В современных условиях образования значительно увеличился объем знаний, которые осваивают школьники. Вместе с тем, освоению норм и правил здорового образа жизни не уделяется должного внимания, что на фоне подтверждаемого статистикой факта массового нездоровья школьников является тревожным и опасным для здоровья подрастающего поколения фактом. Так, по окончанию школы только лишь 20 % школьников может считаться полностью здоровыми, а остальные обучающиеся имеют различные отклонения в состоянии здоровья, причем у многих диагностируется одновременно несколько заболеваний. Одним из главных фактором ухудшения здоровья является низкий уровень культуры здоровья школьников, стержень которой – здоровый образ жизни. Школьный возраст охватывает детей от 6–7 до 16–18 лет. Каждый возраст имеет свои особенности в процессе формирования, укрепления и сохранения здоровья, но в целом состояние здоровья школьников связано, прежде всего, с их образом жизни. Образ жизни, который ведут большинство школьников, нельзя назвать здоровым.Основные его проблемы связаны с недостатком двигательной активности, несбалансированностью питания, неумением и неготовностью противостоять стрессам, нерационально организованным досугом, который часто сводится к длительному проведению времени у телевизора или за компьютером, распространением вредных привычек в школьной среде (курение, употребление алкоголя, наркотиков) и др. И если у нездоровья множество путей, то к здоровью ведет единственный маршрут – здоровый образ жизни. Только здоровый образ жизни школьников способствует формированию, сохранению и укреплению здоровья. Здоровый образ жизни школьников – это форма жизнедеятельности, направленная на формирование, укрепление и сохранение здоровья.
Формирование, укрепление и сохранение здоровья в школьные годы является определяющим для здоровья личности в целом для всей жизнедеятельности, ведь более 70 % болезней у взрослых заложено в детские годы. Поэтому школьный возраст от 6–7 до 16–18 лет по значению для здоровья намного важнее и значительнее, чем от 18 лет и старше. Опасность оказаться на пути нездоровья, ведущего к болезням, тем меньше, чем выше у школьника знания и готовность к усилиям по укреплению и сохранению здоровья через соблюдение его элементов.
Учитывая проблемы состояния здоровья современных школьников, формирование у них культуры здоровья является жизненной необходимостью как для здоровья самих школьников, так и для государства и общества, ведь воспитание здорового подрастающего поколения – залог здоровья нации в будущем.
Для формирования культуры здоровья школьников автором разработано учебное пособие «Валеомаршрут школьника» (с учетом их возрастных особенностей) для укрепления и сохранения целостного здоровья (физического, психического, социального) на основе современных научных знаний о здоровом образе жизни и его элементах (Н.П. Абаскалова, Л.Б. Дыхан, Э.С. Вайнер, М.Я. Виленский, В.В. Колбанов, А.В. Лейфа, А.М. Митяева, Е.Н. Назарова и др.). Важным показателем здорового образа жизни школьников является реализуемое им на практике самоуправление своим здоровьем. Термин валеомаршрут (от лат. valeo – быть здоровым, от нем. marschroute– заранее намеченный путь следования с указанием основных пунктов) обозначает маршрут движения личности по пути укрепления и сохранения здоровья на основе соблюдения элементов здорового образа жизни. Валеомаршрут школьника – это формирование, укрепление и сохранение школьником своего здоровья на основе самоуправления с помощью элементов здорового образа жизни.
Главная задача учебного пособия «Валеомаршрут школьника» – помочь учащимся в освоении и применении на практике элементов здорового образа жизни для повышения уровня здорового образа жизни обучающихся с целью формирования, укрепления и сохранения здоровья.
В учебном пособии «Валеомаршрут школьника» рассматриваются восемь элементов здорового образа жизни: распорядок дня, закаливание, отказ от вредных привычек, личная гигиена, межличностное общение, психическая саморегуляция, рациональное питание, двигательная активность. Все восемь элементов здорового образа жизни важны и только их комплексное воздействие (через взаимодействие и взаимовлияние) оказывает положительное влияние на целостное здоровье школьника (отдельное влияние каждого или нескольких элементов является для этого недостаточным). Каждому элементу здорового образа жизни в книге посвящена отдельная глава, в которой представлена его характеристика, практические советы, валеоафоризмы и рубрика «Это интересно». Автором введен в научный и литературный оборот термин «валеоафоризмы». Валеоафоризмы (valeo от лат. «быть здоровым», от греч. aphorismos – краткое выразительное изречение) – это афоризмы, максимы, изречения, пословицы, поговорки о здоровом образе жизни и его основных элементах, о здоровье, способах и средствах его укрепления, сохранения, восстановления для полноценной жизнедеятельности, высокой работоспособности, хорошего самочувствия, творческого, трудового и жизненного долголетия, а также о причинах ухудшающих здоровье. Валеоафоризмы представлены в учебном пособии по каждому элементу здорового образа жизни.
Кроме этого, в учебном пособии представлен дневник валеомаршрута, тест для определения уровня здорового образа жизни, именной указатель авторов валеоафоризмов и список рекомендуемой литературы.
Характеристика элементов здорового образа жизни включает рассмотрение основ и причин их положительного влияния на укрепление и сохранение здоровья (с указанием основных средств, способов, приемов применения), а также последствий их несоблюдения и негативного влияния на здоровье. Практические советы содержат рекомендации по наиболее рациональному и эффективному применению элементов здорового образа жизни. Рубрика «Это интересно» содержит интересную информацию, различные факты, связанные с применением элементов здорового образа жизни, особенностями самих элементов и т.д. Осуществлять самоконтроль за соблюдением валеомаршрута, а также определить уровень здорового образа жизни, школьники смогут на основе дневника валеомаршрута и теста, указанных в приложениях к учебному пособию. Именной указатель включает краткую информацию об авторах валеоафоризмов, содержащихся в учебном пособии. Рекомендуемая литература включает список источников, использованных при подготовке учебного пособия и рекомендованных для изучения школьниками, а также родителям, педагогам.
Учебное пособие «Валеомаршрут школьника» красочно оформлено и по каждому элементу здоровго образа жизни сопровождается цетными рисунками.
Учебное пособие «Валеомаршрут школьника» разработано в сосответствии с федерельным государственным стандартом по формированию у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
Учебное пособие входит в авторскую трилогию И.В. Меньшова по формированию культуры здоровья подрастающего поколения, которая включает учебные пособия: «Восемь правил и восемь друзей здоровья» для дошкольников, «Валеомаршрут школьника» для школьников, «Культура здоровья студентов» для студенческой молодежи.
Учебное пособие «Валеомаршрут школьника» предназначено для формирования культуры здоровья обучающихся и рекомендовано родителям, учителям, преподавателям вузов, специалистам, занимающимся формированием культуры здоровья школьников, а таже для самостоятельного изучения учащимися.
На учебное пособие «Валеомаршрут школьника» имеется положительная рецензия Н.П. Абаскаловой – доктора педагогических наук, профессора ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет».
Учебное пособие «Валеомаршрут школьника» призвано помочь школьникам в освоении и применению на практике элементов здорового образа жизни как основы личного валеомаршрута.
Ежедневное соблюдение валеомаршрута – залог защиты школьника от болезней, путеводная нить на жизненном пути к укреплению и сохранению физического, психического и социального здоровья. Изучение и освоение учебного пособия «Валеомаршрут школьника» способствует приобщению учащихся к здоровому образу жизни и возможностью стать не только «потребителями», но и «производителями» своего здоровья.
Библиографическая ссылка
Меньшов И.В. ВАЛЕОМАРШРУТ ШКОЛЬНИКА (учебное пособие) // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 5. – С. 47-49;URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=700 (дата обращения: 21.12.2024).