Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ПОЧВЕННЫЙ МУЗЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ

Сенькова Л.А. 1 Карпухин М.Ю. 2
1 ФГБОУ ВО «Уральский аграрный университет»
2 Институт агроэкологии – филиал ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет»

В условиях нарастающего нарушения системы природных процессов в биосфере задачей природоохранного образования становится подготовка каждого члена общества к активному участию по защите окружающей среды. Однако сегодня имеется разрыв между сложными научными знаниями и обществом, который может возместить природоохранное просвещение в Почвенном музее, где в едином целом представлены знания о биосфере. Для России почва – это национальное богатство, достояние, связанное с историей и культурой. В настоящий момент формирования нового биосферного мышления у широких масс общества нужно не упустить возможность использовать такой уникальный объект, как почва, в экологическом образовании, просвещении и воспитании. Поэтому создание Почвенного музея было актуально.

Создание научной концепции Почвенного музея и его экспозиций, организация и проведение научных полевых и лабораторных работ, препарирование экспонатов, комплектование музея, проведение научно-популярных конференций по итогам экспедиций, оформление документации и другие виды работ по комплектованию музея осуществлялись почвоведом доктором биологических наук Л.А. Сеньковой. Оформление музея проведено художником-оформителем Г.Н. Панфиловой. В создании и функционировании почвенного музея активное участие принимали студенты агрономического факультета. Основную материальную поддержку осуществлял институт агроэкологии.

Цель: создание музея экологического плана.

Задачи: разработка научной концепции; определение типа и профиля музея; сбор музейного фонда; препарирование экспонатов; создание экспозиций и дизайна.

Научная концепция: изучение, освещение сложных процессов и явлений, происходящих в биосфере и в окружающей среде путем создания банка почв, как «зеркала ландшафта». В ней с учетом перспектив музея выделены проблематика, связанная с антропогенезом, географические границы исследований и информационный объем. Научная концепция реализована через ведущий замысел экспозиций и выстраивание экспонатов.

Тип и профиль музея: учебный, комплексный естественноисторический и естественнонаучный.

Функции Почвенного музея: учебная, научная, воспитательная и просветительская среди студентов, школьников, любителей природы, населения.

Комплектование Почвенного музея заключалось не только в сохранении банка современных почв в виде монолитов и образцов почв, но и представлении экспонатов других элементов ландшафтов, а также в создании материальной базы для научных исследований и осуществления учебного и воспитательного процессов на двух коммуникационных уровнях.

Особенность формирования Почвенного музея: специфика музейных фондов и организация работ по их сбору. Основной фонд сырьевой, требующий дополнительной обработки, препарирования, монтажа. Основной и определяющей формой комплектования музея явился сбор экспонатов в полевых условиях и их аналитическое исследование.

Методы комплектования: систематический, тематический, ландшафтный и комплексный. Общие критерии при этом учитывали научность, типичность, информативность, разностороннее представление объектов природы, подлинность экспонатов, аттрактивность и экспрессивность почвенного экспоната в препарированном виде. Использование частных критериев, определяющих использование почвенного покрова, позволило собрать банк почв, подверженных деградационным изменениям в результате нерационального использования в качестве пашни, пастбища, ненормированного орошения, загрязнения, техногенного разрушения почвенного покрова и его рекультивации. Отобраны и изучены редкие и уникальные почвы реликтовых островных и ленточных боров, погребенные почвы Аркаима, почвы геохимических провинций. Показаны биологические, технологические, эстетические и другие стороны почвенного покрова и факторы его формирования, системные ряды почв, горных пород, минералов, растений и других объектов природы, влияющих на почвообразовательные процессы. Представлены почвы не только Южного Урала, но и России, и мира, раскрывающие взаимосвязанные и соподчиненные разделы и темы формирования и использования почвенного покрова. Имеет место и авторская позиция.

Фонды музея: основной, вспомогательный и дубликатный, составляющий более 3000 экспонатов на площади около 500 кв. м.

Экспозиции и коллекции: «Почвы мира», «Почвы России», «Почвы Челябинской области» с растениями-индикаторами, «Почвы горного Урала», «Гидроморфные и полугидроморфные почвы», «Рекультивированные почвы Челябинской области», «Почвы Красноармейского района Челябинской области», «Почвы агрофирмы Ильинка», «Почвы Аркаима», «Морфологические признаки почв», «Внешние признаки почвообразовательных процессов», «Первичный почвообразовательный процесс», «Горные породы», «Окаменелости и отпечатки», «Горные породы», «Породообразующие минералы», «Происхождение минералов и горных пород», «Формы залегания минералов», «Физические свойства минералов», «Кварц в природе», «Полиминералы», «Агрономические руды» с коллекциями удобрений и мелиорантов, «Ювелирные камни», «Поделочные камни», «Абразивы», «Природные строительные и декоративные камни», «Искусственные строительные и отделочные материалы», «Технические камни», «Коркинский угольный разрез», «Мрамор месторождения Коелга», «Минералы-биолиты», «Энергетическое сырье», «Рудное сырье», «Нерудное сырье», «Петрургия», «Жизненные формы»,. «Исторический раздел», «Материалы почвенных исследований» и др.

Образовательная деятельность музея состоит в формировании ценностного отношения к биосфере. Это учебная работа (лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, консультации, квалификационные работы), проведение встреч, работа научного студенческого общества.

Важнейшая форма работы в целях пропаганды знаний о почвах – экскурсии (обзорные, тематические, профильные и др.). Придается большое значение проведению экскурсий (ознакомительные, тематические, обзорные, программные, по заказу и др.) для школьников, которые не имеют еще целостного представления о биосфере.

Новизна и значение Почвенного музея. Созданный в Институте агроэкологии Почвенный музей сегодня отвечает всем требованиям естественноисторических музеев. В нем использованы докучаевские положения о задачах и направлениях деятельности естественноисторических музеев. Особенностью музея является его доступность для всех категорий посетителей, он внедрен в научную, практическую и социальную деятельность и может стать базой для организации Объединенного центра по агроэкологическому мониторингу почв, создание которого на промышленном Южном Урале уже назрело.

За короткий период своего становления Почвенный музей Института агроэкологии в конкурсах стал победителем в номинациях «За лучшее использование экспонатов музея в учебной и научно-исследовательской работе» и «Лучший музей естественно-научного профиля».

Почвенный музей находится в сельской местности, в большой удаленности от научных и культурных центров.


Библиографическая ссылка

Сенькова Л.А., Карпухин М.Ю. ПОЧВЕННЫЙ МУЗЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 5. – С. 52-53;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=704 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674