Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ГЕОГРАФИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Скупинова Е.А. 1 Золотова О.А. 1
1
Вологодская область обладает уникальным опытом по разработке региональных учебников географии: ещё в 1961 году вышло первое в Советском Союзе учебное пособие [1], а в 2013 году увидело свет уже его девятое издание[2]. Учебное пособие «География Вологодской области» предназначено для обучающихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений региона и содержит полный комплект учебных материалов для 16 уроков по физической и 16 – по экономической географии области. По сравнению с предыдущим изданием (2005 г.) все учебные тексты переработаны и актуализированы, обеспечены новым статистическим, картографическим и иллюстративным материалом. Полиграфическими средствами выделены два уровня текстов – базовый и углубленный. Необходимость в новом издании регионального учебного пособия по географии в первую очередь была вызвана истечением оптимального срока использования восьмого из-дания книги и существенными переменами в хозяйственном комплексе региона, произо-шедшими за последнее десятилетие, и появлением новых сведений об особенностях приро-ды. Кроме того в образовательный процесс был введен ФГОС нового поколения [3], преду-сматривающийособые требования к личностным, метапредметными предметным результа-там освоения основной образовательной программы (ООП). Изменились и условия выпуска учебной литературы: за регионами оставили право издания учебных пособий, что предпола-гает реализацию принципа «Один урок – один параграф». Соблюдение требований, связан-ных со всеми указанными обстоятельствами, привело к появлению принципиально иного учебного пособия. На достижение предметных результатов освоения ООП в первую очередь работают тексты параграфов пособия (нечетные страницы), иллюстративный ряд и методический ап-парат к ним (четные страницы). На каждый урок приходится один параграф в 3–4 разворота, в параграфы помещены только типовые задания, которые важно выполнять при работе с текстом для получения фактови (или) доказательств в пользу высказанных в тексте положе-ний.Возможности достижения некоторых результатов предметного характера с использова-нием учебного пособия могут быть проиллюстрированы следующими примерами. «Форми-рование первичных компетенций использования территориального подхода как основы гео-графического мышления» в курсе географии региона заложеноаприори, но усилить его мож-но через выполнение заданий применительно к своей местности, например:«Спроектируйте аптекарский огород на основе лекарственных растений своей местности» или «Определите принадлежность своей местности к глобальным бассейнам стока (к блокам фундамента и т. п.)». Задача формирования представлений об этапах географического освоения террито-рииможет быть реализована через серию дополнительных текстов, например:«Вклад северян в изучение и освоение Востока России и Русской Америки», «Палеонтологические находки», «История лесопользования»и т.д. На «овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации» направлено большое количество заданий по анализу карт и диаграмм, чтению схем и подготовке презентаций на определенную тему или творческие задания, такие как:«Разработайте форму электронного паспорта охраняемой природной территории».Планирование изучения курса предполагает выделение двух уроков на изучение природы и хозяйства своего района, Такой подход тоже работает на выполнение предметных требований ФГОС. На достижение личностных и метапредметных результатов в большей мере ориенти-рован методический аппарат тематических блоков, каждый из которых включает по 3–5 па-раграфов. Каждому такому блоку соответствует особый массив вопросов и заданий, которые разделены по уровням сложности и по рубрикам: собственно вопросы и задания, проекты, проблемные ситуации, обязательные практические работы, полевой практикум и номенкла-тура.Формат многих заданий требует работы в коллективе или группе. Примерами могут служить проектные задания, проблемные вопросы, задания, сформулированные в побуди-тельном формате – «обсудите…, предложите решение…, выскажите мнение…». Так на дос-тижение требования «Способность применять полученные знания на практике» направлена целая серия заданий, например «Оцените рельеф своего района для целей спортивного ту-ризма…». Требование «Умение сотрудничать для достижения общих результатов» легко достигается через задания для малых групп или задания в формате «Обсудите …».Ориентирование в мире профессий достигается через серию заданий типа «Подберите информацию о профессиях…. В каких учебных заведениях Вологодской области готовят таких специалистов?».Требование «Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях» достигается через оценочные задания, требующие и знаний, и убеждений. Примером может служить вопрос:«Как, по вашему мнению, изменятся ландшафты после строительства еще одного целлюлозно-бумажного комбината в нашей области?». При изучении географии любого региона легко достигаются и требования по дости-жению метапредметных результатов. Примером задания, соответствующего требованию «Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро-вать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы» может служить задание «Сгруппируйте и выпишите благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП Вологодской области».«Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач» легко достигается при работе с картами, схемами и диаграммами. «Смысловое чтение» может включаться через задание «На основе текста учебника составьте схему связей предприятий машиностроения…».Самостоятельное значение в этом контексте приобретают два урока для выполнения проектов, практических работ или организации дискуссий (по усмотрению учителя). Активизация учебной деятельности, приобретение навыков работы с разнообразной информацией, адекватное применение знаний и умений обеспечиваются разнообразием за-даний и источников информации к ним в виде схем, карт, рисунков, фотографий, диаграмм и таблиц. Иллюстративный ряд учебного пособия включает в себя 230 фотографий – панорамных, укрупненной съемки, аэрофото- и космических снимков. В учебное пособие помещены более 40 карт; некоторые из них представляют собой генерализованные и упрощенные карты атласа Вологодской области [4], но более половины карт пособия оригинальны и построены специально для этого издания. Поскольку учащиеся 8-9 классов обладают уже вполне сформированным абстрактным мышлением, то в ряду иллюстраций около 40 схем (например, технологических), графиков и диаграмм. Остается добавить только, что и 9-е издание учебного пособия сохраняет за собой роль ключевого звена учебно-методического комплекса «География Вологодской области» [5], разрабатывающегося коллективом кафедры географии Педагогического института ВоГУ (до 2014 года Вологодского государственного педагогического университета) и лаборатории геоэкологии ВоГУуже на протяжении более чем полувека.

Библиографическая ссылка

Скупинова Е.А., Золотова О.А. ГЕОГРАФИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2015. – № 1. – С. 51-52;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=191 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674