Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (В ДВУХ ЧАСТЯХ). ЧАСТЬ I

Панфилова А.П. 1 Трапицын С.Ю. 1 Долматов А.В. 1 Чурилина И.Н. 1 Бавина П.А. 1 Егорова Е.В. 1 Михальченко С.С. 1 Смирнова В.В. 1 Агапова Е.Н. 1 Апевалова З.В. 1 Плетнёва Л.Г. 1 Рубашов А.В. 1 Колесников Ю.Ю. 1
1
В последние годы система управления человеческими ресурсами развивается как обобщающая область исследований, объединяющих и синтезирующих актуальные вопросы кадрового менеджмента и трудовых отношений администрации и персонала в их общих и специфических модификациях. Необходимость решения целого комплекса проблем управления человеческими ресурсами (УЧР) в организациях обуславливает потребность в специалистах, обладающих знаниями, владеющих специальными технологиями и способных их эффективно применять в области УЧР. Монография, подготовленная ведущими специалистами института экономики и управления, представляет собой индивидуальные исследования авторов, осуществляющих подготовку бакалавров и магистрантов по образовательным программам «Управление человеческими ресурсами», «Управление образованием». Первая часть монографии даёт концептуальное представление о ключевых теоретических проблемах УЧР в учреждениях. Проведённые авторским коллективом совместно со студентами и аспирантами исследования позволяют читателю самостоятельно увидеть эту специфику, соотнести её с собственным опытом, задуматься над целым рядом дискуссионных вопросов, понять как многогранна деятельность руководителя организации по УЧР. Как считают специалисты, для того чтобы обеспечить устойчивое развитие организации в нестабильной деловой среде, активно включиться в процессы обновления образования, связанные с реализацией компетентностного и модульного подходов, разработкой образовательных стандартов нового поколения, с изменениями рынка труда, обеспечить соответствие уровня профессиональных знаний, умений и навыков выпускников требованиям работодателей и современной деятельности, руководителям организаций приходится осваивать и все чаще применять инновационные и нестандартные подходы к управлению человеческими ресурсами. В связи со сказанным, в первой части монографии проблемы управления человеческими ресурсами в организации рассматриваются с инновационных позиций, поэтому материалы книгиособенно полезны тем, кто стремится к внедрению новаторских идей в работе с персоналом. Монография отражает последние веяния в этой области, которые проиллюстрированы примерами из практики кадрового менеджмента и результатами междисциплинарных исследований. В основу написания монографии положен компетентностный подход, поэтому каждый раздел начинается с описания тех компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся по программам «Управление человеческими ресурсами» и «Управление образованием». Кроме того, в каждом разделе представлены ключевые слова и специальная литература, которые помогут читателю сориентироваться в поиске необходимого материала. Несомненным отличием данной монографии является то, что в ней рассматриваются вопросы и проблемы УЧР в условиях инновационной экономики: кадровые стратегии; функции управления человеческими ресурсами; теоретические основы внутрифирменного обучения и развития персонала, управления знаниями в организации; инновационные модели и технологии обучения; вопросы формирования социальных компетенций современного менеджера; маркетинга персонала, подбора, введения в должность, адаптации и аутплейсмента; новые подходы к оценке и аттестации сотрудников организации; управления конфликтами и социально-психологическим климатом; создания конкурентных преимуществ; управления многонациональными коллективами на основе межкультурной компетенции, экологические проблемы и здоровьесберегающие технологии и другие актуальные вопросы управления человеческими ресурсами в организациях. В связи со сказанным, современная система образования, откликаясь на требования времени, вынуждена реализовывать разнообразные инновации, предполагающие развитие не только знаний, умений и навыков, но и личностного потенциала обучаемых, а также их поведения в будущей профессиональной деятельности. Авторам представляется, что главная цель такого обучения именно поведенческие изменения будущих специалистов, формирование у них мобильности, способности к изменениям, адаптивного потенциала, навыков постоянного развития. Для формирования ключевых компетенций, позволяющих будущим руководителям адап-тировать имеющиеся у них знания к новым ситуациям, целям и задачам, в образовательном процессе стали также применять стратегии «обучения действием» или «обучение на практике». Поскольку в России практически нет государственных учебных заведений, которые готовят преподавателей, владеющих игротехнической компетенцией, а в нашем институте работает более 10 лет творческая мастерская «Игротехнический менеджмент», проблемы, на решение которых направлено учебно-практическое пособие (2 часть), как раз связаны с организацией интенсивного обучения. Как показывает практика, большинство преподавателей осваивают обучающие игры методом проб и ошибок и, как правило, не несут ответственности за их образовательную результативность, не владеют всем многообразием существующих и апробированных в образовательном процессеинтенсивных технологий;зачастую нарушают формат игр и тренингов, методику проведения; порой не могут управлять аудиторией участников игр, осуществлять грамотно обратную связь, проводить послеигровую дискуссию, деролинг, рефлексию, шеринг и дебрифинг. Актуальной является также проблема образовательной результативности игрового обучения. Эффективность использования интенсивных технологий, в основном, опирается лишь на «вкусовые суждения» участников, да и самих организаторов. В связи с этим дискредитируется сама идея сопровождения традиционных занятий интенсивными технологиями, их внедрение в учебный процесс. Поэтому в пособии, по каждой теме, описанной в монографии, предлагается целевой набор самостоятельных практических и научно-исследовательских заданий, игровые технологии, тренинги, ролевые и деловые игры, упражнения. Также прописаны методические рекомендации в помощь преподавателю, проводящему интенсивные занятия. Бесспорно, важным условием интеграции и внедрения таких подходов к обучению является интерактивное взаимодействие обучающихся или «формула солидарности», а также партисипативный стиль, то есть стиль вовлеченности обучаемых и обучающих в процессы совместной деятельности и коллективного принятия решений. Именно о необходимости такого подхода свидетельствуют и Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО), которые как раз в качестве одного из обязательных требований к основным образовательным программам (ООП) нового поколения выдвигают ориентацию обучающих специалистов на конечные результаты, выраженные в форме компетенций, при этом обязательным условием становитсяиспользование в учебном процессе активных и интерактивных форм и технологий проведения занятий и контрольно-измерительных материалов, диагностирующих приобретённые компетенции «на выходе». В пособие показано, что в целевых интенсивных занятиях обучаемые должны не только осваивать, понимать и воспринимать получаемую от преподавателя информацию, но и осуществлять самостоятельные индивидуальные и групповые практические действия по решению проблемных ситуаций, что позволяет пересматривать личностные установки, ценности и убеждения, снимать стереотипы, учиться сотрудничеству, работе в команде. Всё сказанное потребовало постановки следующей цели представленного учебно-практического пособия: широкое внедрение интенсивных технологий в учебный процесс подготовки менеджеров для развития профессиональных компетенций, описанных в монографии, развития психологической готовности к управлению человеческими ресурсами в организации.

Библиографическая ссылка

Панфилова А.П., Трапицын С.Ю., Долматов А.В., Чурилина И.Н., Бавина П.А., Егорова Е.В., Михальченко С.С., Смирнова В.В., Агапова Е.Н., Апевалова З.В., Плетнёва Л.Г., Рубашов А.В., Колесников Ю.Ю. ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (В ДВУХ ЧАСТЯХ). ЧАСТЬ I // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2015. – № 1. – С. 127-128;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=293 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674