На рубеже эпох всегда возникает вопрос о дальнейшем существовании социума, способах его развития, поиске лучших альтернатив. Не стало исключением и российское общество, вступившее на путь экономических реформ, коренным образом изменившее государственную политику в отношении социокультурной жизни народа. Требование времени проявилось в признании прогрессивного значения очередной ступени технического прогресса с его информационными технологиями, виртуальным пространством Интернет как параллельной реальности. Взоры сильных мира сего вновь обратились к науке, которая уже не раз доказывала свой статус «локомотива человеческой цивилизации». Неслучайно в последнее время информационное пространство запестрело лозунгами разного рода научных форумов с однотипными названиями. Словно невидимый конвейер запускает все большее число конференций с вариациями на тему о современной науке, ее проблемах и путях развития.
В названии аналогичной научной конференции: «Перспективы развития вузовской науки» – слышится скорее позитивное начало, хотя перспектива может быть и со знаком минус. Мы, в свою очередь, имея более чем тридцатилетний опыт работы в сфере высшего образования и зная на практике истинное положение дел, обозначили свое исследование в виде проблемы, которая всегда подразумевает некие препятствия, барьеры для действительно полноценного развития данного направления науки.
Прежде всего, необходимо отметить, что вузовская наука как сфера деятельности преподавателя занимает почетное место после педагогической, методической и организационно-воспитательной работ, которые в совокупности и определяют основную задачу вуза – обучение студентов, формирование у них профессиональных навыков выбранной специальности, на основе которой и могут впоследствии осуществляться их научные исследования. «Согласно действующему законодательству учреждения высшего профессионального образования не относятся к научным организациям (статья 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ. ... В отличие от научных организаций научно-исследовательская составляющая в российских вузах остается второстепенной по сравнению с образовательной компонентой, что выражается в структуре кадрового потенциала и объемах финансирования образовательной и научной деятельности» [5].
Замечено, что в России проблема интеграции науки и высшего образования определяется исторически сложившимся разделением вузовской, отраслевой и академической науки [6]. Действительно, для развития непосредственно науки в нашей стране существуют специальные научные институты, в которых деятельность персонала состоит исключительно в научно-исследовательской работе, в публикации статей и монографий, а также участии в разного рода научных конференциях. Наука в вузах обусловлена высоким потенциалом его преподавателей, наличии у них ученых степеней и званий как результата собственной научно-исследовательской деятельности.
В вузовской науке, как правило, выделяются два направления посредством деятельности, как преподавателей, так и студентов, что наглядно демонстрируется на ежегодных научно-практических конференциях с дальнейшей публикацией заявленных докладов. В университетах создаются научные школы под руководством известных ученых, успешно осуществляющих исследования в том или ином направлении науки совместно с талантливыми студентами, магистрантами, аспирантами. Вместе с тем, как отмечает доктор экономических наук И.Г. Дежина, «Недавние инициативы правительства по формированию сети элитных вузов не сопровождаются созданием стимулов к институциональным изменениям, которые бы способствовали развитию научной работы в вузах. Несмотря на эти усилия, потенциал и результативность вузовской науки остаются достаточно слабыми» [1].
Говоря о проблемах вузовской науки на преподавательском уровне, следует отметить те факторы, которые, на наш взгляд, препятствуют ее успешному развитию. Согласно типологии культуры, во многих профессиях ярко выражено ранжирование специалистов, обуславливающее их тарификацию. Не стали исключением и преподаватели вузов, заработная плата которых зависит не только от объема учебной нагрузки, но и от наличия у них ученых степеней и званий. В стремлении приобрести искомую степень, некоторые преподаватели, не обремененные духовно-нравственными критериями, пользуются возмездными услугами так называемых дельцов от науки, объявления которых от лица сообщества профессиональных авторов, либо практикующих профессоров, кандидатов и докторов наук широко распространены на сайтах Интернет.
Поэтому одной из проблем вузовской науки можно считать предоставление сомнительного характера услуг по повышению научно-общественного статуса страждущих лиц, которое направлено на откровенную фальсификацию научной сферы, на подрыв авторитета современной науки, лишая ее перспективного развития. Каких результатов можно ожидать от таких «ученых»? [2]. Неслучайно в последнее время в средствах массовой информации дискутируется правомерность тех или иных диссертационных защит, вызывая подозрение о соответствии соискателей их ученых степеней. Возможно, что это всего лишь происки конкурентов. О современном состоянии научной сферы справедливо высказал мнение Б.А. Райзберг, отметив, что «высокое благородство духа, глубочайшая интеллигентность в меньшей мере присущи нынешним российским ученым, а точнее, скрыты в них под налетом коррозии современного потребительского общества и гнетом низкодоходного существования» [4, с. 173].
Отсюда следует, что второй проблемой развития вузовской науки является низкая заработная плата преподавателей вузов, что нередко становится причиной их отсутствия в научных конференциях за рубежом и публикации результатов своих исследований в иностранных журналах (исключение составляют аспиранты и докторанты, зависящие от сроков защит и вынужденные принимать любые условия на сравнительно короткий срок). Если в советский период участие известных отечественных ученых в международных научных конференциях ограничивалось в основном отсутствием знания английского языка, то в настоящем таким препятствием становятся финансовые условия.
Внедренная в последнее время система индексов научного цитирования, как показателей «значимости» трудов ученого (особенно ее зарубежные аналоги Scopus и ISI – Web of Science), являет яркий пример недоступности ее осуществления ввиду высокой стоимости услуг, как правило, многократно превышающей месячный оклад преподавателя вуза. Вместе с тем мировая наука вполне обходится без участия российских ученых, о чем нередко свидетельствует информация о проведении многочисленных зарубежных научных форумов вне представителей из России. Выигрывает она от этого или нет, другой вопрос. Кроме того, парадоксальность ситуации с публикациями трудов ученых состоит в том, что они (ученые), предлагая новые технические идеи, концепты социокультурного, образовательного, воспитательного фактора, должны еще это сами оплачивать [3].
Третьей проблемой можно назвать отсутствие дифференцированного подхода к учебной нагрузке преподавателя в зависимости от его ученой степени, что успешно практиковалось в советское время. Чрезмерная загруженность преподавателя вуза педагогической, методической, организационно-воспитательной работой не способствует его активной научно-исследовательской деятельности, хотя в последние годы заметно изменилась общая учебная нагрузка в связи с сокращением объема дисциплин согласно новым программам бакалавриата, а также с формированием учебных групп в сторону увеличения количества студентов. Казалось бы, появляется больше свободного времени для занятий наукой, однако с сокращением часов уменьшается и заработная плата, что побуждает преподавателя вуза искать дополнительную финансовую помощь в совмещении работ. Таким образом, получается замкнутый круг, в котором крайней остается вузовская наука.
Четвертой проблемой вузовской науки можно назвать отсутствие на должном уровне знаний английского языка у большинства российских ученых, особенно старшего поколения, что нередко создает значительные препятствия для полноценного диспута с зарубежными коллегами по научному цеху. Однако в этом направлении найдены конструктивные решения не только в обязательной сдаче кандидатских экзаменов по иностранному языку для соискателей ученых степеней, но и требование наличия подобных курсов для впервые проходящих по конкурсу на замещение более высоких вакантных должностей.
Вузовская наука на студенческом уровне также претерпела значительные изменения за последнее время. В первую очередь это связано с реформой высшего образования России в соответствии с общепринятыми мировыми стандартами двухуровневой системы бакалавриата и магистратуры, распространенными в ведущих европейских странах. Если в советской системе профессионального образования превалировало ее среднее звено в виде училищ и техникумов, а вузовское было несколько избранным, то современные достижения технического прогресса обусловили повышение общего образовательного уровня молодых поколений, многократно увеличив число студентов высших учебных заведений.
Проблема заключается в том, что уровень образованности студентов от этого не стал выше. Одной из причин тому послужила реформа общеобразовательной средней школы с введением ЕГЭ в форме тестирования, что не способствовало развитию устной речи, критического мышления у школьников, порождая так называемый его клиповый вариант. Кроме того, введение рыночных условий в образовательную сферу, потребность преподавательского корпуса в работе – понизили шкалу проходного балла абитуриентов вузов до крайней степени удовлетворительного уровня. В результате, основная масса студентов имеет интеллект среднего учащегося ГПТУ. Поэтому неслучайно с целью приведения сложившейся ситуации к надлежащей норме в системе бакалавриата выделилось еще и прикладное направление. Отсюда следует вывод, что вузовская наука на студенческом уровне реально может быть позиционирована лишь малочисленными представителями специалитета и магистратуры, как более продвинутыми в теоретическом плане. Однако «Привлечение студентов к научной работе во многом определяется исследовательской активностью профессорско-преподавательского состава. Если допустить, что для большинства квазинаучных работников вузов исследовательская деятельность является факультативной, то для студентов она будет иметь еще меньшее значение» [5].
Создается впечатление, что под благовидным предлогом осуществления образовательной реформы проводится политика торможения интеллектуального развития молодых поколений с целью исключения у них творческого, критического мышления, оставив в качестве единственной альтернативы его бытовой уровень. Ярким тому примером служат появившиеся образовательные стандарты в массовых школах развитых зарубежных стран, когда цикл естественнонаучных дисциплин, таких как физика, химия, математика, заменяется предметом под общим названием «наука», что лишает школьников постижения сущности основ мироздания в контексте каждой из вышеперечисленных наук. Полагая, что Россия во многом следует капиталистическому курсу стран Запада, вполне вероятны отечественные аналоги реформирования в этой сфере.
Возможно, что вышеизложенные проблемы в меньшей степени затрагивают науку в отдельных столичных вузах, однако такая ситуация типична в целом для России.
Подводя итог, необходимо отметить, что развитие вузовской науки, как одного из направлений деятельности преподавателя, зависит от многих вышеперечисленных факторов, среди которых основным, на наш взгляд, является повышение общественного статуса работника вуза, выражающегося в денежном эквиваленте его заслуг как показателе престижа профессии педагога, ученого, мыслителя.
Библиографическая ссылка
Поляков А.Ф., Полякова О.Н. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2017. – № 1. – С. 27-30;URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=1842 (дата обращения: 08.10.2024).