Кондрашова Н.В.
1
1
Дошкольное образование (далее – ДО) является важным звеном образовательной системы региона. В 2013 г. в Мордовии отмечали столетие с года открытия первых детских садов на территории современной республики. Накопленный опыт служит основой как для понимания и анализа происходящих изменений, так и для прогнозирования развития ДО в условиях региона. Однако на современном этапе обнаруживается ряд противоречий: 1) между объективной потребностью в историко-педагогическом изучении становления, развития и модернизации системы ДО на территории Мордовии и отсутствием системных исследований, раскрывающих целостную картину развития системы ДО в регионе на протяжении целого века; 2) между значимостью определения особенностей, достижений и проблем развития системы ДО в условиях поликультурного региона, наличием регионального векового опыта и необходимостью его комплексного научного осмысления и пр. При написании монографии были использованы архивные документы, материалы диссертации «Становление и развитие дошкольного образования в Мордовском крае (1900-1950-е гг.)»[19] и местной периодической печати, современные достижения педагогической теории и практики в области дошкольного образования и т. д. Особую группу составляют неопубликованные документы, хранящиеся в фондах Центрального государственного архива РМ, Государственного архива РФ, Рукописного фонда НИИ при Правительстве РМ. Они позволили воссоздать целостную картину поэтапного развития ДО в регионе. Данная работа является логическим продолжением ранее подготовленных автором работ о дошкольном образовании в регионе. В их числе: базы данных, монографии[1-3], учебные пособия[4-7], программы и методические рекомендации курсов по выбору[8-9], многочисленные статьи в сборниках научных трудов и периодической печати[10-18]. Многие из перечисленных работ признаны победителями или лауреатами различных конкурсов. Поскольку единой периодизации становления и развития ДО не существует, при рассмотрении этого процесса на территории современной республики Мордовия в монографии выделены и охарактеризованы три этапа, которые позволяют показать особенности протекания этого процесса в регионе. Монография включает 3 главы («Предпосылки и особенности становления системы дошкольного образования в Мордовском крае», «Развитие системы дошкольного образования в МАССР» и «Особенности модернизации региональной системы дошкольного образования в Республике Мордовия»), биографический список, список сокращенных слов, и приложения («Знаменательные даты дошкольного образования Мордовии», «Динамика развития дошкольного образования Мордовии в таблицах и гистограммах»). В содержании глав основные положения и выводы автора подкреплены многочисленными схемами, сводными таблицами, цитатами из первоисточников. Обширный фактологический, статистический и архивный материал позволили с достаточной долей полноты и основательности охарактеризовать развитие дошкольной сети, изменение содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, развитие региональной системы подготовки кадров на протяжении 100 лет с позиций комплексного, квалиметрического, ретроспективного, ситуационного и других методологических подходов. Итак, монография имеет логически выдержанную структуру, научный стиль изложения и является своевременным и актуальным откликом на процессы модернизации дошкольного образования. Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что воссоздана целостная картина становления, развития и модернизации системы ДО на территории Мордовии с момента открытия первых садов по настоящее время; определены 3 основных этапа данного процесса; обоснованы особенности организации и содержания деятельности детских учреждений Мордовии; охарактеризованы содержание, основные подходы и формы организации воспитательно-образовательной работы этих учреждений, этапы и особенности создания системы подготовки и повышения квалификации специалистов для ДОУ и пр.
Библиографическая ссылка
Кондрашова Н.В. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОРДОВИИ С 1913 ПО 2013 ГГ. // Научное обозрение. Реферативный журнал. 2015. № 1. С. 149-149;URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=318 (дата обращения: 02.04.2025).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований»
ИФ РИНЦ = 0,593
«Международный журнал экспериментального образования»
ИФ РИНЦ = 0,425
«Научное Обозрение. Биологические Науки»
ИФ РИНЦ = 0,400
«Научное Обозрение. Медицинские Науки»
ИФ РИНЦ = 0,801
«Научное Обозрение. Экономические Науки»
ИФ РИНЦ = 0,871
«Научное Обозрение. Педагогические Науки»
ИФ РИНЦ = 0,733
«Научное Обозрение. Технические Науки»
ИФ РИНЦ = 0,695
«European journal of natural history»
ИФ РИНЦ = 0,301