В монографии раскрываются теоретические и практические вопросы формирования иноязычной профессиональной компетентности в поликультурном образовании: стратегические направления развития высшего профессионального образования в условиях поликультурного мира, актуальность принципа культуросообразности в современном образовании, проблемы поликультурного образования в современном вузе, формирование профессиональной и общекультурной компетентности при обучении иностранному языку, иноязычной профессиональной компетентности в системе непрерывного образования и общелингвистической компетенции студентов гуманитарного вуза. Предлагаемая модель формирования иноязычной профессиональной компетентности была апробирована в течение нескольких лет на факультете истории и международных отношений Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина и широко используется в педагогической практике высших учебных заведений.
Начало XXI столетия ознаменовалось значительным укреплением национального самосознания и этнической самоидентификации наций и народностей мира в качестве реакции на стремительно развивающиеся процессы глобализации, интеграции и интернационализации, пронизывающие все сферы человеческой деятельности, в том числе и сферу образования. В связи с этим подготовка специалистов, способных эффективно включиться в межнациональное и межкультурное взаимодействие в разных сферах профессиональной деятельности, должна осуществляться не только на основе принципов поликультурного образования, но и учитывать особенности взаимодействия мировых образовательных систем, в том числе и в рамках Болонского процесса. Таким образом, процесс формирования иноязычной профессиональной компетенции студентов гуманитарных вузов в современных условиях требует коренного изменения образовательных стратегий и подходов, создания новых дидактических и воспитательных концепций, ориентированных на идеи поликультурного образования в условиях взаимодействия мировых образовательных систем.
Цели данного исследования предполагали разработку инновационных педагогических основ данного процесса, адекватных тенденциям развития отечественного и международного социума, их экспериментальную проверку и апробацию в условиях практической деятельности коллектива исследователей.
В ходе исследования были уточнены и систематизированы основные положения, принципы, категории и понятия теории поликультурного образования применительно к целям и задачам профессионально-ориентированного иноязычного лингвистического образования; проанализированы современные тенденции развития образования в мире, а также особенности национальных образовательных систем США, Великобритании и других стран с целью выявления последних достижений мировой образовательной практики в области лингвистической подготовки специалистов различного профиля к успешной межкультурной коммуникации в сфере профессиональной деятельности и определения мировых стандартов качества иноязычного образования; на основе изучения образовательных систем ряда стран мира выделены их национальные и культурные традиции, определяющие особенности делового общения представителей различных профессий с целью подготовки будущих специалистов к успешной межкультурной коммуникации в профессиональной сфере; разработана инновационная модель профессионально-ориентированного иноязычного образования студентов гуманитарных вузов.
Авторами была предпринята попытка создания инновационной модели формирования иноязычной профессиональной компетентности студентов гуманитарных вузов в результате интеграции разноплановых по своему предмету исследований, а именно теории поликультурного образования и сопоставительного изучения образовательных систем различных стран мира. Такой подход к проблеме исследования позволяет получить научные результаты, не имеющие аналогов в отечественной педагогической науке.
Предлагаемая монография состоит из предисловия и 6 глав. Первая глава «Стратегические направления развития высшего профессионального образования в условиях поликультурного мира» написана д.п. н., профессором, академиком РАО А.П. Лиферовым; вторая глава «Актуальность принципа культуросообразности в современном образовании» – старшим преподавателем М.В. Гордовой; третья глава «Поликультурное образование в современном вузе» – д.п.н., профессором Л.П. Костиковой; четвёртая глава «Формирование профессиональной и общекультурной компетентности при обучении иностранному языку» – к.п.н., доцентом С.В. Сомовой; пятая глава «Иноязычная профессиональная компетентность в системе непрерывного образования» – к.п.н., заведующей кафедрой иностранных языков РГУ имени С.А. Есенина О.Н. Исаевой; шестая глава «Формирование общелингвистической компетенции студентов гуманитарного вуза» и предисловие – к.п.н., доцентом О.И. Пузыревой.
Библиографическая ссылка
Лиферов А.П., Гордова М.В., Костикова Л.П., Сомова С.В., Исаева О.Н., Пузырева О.И. ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ (КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ) // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 5. – С. 97-97;URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=744 (дата обращения: 21.12.2024).