Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВИДАМ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ В ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Коновалова И.Е. 1 Черняева А.А. 1 Мутаевой И.Ш. 1
1
Учебного пособия «Технология обучения видам легкой атлетики в программе образовательной школы» разработано автарами: доктором педагогических наук, доцентом И.Е. Коноваловым, кандидатом педагогических наук, профессором А.А. Черняевым, кандидатом биологических наук, профессором И.Ш. Мутаевой, посвящено актуальной проблеме внедрения различных инновационных технологий обучения видам легкой атлетики в процесс физического воспитания в средней общеобразовательной школы. Данное пособие имее гриф УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры. В настоящее время в России осуществляются глубокие перемены во всех отраслях жизни. Эти изменения затронули каквысшую, так и среднюю школы, которые должны давать своим выпускникам полное духовное развитие и качественное физическое воспитание. Непрерывный научно-технический прогресс в спортивныйсфере выдвигает все новые требования к подготовке специалиста с высшим физкультурным образованием, призванного решать задачи физического воспитания широких слоев населения. В связи с этим перед учебными заведениями по физической культуре ставится задача качественного повышения уровня подготовки и воспитания выпускаемых специалистов, что требует активного внедрения в учебный процесс инновационных средств и более эффективных методов обучения. Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания молодого человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу. Одной из важнейших задач высшей школы по подготовке учителя физической культуры и тренера является формирование у специалистов готовности к эффективному решению задач обучения двигательным действиям, в том числе в легкой атлетике. Это возможно только при наличии высокого уровня дидактических умений и навыков в этом виде спорта. Особое значение для становления будущих специалистов имеют практики, которые в соответствии с требованиями ФГОС 3+,осуществляются по следующим направлениям: 1. Учебная практика. 2. Профессионально-ориентированная практика. 3. Преддипломная практика. Одной из актуальных задач, стоящих перед студентами-практикантами и учителями физической культуры методистами со стороны СОШ является значительное повышение качества проводимых уроков, что будет успешно решаться при достаточномуровне знаний теории и практики учебного предмета «Легкая атлетика», наличия большого арсеналафизических средств и накопленного собственного опыта двигательной активности. Результат обучения при этом во многом зависит от того, насколько хорошо знает педагог технику того или иного вида легкой атлетики, а также методику обучения техникилегкоатлетических упражнений. Легкая атлетика - это один из наиболее доступных и массовых вид спорта как в нашей стране, так и вовсем мире. Она объединяет в себе естественные и разнообразные виды двигательной деятельности человека, такие как ходьба, бег, прыжки и метания. В системе физического воспитания в нашей стране виды легкой атлетики широко используются для сохранения и укрепления здоровья, а также повышения общей физической подготовки детей, подростков, юношей и девушек. Поэтому наибольшая часть видов легкой атлетики включена в программы по физическому воспитанию во все государственные учебные заведения. Значительное место легкая атлетика занимает в физическом воспитании дошкольников, школьников и студентов. Разновидности бега, прыжков и метаний является составной частью каждого урока и занятия по физической культуре. Важное место упражнениям легкой атлетики отводится также на занятиях в спортивных школьных секциях и в оздоровительных лагерях. Начиная с 1-го класса во всех последующих классахна уроках физической культуры используются и элементы легкоатлетических упражнений, и виды легкой атлетики в целом. Используя уроки легкой атлетики, учащийся решает следующие задачи: сохранение и укрепление здоровья;изучение, закрепление и совершенствование техники ходьбы, бега, прыжков и метаний; развивитие физическихкачества: силу, быстроту, координацию, выносливость, гибкость. При этом если у школьников младших и средних классов уроки направлены в основном на освоение техники легкоатлетических видов, то у школьников старших классов основной задачей является развитие физических качеств средствами легкой атлетики. В процессе обучения в школе учащиеся изучают, закрепляют и совершенствуют технику спортивной ходьбы,бега на короткие и на средние дистанции, прыжков в высоту различными способами, прыжков в длину способом «согнув ноги», метания малого мяча и гранаты.Кроме того, для учащихся определены как уроки, так и физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме дня: утреняя гимнастика (до начала учебных занятий), физкультурные минутки (во время уроков), физические упражнения и подвижные игры (на больших переменах), ежедневные физкультурные занятия (в группах продленного дня), занятия легкой атлетикой в спортивных секциях (во внеучебное время), регулярные занятия физическими упражнениями (выполняемые в свободное время). Все эти урочные и внеурочные формы занятий легкой атлетикой должны не только решать оздоровительные и прикладные задачи, но и способствовать развитию интереса к занятиям физической культурой в целом, прививать у детей и подростков потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В учебном пособии «Технология обучения видам легкой атлетики в программе образовательной школы», авторы рассматриваютвиды легкой атлетики, которые входят в раздел программы по физической культуре для средних общеобразовательных школ, в частности раскрываются техника и методика обучения легкоатлетическим упражнениям, а также задачи, содержание и структура уроков по легкой атлетике. Материал представленный в пособии затрагивает все звенья СОШ: начальные, средние и старшие классы, где для каждого возрастного периода решаются конкретные задачи и предлагаются определенные средства обучения подобранные в соответствии с особенностями возраста занимающихся. Предсталены типичные ошибки и способы их устранения в процессе обучения техники видов легкой атлетики: ходьбы, видов бега, вертикальных и горизонтальны прыжков, метания малого мяча и гранаты. Немало важным условием качественного проведения учебных занятий является выбор адекватной физической нагрузки для различных возрастных групп, пола и подготовленности учащихся. В пособиирассматриваются основные параметры физическихнагрузкок на уроках легкой атлетики и представлена их динамика в зависимости от типа занятий.Другим условием полноценного проведения учебных занятий в школе является организация контроля при занятиях легкоатлетическими упражнениями, а также соблюдение безопасности на занятиях и обеспечение мер предосторожности. Учебное пособие «Технология обучения видам легкой атлетики в программе образовательной школы» предназначено для студентов ССУЗ и ВУЗ физкультурного профиля, а также учителей и специалистов сферы физической культуры и спорта.

Библиографическая ссылка

Коновалова И.Е., Черняева А.А., Мутаевой И.Ш. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВИДАМ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ В ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2015. – № 1. – С. 151-152;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=321 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674