Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Шитов С.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

В современных условиях бурного развития научно-технического прогресса, интенсивного увеличения объема научной и научно-технической информации, быстрой сменяемости и обновления знаний особое значение приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных результатов. В связи с этим, наилучшей формой подготовки специалистов высшей квалификации является их непосредственное участие в научных исследованиях.

Исследовательская деятельность является одной из видов интеллектуальной деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке. В ходе исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества учащихся: навык самостоятельной исследовательской деятельности; навык работы с научно-познавательной литературой; инициатива и творчество; использование, расширение и углубление полученных знаний; навык совместной работы со специалистами; самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.

Поэтому перед высшей школой поставлена задача, чтобы за время обучения в вузе каждый студент получил бы навыки исследователя и умел бы их применять на практике при решении сложнейших проблем современного производства. В связи с повышенными требованиями к качеству подготовки специалистов (магистров), отвечающих потребностям развития страны, научно-исследовательская работа студентов выдвигается в число важнейших факторов совершенствования всей системы высшего образования. Непременное участие студентов в научных исследованиях, реальных проектных и конструкторско-технологических разработках должно стать одним из основных способов развития творческого мышления.

Целью изучения курса «Организация исследовательской деятельности» является выработка комплекса знаний и умений, необходимых для решения задач, связанных с будущей, профессиональной деятельностью, гуманитарная подготовка специалистов, активация творческих способностей студентов через деятельность, связанную с решением творческих и исследовательских задач, постановку проблем, изучением соответствующей теории, поиском необходимой информации, подбором методик исследования и практическое овладение ими, сбором собственного материала, его анализом и обобщением, формированием собственных выводов.

В результате изучения курса студент должен выполнить следующие задачи:

– освоить методологию и методику научных исследований;

– уметь сформулировать цель и задачи исследования;

– планировать и проводить эксперимент;

– обрабатывать результаты измерений;

– сопоставлять результаты эксперимента с теоретическими моделями и формулировать выводы научного исследования;

– составлять реферат, доклад, курсовую работу или статью по результатам научного исследования.

Исследовательская деятельность студентов – это познавательная активность, постоянно изменяющая субъектов взаимодействия (студента и преподавателя), приводящая каждого из них к состоянию носителя активного преобразующего начала посредством приобретения когнитивного, практического творческого опыта и опыта отношений. Образовательный потенциал исследовательской деятельности выражается в проявлении скрытых возможностей субъектов взаимодействия: образцы поведения, знания, установки, отношения, образующие формы трансляции человеческого опыта, творчества, реализация которого происходит через прояснение, переживание, созидание ценностей.

Образовательный потенциал исследовательской деятельности студентов обусловлен рефлексивной, побудительной (определяет характер мотивации обучающихся и позволяет при наличии достаточно сильных и устойчивых положительных мотивов побудить человека к саморазвитию и самосовершенствованию), познавательной (способствует самостоятельному приобретению новых знаний; служит средством актуализации имеющихся знаний и активизации мыслительной деятельности), мировоззренческой (создание и совершенствование научной картины, привнесение моральных правил, принципов, в которых обобщен нравственный опыт человечества) и ориентационной (обеспечивает формирование системы представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия, определяет оценочные отношения) функциями, реализующимися в процессе активного взаимодействия обучающегося с преподавателем и другими студентами.

Структура образовательного потенциала исследовательской деятельности представляет собой взаимосвязь компонентов: ценностно-целевого – определяется активностью студентов включаться в исследовательскую деятельность, овладевая при этом методами, способами решения поставленных задач; интеллектуально-творческого – определяется способностью студентов применять полученную информацию, овладевая при этом методами, способами решения поставленных задач; операционального – определяется сформированностью исследовательских умений; результативно-оценочного – определяется соответствием полученного результата намеченному.

Данное учебное пособие ориентировано на решение определенного цикла учебных задач, подчинённых общей цели – обеспечить непрерывную методологическую подготовку студентов высших учебных заведений в области исследовательской деятельности.

В пособии изложены сведения о специфике науки и научного познания, формах его теоретического осмысления и структуре научного исследования. Они составляют основу дальнейшего изучения конкретнонаучной методологии в соответствии с избранным направлением и профилем подготовки.

Содержание учебного пособия предполагает овладение целостным набором понятий, отражающих реальный процесс научного исследования и ограничивающих сферу действия упрощенных представлений о науке и научно-исследовательской деятельности. Учебное пособие отражает преимущественно общеметодологические и общеметодические аспекты исследовательской деятельности, содержание которых в процессе непрерывной методологической подготовки студентов должно быть адаптировано к специфике конкретных дисциплин, направлений и профилей подготовки.

Материал учебного пособия ориентирован на адекватное осмысление специфики конкретно-научного исследования и формирования исходных навыков методологического анализа научной работы, на выработку практических навыков аналитической работы и исследовательских умений.

Полученные знания по дисциплине «Организация исследовательской деятельности» позволят студентам: сформировать культуру организации исследовательской деятельности, навыки научного мышления, способности к аналитической деятельности и творческому осмыслению различных проблем; изучить методы ведения и способы оформления результатов научных исследований; заниматься самообразованием; анализировать проблемы научного, социального, экономического, производственного характера; помогут выработать навыки по работе с научно-технической и патентной информацией в условиях конкурентного рынка труда; сформировать личность специалиста; применять полученные знания в научно-исследовательской работе.


Библиографическая ссылка

Шитов С.Б. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 5. – С. 118-119;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=766 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674