Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ХУДОЖНИКИ, ПИСАТЕЛИ, КОМПОЗИТОРЫ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Литвинова Р.М. 1
1 Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования

Научно-методическое пособие Р.М. Литвиновой «Региональная культура: художники, писатели, композиторы». Сборник 1. – 380 с. посвящено проблеме исследования региональной культуры Ставрополья педагогическим коллективом ДОУ № 39 Ставрополя, развития компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений, использования данного материала в профессиональной деятельности. Научно-методическое издание «Региональная культура: художники, писатели, композиторы» автора-составителя Р.М. Литвиновой очень востребовано в Ставропольском крае и вот уже пять лет является настольной книгой в дошкольных организациях Ставропольского края. Программа экспериментальной работы составлена и апробирована на городской Ставропольской площадке не только в Ставрополе, но и Пятигорске, Кисловодске, Мин-Водах, Железноводске Ессентуках, Лермонтове, Новоалександровске, Михайловске Шпаковского района, Светлограде Петровского района, и др. территориях Ставропольского края. На курсах повышения квалификации воспитателей и руководителей ДОО Ставропольского края включались вопросы региональной культуры и активно повышался культурный уровень всех категорий дошкольных работников через интерактивные формы работы с взрослыми и детьми дошкольного возраста, их родителями.

Исследование проводилось в рамках экспериментальной программы «Региональная культура как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста» с опубликованием не только программы, но и результатов исследования. Сборник состоит из трех модулей.

В первом модуле «Теоретические исследования в области региональной культуры» опубликованы программа и концепция эксперимента, перспективное планирование работы инновационной площадки и технология осуществления теоретического и практического этапов.

Во втором модуле «Творческие зарисовки деятелей региональной культуры Ставрополья» дана характеристика литературно-художественной жизни Ставрополья XVIII–XX столетий. Здесь описаны биографии и творческий путь более тридцати человек – выдающихся региональных художников, писателей и композиторов, среди которых явно выделяется писатель планетарного масштаба Александр Исаевич Соложеницын (родился в городе Кисловодске), проживший очень непростую жизнь, известен своими романами не только на родине, но и за рубежом.

Среди художников следует назвать народного художника Гречишкина Павла Моисеевича, участника Великой отечественной войны, оставившего огромное художественное наследие. По особому зазвучали произведения художника –пейзажиста, воспевающего красоту родной природы. Разные по сюжетам и художественным приемам картины художника несут идеи гуманизма и патриотизма. Художник, прошедший войну, как никто другой ценит и любит жизнь, перенося эту любовь на свои полотна.

Композиторы Н.И. Зинченко, В.Г. Пятко – поэт-песенник и его дочь детский композитор И.В. Пятко украсили музыкальные страницы сборника.

С особым трепетом написано о детских писателях – Т.А. Гонтарь, А.Е. Екимцеве, Г.Н. Пухальской, В.Н. Милославской, Г.А. Шевченко, Л.Ф. Шубной и др. Их произведения наполнены вечными вопросами добра и зла, милосердия и сострадания, совести и чести. В разговоре с детьми авторы всегда задают высокий тон общения, которому присущ лирический настрой и доверительная интонация, на которую охотно откликаются и юные сердца, и, умудренные опытом наставники.

Модуль III. Педагогический практикум для дошкольных работников состоит из трех подразделов, которые позиционируют копилку опыта воспитателей края:

1. Конспекты занятий по региональной культуре открывают пред детьми мир Ставрополья, его столицу – Ставрополь, музеи Кавказских минеральных Вод, красивые места Шпаковского района, который расположен вокруг города Ставрополя.

2. Знакомство дошкольников с творчеством детских писателей – вначале эта тема была не очень популярна, вследствие дефицита материала. С выходом данного сборника, организации встреч с детскими писателями и поэтами акцент воспитателей сделан на замечательные стихи и прозу полюбившихся поэтов В.Н. Милославской, Г.Н. Пухальской, А.И. Трилисова, Л.Ф. Шубной и др.

3. Знакомство дошкольников с произведениями любимого художника П.М. Гречишкина:

Личное знакомство с Павлом Моисеевичем, неоднократное посещение музея с его картинами с детьми и взрослыми, способствовало разделить его творчество на темы: Лес и Степь в разные времена года, зарубежные поездки. Позднее появится еще тема интеграция искусств, где рассматривание его картин сопровождается чтением стихов известных ставропольских поэтов – И.В. Кашпурова, В.Г. Гнеушева, С. Рыбалко и др.

4. Знакомство дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства – молодого художника А.М. Тишиной. Молодой художник приехала из Дагестана с готовыми тематическими картинами декоративно-прикладного искусства «Осень в ущелье», «Приэльбрусье», «Птица с трикелисом» и др. Все они представляют большую Родину – Северный Кавказ. По каждой картине очень красочные комментарии, которые развитвают у детей фантазию и воображение.

5. Познавательные занятия выводят всех на экологическую тропу в Таманский лес. Здесь формируется у детей интерес к миру растений, птиц, насекомых, умение о них позаботиться, замечать красоту Таманского леса – разные виды деревьев, муравейники, растения из цикла «Зеленая аптека». Дети усваивают правила поведения в лесу.

Завершается наша копилка конспектом «Музыка народов Северного Кавказа». Дети знакомятся с музыкальными инструментами, танцами и фольклором разных народов: абадзинская, русская, казачья, грузинская, чеченская песни. Горские танцы – лезгинка, русский хоровод, гопак (украинский). К концу встречи с искусством сделали выставку национальных кухонь: русской, осетинской, карачаевской. Закончилась встреча песне «Мир нужен всем».

Ввиду объемности исследования, большого практического материала, собранного участниками эксперимента, обобщены и представлены материалы Ставропольской городской площадки в двух сборниках. Как было раннее указано, к исследовательской работе были привлечены воспитатели 20 территорий края, которые на курсах повышения квалификации представили практические разработки и также опубликованы в третьем модуле.

Учебно-методическое пособие «Региональная культура: художники, писатели, композиторы» знакомит взрослых и детей с региональной культурой и предназначено для преподавателей вузов, руководителей, воспитателей, родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Учитывая очень большой объем накопленного материала по региональной культуре, выпущен аналогичный сборник № 2. Но этим не ограничивается знакомство детей дошкольного возраста с региональной культурой: готовится к выпуску Хрестоматия по региональной культуре для детей дошкольного возраста, которая как учебное пособие поможет воспитателям планировать региональный компонент в рамках ФГОС ДО.

Тема регионализации неиссякаемая. Ее можно изучать всю жизнь и все равно останутся белые пятна неизученного, так как талантливого народа в Ставропольском крае несметное количество.

Книга «Региональная культура: художники, писатели, композиторы» – Лауреат Всероссийского конкурса «На лучшую научную книгу» Сочи. 2010.

Учебно-методическое издание «Региональная культура: художники, писатели, композиторы» продготовлено для специалистов, методистов дошкольного образования, руководителей муниципальных органов управления, заведующих дошкольных учреждений.

Рецензенты: И.А. Малашихина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики СГУ; О.Н. Полчанинова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования СКИПКРО; Е.В. Таранова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Ставропольского государственного аграрного университета.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА СТАВРОПОЛЬЕ. 3

Модуль I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Литвинова Р.М. Концепция организации экспериментальной работы в ДОУ Центре развития ребенка Детском саду 3 39 Ставрополя «Региональная культура как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста» 9

2. Литвинова Р.М. Программа эксперимента по проблеме «Региональная культура как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста» 18

3. Литвинова Р.М. Региональная культура как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста (авторская программа) 23

4. Литвинова Р.М. Перспективный план патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами региональной культуры 37

5. Литвинова Р.М. Теоретические исследования основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами региональной культуры 39

6. Литвинова Р.М. Ведущие функции региональной культуры как потенциал духовных знаний детей дошкольного возраста о своем крае 45

7. Литвинова Р.М., Зеленская В.А. Региональная культура как фактор патриотического воспитания детей в дошкольных учреждениях 47

8. Литвинова Р.М. Литературная жизнь Ставрополья 49

Модуль II. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАРИСОВКИ ДЕЯТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАВРОПОЛЬЯ

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И АРХИТЕКТУРА

9. Литвинова Р.М. Пятигорск – один из красивейших городов Северного Кавказа 81

ХУДОЖНИКИ И ИХ ТВОРЧЕСТВО 94

10. Палащенко Л.П. Художники Ставрополья. Страницы истории 94

11. Зеленская В.А. Художественное дарование известного поэта 111

12. Катурина Н.В. Василий Иванович Смирнов 115

13. Зеленская В.А. Художник на все времена Н.Г. Ярошенко 117

14. Катурина Н.В. Владимир Вячеславович Секлюцкий 120

15. Пащенко А.Т. Старейший художник Ставрополья В.Г. Кленов 122

16. Зеленская В.А. Гордость Ставропольского края и России – великий художник П.М. Гречишкин 124

17. Мозжухина Е.Л. Современный художник Л.И. Грачева 129

18. Бендюк О., Морозова И. Акварели художника А. Еника 133

19. Зеленская В.А. Петр Горбань – ставропольский художник 136

20. Женюх Т.С. Е.С. Плетнев – мастер реалистического пейзажа 137

21. Комарова Л.В. Художники Невинномысска – В.И. Фоменко и Р.А. Крапивкина 139

22. Малышевская Е.П. «Крылатая душа» Мариам Ибрагимовой 142

ПИСАТЕЛИ И ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ 156

23. Исайкинв А.Н. Русские писатели у истоков Кавказских Минеральных Вод 156

24. Дивнич Н.С. Истоки творчества великого писателя Л.Н. Толстого 160

25. Литвинова Р.М. Коста Леванович Хетагуров 166

26. ВАшурина В.Э., Духина Е.С. Соложеницын Александр Исаевич – писатель планетарного масштаба 169

27. Литвинова Р.М. Поэтическое творчество Гнеушева В.Г. 185

28. Слюсарева Г.Ю. Поэты Кавказа 199

29. Водяницкая Е.Н. Поэты Ставрополья. Что вы знаете о поэте Моисеенко А.А. 205

30. Соловьева Т.В. Творчество пятигорского писателя Шевченко Г.А. 224

31. Вашурина В.Э. Андрей Терентьевич Губин 235

32. Литвинова Р.М. Литературное наследие Невинномысска 250

33. Литвинова Р.М. Литературное наследие писателей Ставропольского края. Биографический очерк о детских писателях 262

34. Литвинова Р.М. Сергей Павлович Бойко 271

35. Литвинова Р.М. Валентина Николаевна Милославская 277

36. Литвинова Р.М. Татьяна Алексеевна Гонтарь 280

37. Катурина Н.В. Александр Ефимович Екимцев 283

МУЗЫКАЛЬНОЕ СТАВРОПОЛЬЕ

38. Литвинова Р.М. Николай Федорович Зинченко 287

39. Литвинова Р.М. Вячеслав Григорьевич Пятко – поэт-песенник 288

40. Литвинова Р.М. Ирина Вячеславна Пятко – детский композитор 290

Модуль III. Педагогический практикум для дошкольных работников.

III 1. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ.

1. Гончарова С.Н. Мой край родной 307

2. Командин Е.Н. Музей Кавказских Минеральных Вод 310

3. Шелухина Н.П. Ставрополь – наш дом родной 317

4. Золотая осень Ставрополья 320

5. С чего начинается Родина? 324

6. Знакомство с городом Михайловском 327

7. Мы – михайловцы 332

8. Красива Татарка природой своей 334

III. 2. ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 336

9. Гончарова С.Н. Ставропольские писатели об осени 336

10. Знакомство с творчеством Г. Баева 341

III. 3. ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖНИКА

11. Творец Ставрополья 342

12. Лес в картинах художника П.М. Гречишкина 343

13. Стукалова С.С. Рассматривание пейзажной картины П.М.Гречишкина 345

14. Кадигроб Ю.А. Составление описательных рассказов по картине П.М.Гречишкина «Цветущая степь» 351

III. 4. ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА 354

15. Тишина А.М. Осень в ущелье 354

16. Тишина А.М. Декоративное рисование «Птица Стрикелис» 357

17. Тишина А.М. Декоративное рисование «Осенние цветы» 359

18. Тишина А.М. Уголок родного города 360

19. Тишина А.М. Декоративное рисование по легенде нартского эпоса «Сатаней – дочь солнца и луны» 362

20. Тишина А.М. Декоративное рисование «Морозные узоры ущелья» 364

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

21. Чибисова Н.В. Экологическая тропа в Таманском лесу 367

22. Чибисова Н.В. Музыка народов Северного Кавказа 369

Список используемой литературы

Сведения об авторах 380


Библиографическая ссылка

Литвинова Р.М. РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ХУДОЖНИКИ, ПИСАТЕЛИ, КОМПОЗИТОРЫ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 5. – С. 39-42;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=695 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674