Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ТИМБИЛДИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Куликова Т.И. 1
1 Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
1. Модернизация педагогического образования: основной этап апробации проектов // Портал сопровождения проектов педагогическое образование РФ. – URL: http://педагогическоеобразование.рф/news/show/68.
2. Гончарова Е.В., Чумичева Р.М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник НВГУ. – 2012. – № 2–1. – С. 57–66.

Важнейшая задача педагогического образования – обеспечить школу современными педагогическими кадрами. Однако, по мнению В.А. Болотова – председателя Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», «наша подготовка специалистов не только в педагогических институтах, но и в федеральных и классических университетах оторвана от потребностей школы» [1]. Система школьного образования, для которой вузы готовят педагогов, в последние годы претерпела значительные изменения. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, в том числе авторским; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники.

Предлагаемое учебное пособие представляет собой краткий учебный курс, который охватывает основной круг вопросов, связанных с проблемами тимбилдинга в целом и командной работы в образовательной организации. Учебный курс «Тимбилдинг в образовательной организации» относится к дисциплинам модуля гуманитарного, социального и экономического цикла программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Следует отметить инновационный аспект обозначенной дисциплины – это возможность по-новому взглянуть на перспективы развития нового типа отношений между участниками образовательного процесса в современной школе посредством реализации технологий тимбилдинга. Фактически речь идет о том, что для достижения нового качества образования необходимо модернизировать не только содержание образования и образовательные технологии, но и всю область отношений между учащимися, их родителями, педагогами, школьной администрацией.

Осмысление проблемы командообразования становится все более актуальным по целому ряду причин. Одна из них заключается в том, что темпы изменений в современной реальности «не позволяют отдельному человеку, даже весьма образованному и талантливому, хотя бы отслеживать эти перемены, не говоря уже о том, чтобы их упреждать, используя возникающие возможности и смягчая неблагоприятные последствия» [2]. Вторую причину определяет тот факт, что применение командной формы работы зачастую ведет к повышению общего результата, а, следовательно, можно выполнять тот же «объем работы с меньшими усилиями или с теми же усилиями выполнять значительно больший объем работы» [2]. И, наконец, третья причина – это переживание удовольствия от создания неповторимой эмоциональной атмосферы. У многих коллег по команде завязываются долговременные дружеские отношения.

Программа дисциплины разработана в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и с учетом потребности в практических знаниях о навыках конструктивного межличностного взаимодействия в команде; технологиях управления динамикой, мотивацией и сплоченностью групп; методах диагностирования проблем группы и управления основными условиями ее продуктивности. В основу учебного курса положен зарубежный и отечественный опыт применения коллективных форм работы и создания рабочих команд (Б. Такмен, Р. Белбин, М. Бронштейн, Х. Роббинс, М. Финли, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Ю. Базаров, Ю.М. Жуков, Е.Н. Павлова, А.В. Журавлев, В.А. Безрукова и др.). При этом наряду с традиционными темами (история командообразования в мире и в России; основные подходы к комплектованию команд; основные этапы процесса командообразования и т.п.) рассматриваются темы, не раскрывавшиеся до настоящего времени глубоко, но имеющие существенное значение для понимания такого явления, как педагогическая команда (это, прежде всего, педагогические истоки современного командообразования; педагогическая команда образовательной организации; особенности формирования педагогической команды).

Целью освоения дисциплины «Тимбилдинг в образовательной организации» является формирование у обучающихся понимания основных принципов создания команд (ученических, педагогических) и необходимых условий успешной командной работы; овладение методами управления деятельностью групп, направленных на повышение потенциала школьного коллектива.

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать социальные, культурные и личностные различия; основные принципы создания команд;

- уметь сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

- владеть навыками успешной командной работы в образовательной организации.

Структура курса включает пять взаимосвязанных укрупненных блоков тем (разделов). Первый раздел знакомит студентов с теоретическими аспектами тимбилдинга в образовательной организации. Дается содержательная характеристика понятий «группа», «коллектив», «организация», «команда»; рассматривается история командообразования в мире и в России. Важным аспектом является обращение к педагогическим истокам современного командообразования и характеристике педагогической команды образовательной организации. Второй раздел представляет основные подходы к пониманию командообразования (типологический подход К. Юнга, Майерс-Бриггс, Д. Кейрси; ролевой подход Р.М. Белбина, Марджерисона-Мак Кенна, Т.Ю. Базарова). Третий раздел посвящен рассмотрению процесса командного строительства в образовательной организации. Содержание данного раздела ориентировано на изучение общей технологии содания команды, основных этапов процесса командообразования и понимание особенностей формирования педагогической команды. Четвертый раздел дает представление об организации работы в команде. Рассматриваются вопросы распределения ролей в команде, планирования деятельности команды, динамики внутрикомандных процессов. Студенты изучают этапы развития команды, ее жизненный цикл и разрабатывают собственные проекты создания команды, что способствует развитию готовности молодых педагогов к организации проектной и исследовательской деятельности учащихся и возможности использования такого вида интеллектуальных ресурсов, как опыт самих обучающихся и опыт реальной школьной жизни. Пятый раздел ориентирован на овладение технологией мониторинга эффективности команды. Студенты знакомятся с понятием и формами мониторинга, критериями эффективной команды и личной эффективности лидера и членов команды. Каждый раздел завершается контрольными вопросами.

Предлагаемая содержательная структура учебного пособия «Тимбилдинг в образовательной организации» приводит в четкую, логически выстроенную систему сведения о наиболее важных аспектах командообразования. В результате изучения данной дисциплины студенты приобретают необходимые компетенции для работы в команде, толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий членов команды; постановки краткосрочных и перспективных целей, способствующих достижению успеха командной работы; осваивают навыки проектирования и моделирования эффективной команды. Таким образом, содержание дисциплины расширяет взгляды обучающихся на проблематику современного образования, определяет возможности выбора при формировании собственной образовательной траектории и позволяет сформулировать свою педагогическую миссию.


Библиографическая ссылка

Куликова Т.И. ТИМБИЛДИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 5. – С. 36-38;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=693 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674