Морфологические дисциплины являются базисными в высшем медицинском образовании. Они во многом определяют понимание и качество усвоения других медико-биологических дисциплин: физиологии, патологии, биохимии, фармакологии и обеспечивают возможность овладения клиническими дисциплинами.
Важной составляющей учебного процесса является контроль знаний. На протяжении всего периода обучения осуществляется текущий, промежуточный (модульный) контроль приобретенных знаний, умений и навыков. Заключительным этапом является итоговая аттестация по дисциплине.
Для студентов лечебного и педиатрического факультетов базовой морфологической дисциплиной является анатомия человека. Она изучается на протяжении трех семестров, включает 7 модулей:
Модуль I. Остеоартрология;
Модуль II. Миология;
Модуль III. Центральная нервная система;
Модуль IV. Анализаторы. Автономная нервная система. Периферическая нервная система;
Модуль V. Сердечно-сосудистая система. Органы кроветворения и иммунной защиты. Модуль VI. Эндокринный аппарат;
Модуль VII. Дыхательная система. Пищеварительная система;
Модуль VIII. Выделительная система. Половая система.
Каждый модуль разбит на темы, соответствующие темам занятий. Изучение дисциплины «Анатомия» завершается экзаменом, на котором проверяются теоретические знания и практические умения и навыки. Первым этапом итоговой аттестации по анатомии человека является компьютерное тестирование. К следующему этапу экзамена допускаются только студенты, выполнившие тестовое задание на положительную оценку. Объемность дисциплины, огромное количество терминов, которые необходимо знать на русском и латинском и/или греческом языке в соответствии с современной анатомической номенклатурой затрудняют подготовку к экзамену.
Для оказания информационной и методической поддержки при подготовке к экзаменационному компьютерному тестированию по дисциплине «Анатомия» коллективом кафедры морфологии медико-биологического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова было написано учебное пособие «1001 вопрос экзаменационного компьютерного тестирования по анатомии человека». Под общей редакцией доктора биологических наук П.В. Сутягина. Авторы: О.А. Башмаков, Я.Б. Владимирова, К.Т. Зайцев, Н.А. Маслова, Т.В. Овчинникова, Е.М. Сергеенко, А.В. Соколов, Е.А. Соколова, Н.Б. Странжа, Н.В. Сынкова, Т.А. Тихонова, П.В. Сутягин. В учебном пособии представлены экзаменационные тестовые задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из пяти возможных по всем разделам образовательной программы по дисциплине «Анатомия» для специальностей 31.05.01 – «Лечебное дело» и 31.05.02 – «Педиатрия». Все тестовые задания выверены при активном участии студентов. Вопросы сформулированы по ключевым анатомическим понятиям разделов, знание которых обязательно для освоения дисциплины «Анатомия». Пособие имеет «Руководство пользователя», список рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Все использованные анатомические термины приведены в соответствии с «Международной анатомической номенклатурой» 2003 года издания.
Учебное содержание пособия отражает современный уровень анатомических знаний и терминологии, построено методически грамотно с учетом оптимального визуального восприятия тестовых заданий и удобства практической работы с ними. Учебное пособие «1001 вопрос экзаменационного компьютерного тестирования по анатомии человека» является одним из компонентов, обеспечивающих процедуру оценки качества освоения основной образовательной программы с помощью современных технических средств и образовательных технологий, повышает уровень подготовки студентов и результативность итоговой аттестации по анатомии.
Базовой дисциплиной для студентов медико-биологического факультета является морфология. Морфология – комплексная дисциплина, включающая цитологию, гистологию, анатомию, эмбриологию.
Морфология изучается в течение четырех семестров, включает 9 модулей:
Модуль I. Цитология, эпителиальные ткани, соединительные ткани.
Модуль II. Остеология, артрология и синдесмология головы, туловища, конечностей.
Модуль III. Мышечная ткань. Общая и частная миология.
Модуль IV. Центральная и автономная нервная система.
Модуль V. Анализаторы и периферическая нервная система.
Модуль VI. Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы.
Модуль VII. Органы кроветворения и иммунной защиты. Эндокринный аппарат.
Модуль VIII. Дыхательная система. Пищеварительная система.
Модуль IX. Выделительная система. Половая система.
Итоговая аттестация представляет собой экзамен, на котором проверяются теоретические знания и практические умения и навыки по морфологии. Студенты должны продемонстрировать способность «читать» электронные микрофотографии, узнавать органеллы и клеточные включения на электронных микрофотографиях, определять и находить разные виды тканей на микропрепаратах, показывать органы и их части на макропрепаратах.
Начиная с 2013 г., для подготовки к экзамену по морфологии студенты используют учебно-методическое пособие «Подготовка к экзамену по морфологии», написанное преподавателями кафедры морфологии медико-биологического факультета ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» доцентами Т.А. Тихоновой, Т.В. Писцовой, Л.А. Князевой, профессором В.А. Федосеевым. Третье издание данного пособия, исправленное, переработанное и дополненное, содержит предисловие и 12 глав. В учебно-методическом пособии обращено внимание на ключевые позиции в подготовке к экзамену, предложена оптимальная последовательность повторения материала, описан порядок проведения экзамена, дан перечень экзаменационных вопросов, приведены примеры экзаменационных билетов, представлен список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
Особое внимание в учебно-методическом пособии уделено анализу экзаменационных микропрепаратов и электронных микрофотографий, дано их описание и определены методические подходы к представлению данной информации на экзамене.
Третье издание, в отличие от предыдущих, содержит схемы и рисунки по морфологии человека, которые облегчают понимание и представление морфологических знаний.
Учебно-методическое пособие написано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения к основной образовательной программе и результатам обучения по дисциплине «Морфология».
Пособие предназначено для студентов медико-биологического факультета, обучающихся по специальностям 30.05.01 – «Медицинская биохимия», 30.05.02 – «Медицинская биофизика», 30.05.03 – «Медицинская кибернетика».
Наиболее ценным содержательным элементом данного пособия является глубоко продуманный обширный материал практической направленности: представлено описание электронных микрофотографий и микропрепаратов. Как известно, практические умения и навыки, основанные на глубоких теоретических знаниях, для врача имеют особую значимость.
Пособие отличается высоким научным и методическим уровнем, эргономичной структурой и востребовано студентами.
Библиографическая ссылка
Тихонова Т.А., Сутягин П.В., Писцова Т.В., Федосеев В.А. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «АНАТОМИЯ» И «МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 5. – С. 26-27;URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=685 (дата обращения: 21.12.2024).