Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ С РЕГИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ. ГЕОГРАФИЯ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ. ФЛОРА И ФАУНА

Корощенко Н.А. 1
1
Математика – часть общечеловеческой культуры, ее изучение способствует формированию научного мировоззрения и общего уровня культуры учащихся. В концепции развития математического образования 2013 года определены проблемы - низкий уровень мотивации обучающихся и устаревшее, формальное и оторванное от жизни содержание. Проблема учета особенностей регионов в их развитии становится все более актуальной во многих отношениях. Значение регионального аспекта в образовании нельзя переоценить, он несёт в себе всё богатство национально- региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей; он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности. Использование регионального компонента в обучении математике является существенным средством мотивации учебно-познавательной деятельности школьников. Кроме того, он решает такие задачи гуманизации образования, как уровневая и профильная дифференциация обучения, практическая и профессиональная направленность обучения, расширение кругозора учащихся о национальном и региональном своеобразии условий их жизни, воспитание экологической культуры, выполнение заказа общества на активную и социально-адаптированную личность. Нарушение законов, правил и принципов природопользования, игнорирование экологических ограничений в развитии общества, брошенным бумерангом возвращается к людям, не теряя своих свойств и качеств.Природа утрачивает свою способность сохранять естественное равновесие в своих системах, способность к самоочищению, самовосстановлению. Знакомство учеников со многими проблемами региона произойдет через решение задач всех разделов, и автор надеется, что никто при этом не останется равнодушным. В данном учебном пособии реализованы два эффективных педагогических средства активизации образовательного процесса - принцип межпредметной и внутрипредметной интеграции и принцип региональности. При составлении задач использовались самые разнообразные источники: письменные документы, графические материалы, музейные коллекции, периодические издания прошлых лет, книги об исследователях Сибири, книги тобольских авторов – Д.Копылова, Е.Акулич, Н.Балюк; материалы Тобольских хронографов; годовые отчеты, справки, статистические материалы Тобольского государственного музея-заповедника. Чувство гордости вызывает самоотверженность и бескорыстие исследователя сурового Тобольского Севера Александра Александровича Дунина-Горкавича. Тридцать семь лет интенсивной, масштабной и плодотворной работы оставили позитивный вклад в теорию и практику отечественного североведения: около семидесяти научных работ, посвященных самым разнообразным вопросам жизни и развития этого богатейшего и интереснейшего края! Трехтомная монография «Тобольский север» - энциклопедический свод знаний о природе экономике и населении региона! За пять лет (1898-1903 гг.) летом на лодках, зимой на лошадях и оленях Дунин-Горкавич проехал по местам, где практически не ступала или редко ступала нога человека, без дорог, без карт, то на лошадях, то на лодках, в метель, стужу и непогоду проплыл, проехал, прошел свыше 50000 км и это расстояние на одну четвертую больше длины земного экватора! Сборник математических задач составлен для учащихся 5-6 классов для знакомства с географическими особенностями региона, вопросами демографии, растительным и животным миром, проблемами природопользования и последствий неразумного их потребления. Он является результатом более чем десятилетней кропотливой работы по данной теме. Задачник состоит из 2 разделов: 1. География Тюменского региона; 2. Флора и фауна Тюменского региона. Каждый раздел содержит 3 части: 1 – информация по региону в цифрах и таблицах; 2 – задачник; 3 - материалы для творческой и внеклассной работы. В конце учебника словарь используемых терминов, ответы и список используемой литературы. Задачи составлены в соответствии с программным материалом курса математики 5-6 классов и объединены 18 темами. Каждой теме присвоен свой номер, который сохраняется в обоих разделах. Это следующие темы: 1.Натуральные числа. 2.Обыкновенные дроби. 3.Десятичные дроби. 4. Периметр и площадь прямоугольника. 5. Объем прямоугольного параллелепипеда. 6. Проценты. 7. Округление чисел. 8. Среднее арифметическое. 9. Координатная прямая. 10. Решение уравнений. 11. Столбчатая диаграмма. 12. Круговая диаграмма. 13. Длина окружности. Площадь круга. 14. Чтение графиков. 15. Применение формул. 16. Практические работы. 17. Занимательные задачи. 18. Материалы для организации творческой деятельности учащихся. В каждой теме задачи расположены по уровням учебной деятельности учащихся и каждый уровень отмечен соответственно значками - *, **, ***. Если одна звездочка, то задания соответствуют 1-уровню учебной деятельности учащихся, если две звездочки (**), то задачи 2 - уровня, а тремя звездочками (***) обозначены задачи, которые требуют дополнительных знаний, умения исследовать, нестандартного решения. Первый уровень учебной деятельности – это самый низкий, репродуктивный, минимальный; учащиеся этого уровня могут использовать готовые алгоритмы решения несложных по своему решению задач. Второй уровень – это обязательный уровень стандарта: учащиеся этого уровня могут решать задачи на применение изученного в стандартных ситуациях. Третий уровень – уровень возможностей; учащиеся этого уровня могут решать задачи в нестандартных (новых для них) ситуациях, а также задачи повышенной сложности. Особенность данного сборника является большой объем занимательных задач -119, для решения которых нужно пройтись по определенной цепочке действий. Своеобразие рельефа местности, природные заказники и заповедники и памятники природы, особенности и многообразие водного пространства Сибири, полезные ископаемые и их залежи, редкие и исчезающие виды птиц и животных из красной книги Тюменской области, образ жизни и специфическое поведение их в природе – об этом можно узнать в задачах. Содержание данной книги может быть интересным и подросткам, и старшеклассникам, их родителям и учителям других предметов – истории, географии, экологии, валеологии, экономики и биологии, тем более такой опыт уже имеется. Родители могут вместе с детьми обсуждать содержание задач и находить правильные решения, при этом, обращая внимание не только на умения выполнять те или иные математические действия, но и на, то содержание, которое описывает некую сюжетную ситуацию регионального характера. Обсуждение всевозможных проблем можно построить на предложенных вопросах под заголовком «Вопросы для обсуждения».

Библиографическая ссылка

Корощенко Н.А. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ С РЕГИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ. ГЕОГРАФИЯ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ. ФЛОРА И ФАУНА // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2015. – № 1. – С. 152-153;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=322 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674