Необходимость исследования проблем правового регулирования организации функционирования органов государственной власти, с одной стороны, и гарантий реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан, с другой в условиях особых политических режимов объясняется, во-первых, неослабевающими процессами дестабилизации общественно-политической жизни в современной временной России, нарастающей волной экстремизма и национализма, актацией оппозиционных настроений в российском обществе; во-вторых, необходимостью разрешения возникающих социальных конфликтов в рамках правового поля»; в-третьих, отсутствием как в науке, так и в юридической практике однозначной позиции в отношении допустимости государственно-правовых средств управления кризисными ситуациями, точных критериев для ограничения того, что входит в предмет правового регулирования в условиях современных политических режимов, а что находится вне конституционных пределов исключительного правового режима и должно трактоваться антиконституционный акт и злоупотребление властными полномочиями.
Между тем нечеткость представлений о конституционной природе института правового регулирования в чрезвычайных ситуациях социально-политического и экономического развития нынешнего российского общества неизбежно создает предпосылки для различного рода нарушений и злоупотреблений, что крайне опасно.
В этой связи поиск цивилизованных способов и средств разрешения и преодоления возможных социальных катаклизмов, образующих механизм обеспечения безопасности, не потерял своей значимости. Хотя противоречия и конфликты на нынешнем этапе развития общества являются во многом закономерными и неизбежными, в условиях социального и идеологического плюрализма, становления демократии, утверждения конституционных ценностей они не фатальны.
Выполнению задачи обеспечения национальной безопасности служит и институт правового регулирования в условиях особых политических режимов. Его существование предопределено объективной возможностью возникновения в процессе развития общества и государства различных экстремальных ситуаций, как социально-политического или экономического характера (война, агрессия из вне, вооруженное восстание, массовые беспорядки, трудовые конфликты и т.п.), так и природного характера (катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии и т.п.), представляющих опасность для значительного числа людей, угрозу конституционному порядку либо самому существованию государства, и для разрешения, нейтрализации либо ликвидации последствий которых обычные формы правового регулирования представляются недостаточными.
Аналитическую основу государственного регулирования кризисных ситуаций, а также фундамент жизнедеятельности общества составляют предприятия и домохозяйства, во время функционирования которых могут возникнуть различные виды кризисных ситуации.
Согласно теории регуляции, кризиса классифицируют следующим образом:
- кризис, как результат внешнего шока – т.е. ситуации, когда экономическое развитие заблокирован из-за недостатка ресурсов, связанную с природными или экономическими катастрофами;
- циклический кризис – ситуация, когда кризис является закономерным явлением в развитии социально-экономической системы, повторяется через определенный промежуток времени;
- структурный кризис – ситуация когда экономическая и общественная динамика приходят в противоречие со способом развития;
- кризис системы регуляции – ситуация когда механизмы, связанные с существующей системой регуляции могут изменить конъюнктурные процессы;
- кризис способа производства – ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства экономики, обострение противоречия в важнейших институционально формах, определяющих режим накопления.
Выделяют следующие виды государственного регулирования кризисных ситуаций [5]:
1-й – нормативно-законодательная деятельность;
2-й – управление производством;
3-й – перераспределение дохода (эффективное размещение доходов государства для удовлетворения интересов членов общества);
4-й – финансовое регулирование, т.е. управление совокупностью денежных средств, которые есть в наличии домохозяйств, предприятий или государства, а также источниками доходов, расходов.
Одним из наиболее оперативных способов предотвращения кризисных ситуаций и стабилизации общественно-политической обстановки в государстве в целом или в его отдельных регионах является использование экстренных, так называемых чрезвычайных средств в рамках вводимого особого государственно-правового (политического) режима – контртеррористической операции, чрезвычайного (военного, исключительного, осадного) положения, стихийного бедствия, состояния войны, прямого президентского правления, федерального вмешательства и т.п. Очевидно, что управление в условиях особых политических режимов сопряжено со значительными трудностями и требует решительных, порой жестких, но обязательно регламентированных правом мер.
Не следует рассматривать особые политические режимы как нечто чужеродное, выпадающее из конституционно-правовой системы, противоречащее общим принципам права (гуманизма, равноправия, демократизма и т.п.) и оправдывающее свое существование исключительно практической необходимостью. Задействование в правовой политике государства чрезвычайных правовых средств продиктовано именно задачей неотложной мобилизации всего, что необходимо для преодоления возникшей чрезвычайной ситуации, защиты интересов граждан, пресечения разгула анархии и произвола.
Политическим обоснованием использования исключительных средств в условиях различного рода кризисных ситуаций общественного развития является доктрина так называемой «государственной пользы». Государственная необходимость выше индивидуальной свободы. И если в нормальных «негосударственной и общественной жизни государство признает и гарантирует индивидуальную свободу, то в условиях чрезвычайных оно жертвует ею интересам безопасности, а может быть и самого существования государства.
По словам Ш. Монтескье, «в государствах, где наиболее дорожат свободой, существуют законы, дозволяющие нарушать свободу одного, дабы сохранить ее для всех ... Опыт народов самых свободных, какие когда-либо существовали на земле, заставляет признать, что бывают обстоятельства, когда необходимо на некоторое время набросить покров на свободу, как некогда его набрасывали на статуи богов».
«В жизни государства бывают такие моменты, когда дело идет о сохранении его целостности и независимости, когда от данной минуты зависит самое бытие государства. В этих случаях недостаточно бывает общих полицейских мер и государство должно прибегнуть к исключительным мерам охраны, обуславливающим собою временные ограничения гражданской свободы».
Библиографическая ссылка
Мусаева А.Г. ЭКСТРЕННЫЕ СПОСОБЫ КАК ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В ГОСУДАРСТВЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 1. – С. 53-55;URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=643 (дата обращения: 30.12.2024).