Описывается опыт разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий при подготовке педагогов-дефектологов по курсу «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете. Пособие представляет собой руководство по освоению учебного модуля магистерской программы «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития» направления подготовки 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень магистратуры).
Актуальность проектирования и разработки данного пособия определяется тем, что современное образование и процессы развития человеческих ресурсов, главным образом, связаны с широким распространением информационных и коммуникационных технологий. Дистанционные образовательные технологии позволяют осуществлять интерактивный обмен и межкультурный диалог, создают условия для интеграции образовательной системы вуза в российское, европейское и мировое образовательное пространство; оптимизируют профессионально-личностное развитие студента. Как отмечается в Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, применение дистанционных образовательных технологий во многих сферах жизни человека является закономерным последствием технологического и информационного развития человечества.
Учебное пособие «Использование электронных образовательных ресурсов при подготовке педагогов специального и интегрированного образования» содержит теоретическое обоснование использования дистанционных образовательных технологий в подготовке магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование»; описание способов решения организационных, методических, технических вопросов в процессе подготовки и реализации процесса обучения.
Структура пособия имеет три раздела. Изучение его содержания поможет педагогам и студентам факультетов, где ведется подготовка дефектологов; а также учителям, создающим инклюзивную образовательную среду для детей с задержкой психического развития, освоить материал дистанционного курса «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» и, при необходимости, разработать собственный электронный ресурс на платформе Moodle.
Раздел «Условия подготовки педагогов-дефектологов в дистанционной образовательной среде ВГСПУ» содержит описание особенностей применения дистанционных образовательных технологий в электронной информационно-образовательной среде конкретного вуза – Волгоградского государственного социально-педагогического университета; включает авторское описание теоретико-методологических подходов к освоению курса «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» с использованием дистанционных образовательных технологий. В этом разделе также представлено описание результатов изучения готовности преподавателей и студентов-дефектологов к применению дистанционных образовательных технологий.
Раздел «Создание учебного курса «Подготовка специалистов для работы с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» на базе системы Moodle предлагает ознакомиться с пошаговой инструкцией создания курса. Раздел будет полезен как обучающимся, так и преподавателям, заинтересованным в обучении студентов с применением дистанционных образовательных технологий. Авторами описываются особенности работы с сайтом Moodle при освоении учебного курса (sdm.vspu.ru) и специфика организация учебного процесса по освоению дистанционного курса.
Раздел «Компетентностный подход в подготовке дефектологов в системе дистанционного образования» описывает авторский опыт подготовки педагогов-дефектологов с применением дистанционных образовательных технологий. «Увидеть» специфику реализации компетентностного подхода в процессе обучения дефектологов с применением дистанционных образовательных технологий помогают схемы, таблицы, фрагменты «рабочих моментов», примеры самостоятельных работ студентов на форуме, в чате.
В приложении к основному тексту пособия включены различные материалы, которые помогут разработать качественный электронный образовательный контент и оптимизировать процесс личностного и профессионального становления специалиста: анкеты готовности к освоению курса с применением дистанционных образовательных технологий, памятки для участников дистанционного обучения, критерии оценки индивидуальных образовательных достижений студентов; анкета для самооценки профессиональных и специальных компетенций у студентов по курсу «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС»; паспорта и программы профессиональных и специальных компетенций, на формирование которых ориентирован электронный курс.
Итоги реализации курса «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» с применением дистанционных образовательных технологий позволяют авторам пособия осмыслить содержание всей дисциплины и проблемы формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов. Разработчиками описаны уроки, полученные в процессе обучения студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование». Как показывает опыт ВГСПУ, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий заставляет отказаться от многих стереотипов, стимулируя творческий инновационный подход к образованию. Вместе с тем возникает множество проблем как локального, так и глобального характера. И если с локальными проблемами удастся справиться с помощью специалистов, то для решения глобальных нужны координированные действия многих государственных и образовательных учреждений.
Библиографическая ссылка
Лапп Е.А., Сергеев А.Н., Шипилова Е.В., Ярикова С.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 5. – С. 38-39;URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=694 (дата обращения: 21.12.2024).