подготовки инженерных кадров в Каспийском филиале Ленинградского кораблестроительного института». Отмечалось, что одной из основных причин слабого развития подготовки инженерных кадров было то, что филиал ЛКИ не имел необходимой материальной базы для организации учебного процесса и расширения приема студентов. Имелись трудности, связанные с отдаленностью филиала от базового института . Это отрицательно влияло на качество подготовки специалистов, приводило к отсеву студентов.
В подготовке инженерно-технических кадров для Дагестана большую помощь оказывали и вузы страны. В целях подготовки дипломированных специалистов для новостроящейся хасавюртовской швейной фабрики в 1968 г. в Московский технологический институт легкой промышленности, во Всесоюзный заочный институт текстильной промышленности, Ленинградский институт легкой промышленности было направлено 84 человека из местной молодежи.
В 1969 г. в промышленности и строительстве работало 1650 дипломированных инженеров, которые внесли солидный вклад в научно-технический прогресс. В 1969-1970 г. по инициативе группы инженеров заводов Каспийска, Джумангулова, Дзижно, Ройберга и других развернулось широкое движение за снижение трудоемкости изделий путем улучшения технологии, совершенствования конструкций, механизации и автоматизации производственных процессов. В этом соревновании приняли участие более 2000 ИТР предприятий Каспийска.[3].
В Махачкале действовала двухгодичная экономическая школа по подготовке директоров, главных инженеров, начальников служб и главных специалистов предприятий промышленности и транспорта. На многих предприятиях действовали курсы мастеров, школы научной организации труда. На ряде заводов создали университет технического прогресса, где слушатели наряду с изучением творческих вопросов решали практические вопросы по улучшению конструкций выпускаемых изделий, совершенствованию техники и технологии на конкретных участках производства.
Таким образом, деятельность органов государственной власти по решению проблемы нехватки кадров можно признать положительной. Ведь в республике выросло число инженеров. Стоит подчеркнуть, что обучение в вечерних, заочных высших учебных заведениях и техникумах стало основной формой подготовки специалистов для народного хозяйства в рассматриваемый период. Велика была роль в подготовке инженерно-технических кадров для ДАССР в 60-е гг. ХХ в. Каспийского филиала Ленинградского кораблестроительного института, инженерно-технического факультета Дагестанского государственного университета, а затем Дагестанского Политехнического института. В подготовке инженерно-технических кадров для Дагестана большую помощь оказывали вузы СССР, в которых проходили обучение студенты из республики.
Библиографическая ссылка
Газалиева З.Б. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДАССР В 60-Е ГГ. ХХ В. // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 3. – С. 5-8;URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=775 (дата обращения: 30.12.2024).