1. Цель и задачи государственного экзамена
Уголовное право – фундаментальная наука, имеющая методологическое значение для всех отраслей права, оказывающая непосредственное влияние на совершенствование юридической практики. Знакомство с этой юридической дисциплиной бакалавры начинают уже на втором курсе.
Изучение уголовного права должно способствовать получению бакалаврами упорядоченных, системных знаний об уголовно-правовых явлениях и процессах, выработке умения в концентрированной форме излагать их существенные свойства и формулировать определения соответствующих дефиниций.
Итогом изучения уголовного права (общей части) на втором курсе является экзамен, на третьем курсе бакалавры сдают экзамен по особенной части уголовного права. Этим изучение данной дисциплины не ограничивается. На четвертом курсе бакалаврам предлагается освоить курс «Актуальные проблемы уголовного права», предполагающий более углубленное изучение наиболее важных уголовно-правовых проблем.
Действующим учебным планом для бакалавров, обучающихся по направлению «Юриспруденция», уголовно-правовой специализации, предусмотрена итоговая аттестация по курсу уголовного права, сориентированная на выявление теоретических знаний на качественно более высоком уровне, в сравнении с курсовым экзаменом, поскольку предполагается, что через призму уголовного права выпускники должны показать результаты усвоения отраслевых юридических дисциплин, навыки, приобретенные в ходе юридической практики, знание современного законодательства.
На государственном экзамене выпускники должны продемонстрировать знание методологических основ научного понимания уголовного права, уголовно-правовых явлений, закономерностей исторического развития и функционирования уголовного права, взаимосвязей права и иных сфер жизни общества и человека, понятийного и категориального аппарата уголовного права, эволюции и соотношения современных уголовно-правовых систем. Выпускники должны ориентироваться в основных проблемах современного понимания уголовного права, уметь охарактеризовать уголовно-правовые доктрины, анализировать их содержание.
Основной целью государственного экзамена по курсу уголовного права является определение уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 – «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Задачами государственного экзамена выступают: определение приоритетного круга проблем, решение которых способствует глубокому уяснению социального и правового назначения уголовного законодательства; выделение компонентов отрасли права, способствующих формированию единой логики реализации норм уголовного закона; развитие уголовно-правовых идей посредством обобщения сформулированных вопросов соответствующего компонента уголовного права.
2. Требования к квалификационной характеристике выпускника
Выпускник по направлению подготовки 40.03.01 – «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр) должен:
знать:
– содержание уголовного закона;
– историю развития уголовного права;
– рекомендации Верховного Суда РФ по применению уголовного закона;
– современные концепции уголовного права.
уметь:
– соотносить уголовно-правовые понятия и категории;
– обобщать практику применения уголовного закона;
– формулировать предложения по повышению эффективности реализации уголовно-правовых норм и положений.
владеть навыками:
– работы с уголовно-правовым материалом;
– анализа тенденций соотношения уголовного права и других наук;
– разрешения коллизионных ситуаций, касающихся соотношения отдельных норм уголовного права.
Выпускник, освоивший курс уголовного права, должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями.
- общекультурные компетенции (ОК):
– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
– способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК- 3);
– способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
– обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
– имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
– стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
мспособен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
– способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- профессиональные компетенции (ПК):
в правоприменительной деятельности:
– способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
– способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
– способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
– способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
– владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
– готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
– способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
– способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
– способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).
Библиографическая ссылка
Брылев В.И., Тупица А.Я., Маслова Р.С. УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (программа государственного экзамена) // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 5. – С. 126-127;URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=771 (дата обращения: 21.12.2024).