Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Мтф 4:4
В сложнейших условиях современного мира с его новыми вызовами Россия встала на путь переосмысления цели и смысла жизни. Её исторический опыт учит нас, что во все времена, всегда она побеждала себя и своих недругов Духом и Правдой, Просвещенностью – этими идеалами.
Осуществить эти идеалы в информационно-технологичеком обществе возможно и нужно через теологическое образование в гуманитарном пространстве на всех уровнях образования, в первую очередь, в светских университетах. Теологическое образование направленно на духовное обновление страны, гарантирует обеспечение её безопасности, развития человека и гражданина, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций, патриотизма и гуманизма. Теология позволяет повысить культурный и научный потенциал страны путем нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению религиозного экстремизма и терроризма, межрелигиозных и межэтнических конфликтов. Только теологическое образование может сделать государство способным противостоять деятельности сект и псевдорелигиозных организаций.
Сегодня как никогда, в условиях развития различных видов войн, особую значимость приобрела духовно-нравственная сфера войны противника. Возросли число духовных войн – информационных, организационные, идеологические, ценностно-смысловые, мировоззренческие и др. Самое опасное, что сегодня происходит, – это размывание границ между добром и злом, утверждение того, что добро и зло – понятия относительные, у каждого есть свое добро, своя правда, и все зависит от обстоятельств: одно и то же может быть и добром и злом. И это величайшее искушение нашей эпохи! Святейший Патриарх Кирилл, говоря об этих войнах, подчеркнул: «Сегодня, когда на смену физическим сражениям пришли информационные войны, когда на первое место выдвигается борьба за души людей, мы не должны забывать о существовании священных рубежей, за которые нельзя отступать, тех рубежей Отечества, на защите которых мы должны стоять, так же непоколебимо, как стояли наши прадеды на Непрядве, под Бородино или в Сталинграде» [1].
Поистине историческое событие произошло в 2016-2017 учебном году – законодательно закреплен статус теологии в системе образования и науки РФ, закреплена возможность защиты диссертаций на соискание ученых степеней по теологии. Были сформированы совет ВАК по теологии и первый диссертационный совет по данной специальности на базе ведущих государственных и церковных вузов, состоялась первая успешная защита диссертации по теологии. Проведена первая Всероссийская конференция «Теология в гуманитарном образовательном пространстве». Были обозначены основные векторы развития отрасли, программы «Внешние церковные связи», «Теология образования», «Религия и общество», «Философия и история религии». Все это свидетельствует о том, что общество постепенно освобождается от груза ложных представлений и идеологических штампов, в соответствии с которыми вне науки оставалось знание, не вписывавшееся в рамки материалистической философии и естествознания Х1Х века [2].
Искусственно отделять этот мощный пласт гуманитарного знания (теологию) от науки и образования – значит обкрадывать нашу культуру, лишать её исторической памяти, мировоззренческих и ценностный основ.
Теология должна стать носителем ценностно-мировоззренческого, морального знания, столь необходимого сейчас гуманитарному образованию высшей и средней школы. Кроме того, воспитательную роль теологии, составляющей основу духовной и интеллектуальной культуры общества, нашей национальной идентичности, должны осознать государственные служащие, дипломаты, общественные деятели, профессора вузов и школьные учителя. Только теологическое образование позволит преодолеть моральный релятивизм секулярного сознания и опасные заблуждения различных псевдорелигиозных идеологий, особенно в молодежной среде.
Теология постепенно завоевывает свое место в светском образовательном пространстве, и этот процесс происходит естественным путем. Он не диктуется кем-то сверху, а диктуется самой ситуацией.
В странах Запада исторически сложилось так, что все крупнейшие университеты начинались с теологических факультетов: создавалась школа теологии, а потом постепенно к ней прибавлялись другие науки. Теологический факультет Оксфорда, например, – старейший в этом учебном заведении. А Гарвард, Йель и Принстон вообще вначале были фундаменталистскими семинариями.
В России дело обстояло по-другому, потому что духовные академии возникли раньше, чем университеты. И когда стали создавать университеты, система духовного образования уже была, поэтому в университетах не было факультета теологии. В России была создана особая образовательная система, включившая в себя церковно-приходские школы, духовные училища, семинарии и академии. Эта система соответствовала сословной структуре российского общества в период империи и предназначалась для духовного сословия. Когда сословность была разрушена после революции 1917 года, духовное образование было ликвидирована советским атеизмом [4].
В современных условиях университет без кафедры теологии – университет ущербный. Он не дает тех возможностей, которые дает университет, в котором представлены все гуманитарные науки. Ведь само слово университет предполагает не только узкую специализацию, а широкий охват знаний. Выпускник университета – это человек, который эрудирован в самых различных областях. Гуманитарные науки изучают феномен человека в широком смысле. Этот феномен можно подвергать различного рода анализу и интеллектуальной спекуляции. Богословие входит в область гуманитарных наук через восприятие человеком Бога. В этом смысле богословие отличается от Откровения, хотя и зиждется на нем. Откровение – это то, как Бог обнаруживает себя, т.е. движение сверху вниз. Богословие же – это человеческое восприятие Откровения, т.е. движение снизу вверх. Человек своим разумом воспринимает смыслы и слова учения Божии, так же как эти смыслы изучает философия и в целом гуманитарное знание. Методы познания всех подразделений гуманитарных наук, включая теологию, похожи.
В период золотого века христианского богословия (IV в.) опыт познания был ознаменован философской тенденцией сортировать этот опыт познания с помощью категорий. Этот диалектический метод уходит корнями в философию Аристотеля и был обновлен на основе синтеза с платонизмом, т.е. неоплатонизмом. Неоплатоническое обновление классического аристотелизма произошло в эпоху формирования христианской доктрины, которая использовала язык и методы неоплатонизма (такие категории, как общее и частное, сущность и ипостась). Это была первая христианская схоластика.
Богословские методы, получившие распространения в эпоху поздней античности, утратили актуальность в наше время. В ХХ веке главным, хотя не единственным философским подходом, для православного богословия стал персонализм: и о Боге, и о человеке богословы начали писать с точки зрения понятия Личности. Были использованы такие категории, как феноменология, аналитическая философия, структурализм и постструктурализм. Отличие богословия от других гуманитарных наук в том, что богословие – это слово человека о Боге. Оно невозможно без Бога, тогда как другие гуманитарные знания без Бога возможны. Критика научности теологии связана с очень слабым развитием гуманитарного знания.
В советское время настоящей наукой считалась только точная наука. Хотя критерием истинности в науке объявлялось объективность знаний на основе эксперимента, что не работало в гуманитарном знании. Однако квантовая механика не исключает субъективность наблюдателя эксперимента.
Религия – это огромная область человеческого бытия и культуры, к тому же, проблема современного религиозного экстремизма напрямую связана с безграмотностью в религиозных вопросах. Экстремизм и терроризм являются наиболее опасными вызовами общественному миру и согласию, но еще более опасно то, что экстремисты эксплуатируют религиозные чувства людей. Ныне в СМИ на людей обрушивается поток пропаганды безнравственного образа жизни, насаждается идеология эгоизма и потребительства, что порождает ответную реакцию. Люди становятся очень уязвимы для пропаганды экстремизма, которая предлагает заманчивые и легкие пути противостояния глобальному безнравственному стандарту.
Поэтому граждане России должны знать, чему учат традиционные религии, в чем отличие реального ислама от терроризма под исламскими лозунгами. Нужны знания не только своей собственной религиозной традиции, но и религиозных традиций своих соседей. В изучении религий нужен не религоведческий подход, а теологический, который опирается на мировоззренческое ядро и ценности конкретной религиозной традиции. Теология – это одна из гуманитарных наук, изучающая формы религиозной жизни, историю вероучения, моральные ценности, а также религиозное культурное наследие, включая искусство, музыку, литературу.
Если взять христианское образование, то оно представляет собой совершенно законченный цикл, систему соответствующих знаний, самых разносторонних данных, относящихся к области не только религиозной, но и научной. Христианство – это богатейшая философская система, охватывающая и объясняющая человеку весь мир и его самого, указывающая истинный смысл и цель его земной жизни.
Богопознание – это прямой долг ученого и педагога, ибо без познания Бога, Его высочайших свойствах, нашего Спасения и Вечной жизни нет понимания предназначения человека и его будущего у молодежи.
На данном этапе перед системой высшего образования стоят задачи развивать конкретные направления теологии – православной, исламской, иудейской с использованием научно-гуманитарного пространства для развития межконфессионального диалога и сотрудничества. Религиозное образование должно стать и надежным заслоном от идеологии нравственной вседозволенности, которая активно проникает с Запада.
Выступая в июне 2017 года в Москве на Первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве» министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева подчеркнула: «Считаю признание теологии как комплексной научной образовательной дисциплины важным, значительным результатом многолетнего конструктивного взаимодействия органов власти, религиозных организаций, педагогических, экспертных кругов, а также мощным стимулом для развития гуманитарного знания, продвижения в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей» [2].
Светское высшее теологическое образование по подготовке уровня бакалавриата и магистратуры берет начало в 1994 году. В настоящее время образовательные программы осуществляются в 51 вузе. Несмотря на сложности, за последние 2 года увеличились контрольные цифры приёма. В 2017 году выделено 279 бюджетных мест, а в 2018-2019 годах количество студентов составит 632 человек. Теологию изучают в России 4525 студента государственных вузов и это только начало [3].
Перед теологией сегодня стоят задачи – фундаментальность и глубина исследований, познание основных принципов и методов работы. Что касается отношения в обществе к теологическому образованию, то необходимо отходить от мифов и устаревших стереотипов, а преподавателям –теологам учитывать современные реалии.
Наука и религия должны жить вместе и соработничать, помогая друг другу. В этой связи Объединенный совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук (2016 г.) по специальности 26.00.01 «Теология» действует на очень высоком уровне. Совет функционирует на базе ОЦАД, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, МГУ и РАНХ и ГС при Президенте РФ.
В конце июня 2017 года подписан договор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» о начале реализации сетевой магистерской программы «Философия и история религии». Программа будет реализована на стыке двух направлений подготовки теологии и философии. Такой междисциплинарный поход, сочетающий теологическое знание и научно-спекулятивный подход к изучению религии, является уникальным для церковного и светского образования [5].
В программе объединены методы работы как с религиозными текстами, религиозно-философским и теологическими концепциями, так и с фундаментальными знаниями в области философии религии.
Особое внимание будет уделено изучению проблем интеграции религии в социокультурные и политические процессы современности, актуализации религиозного знания в научном дискурсе, в общественном и интеллектуальном пространстве. С этой целью предусмотрены лекционные занятия, семинары и исследовательская работы в областях богословской методологии, политической теологии, современной философии и социологии религии.
Теологический компонент программы, основанный на лучших традициях православной мысли, предполагает обращение к религиозной проблематике других конфессий.
Великие мыслители и профессора МГУ А.Ф. Лосев и С.С. Аверинцев глубоко верующие и очень духовно богатые люди делали все, чтобы состоялось общее дело, срасталось дело Церкви и дело образования. То, что происходит сегодня, является логическим завершением усилий, которые на протяжении веков предпринимали наши предшественники [2].
Чтобы противостоять вызовам современного секулярного мира, необходимо возвратить образ человека как подобие Богу всему человечеству при попытке этих секулярных сил обрушить те ценности, которые нес Спаситель во имя Жизни и Любви. Только в единении и соборном сотрудничестве возможно преодолеть все эти угрозы.
Христианство перевернуло мир, изменило мировое цивилизационное развитие, положило начало новой эры в истории человечества. А в основе ценностей человеческого общежития было положено такое понятие, как Святость. Святость стала абсолютным нравственным идеалом для нашего народа, а сама Русь обозначалась словом «Святая Русь». Даже, когда на Западе под влиянием мощных атихристианских сил этот идеал святости стал ослабляться, а затем силой изгоняться из жизни общества, на Руси ничего подобного не было. И даже события 1917 года не смогли вычеркнуть из памяти людей, их совести все то, что дало России Православие. Кроме святости огромное значение для святой Руси имел аскетизм (от греческого слова «ackeo» – упражнения). Аскетизм – это постоянная борьба христианина со всеми проявлениями в нём греха, взращивание добродетели с участием всех его сил и телесных и духовных. Аскетизм направлен на восстановление утраченных в грехопадении гармонии всех сил человека, внутренней свободы и богообщения [6]. Это заключается в 8 главных страстях и 8 добродетелях против этих страстей [7]:
8 страстей |
8 добродетелей против страстей |
1. Чревообъедение |
1. Воздержание |
2. Любодеяние |
2. Целомудрие |
3. Сребролюбие |
3. Нестяжение |
4. Гнев |
4. Кротость |
5. Печаль |
5. Блаженный плач |
6. Уныние |
6. Трезвение |
7. Тщеславие |
7. Смирение |
8. Гордость |
8. Любовь |
Сегодня наше Отечество приобретает все большее значение для всего мира. Когда на Западе происходит новый процесс дехристианизации, насаждение культа вседозволенности под лозунгами «абсолютной свободы», Россия, пройдя трудным путем ХХ века, пережив гонения и испытания, выработала в себе иммунитет к искушениям и соблазнам, к злу. Очень важно, чтобы такое понимание предназначения нашего Отечества проникло в сознание всех: власти, интеллигенции, представителей СМИ, общественных организаций, в сердца простых людей и их семьи.
Теология являет нам целостное познание мира, в том числе общества и человека в единстве их духовного и материального существования. При этом познание духовной сферы – это не только познание Бога и религиозной жизни общества и человека, но познание всего духовного пространства бытия человека и общества, что включает в себя духовную и нравственную сферу; сознание и самосознание; мировоззрение и идеологию; информациионую сферу, ценностно-смысловую и мотивационную составляющую бытия социума и человека и т.д.
Сфера взаимодействия человека и социума с Богом осуществляет Церковь. А это значит, что Церковь – это не только хранилище традиций, но живой организм, который органично развивает в истории то, что нужно всему обществу, каждому человеку.
Поэтому религиозная духовная жизнь человека и социума – это такая же абсолютная необходимость, как труд и производство, как познание и наука, а все духовное пространство – это сфера познания теологии. Без духовного Обновления, Просвещения, Преобразования и Преображения невозможно будущее человечества. А Россия пойдет в авангарде этой Духовной Миссии и будет Маяком для всего мира. В этом её предназначение.
Библиографическая ссылка
Акимова Р.С. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАНИЯ ТЕОЛОГИИ ГУМАНИТАРНОЙ ДИСЦИПЛИНОЙ В СВЕТСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИИ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2017. – № 1. – С. 17-21;URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=1840 (дата обращения: 08.10.2024).