Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Иглин А.В. 1
1 Ульяновский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
В статье констатируется, что в условиях глобализации наблюдаются тенденции роста количества, регионализации и специализации международных судебных учреждений (судов и арбитражей). В?статье в связи с этим рассматриваются международные судебные органы по урегулированию споров, связанных с деятельностью государств в Мировом океане, по правам человека, в сфере международных экономических отношений, а также международные суды в региональных интеграционных объединениях государств. Анализ международно-правовых актов, регулирующих деятельность международных судов, выявляет отличительные подходы и критерии в таких вопросах как: статус судов (обычные и наднациональные, рассматривающие дела только по обращениям государств или по обращениям и государств, и юридических, физических лиц); порядок формирования судов, избрания судей, срока их полномочий (где-то их избирают, где-то назначают, где-то выборы прямые, где-то косвенные, разные сроки полномочий – 10, 9, 6, 5?лет и т.д.); принципов (организационные и функциональные); исполнения решений (обязательные и рекомендуемые, наличие действенных механизмов исполнения и их отсутствие). Поэтому актуальным является разработка: основных принципов создания, формирования международных судов; общего порядка в вопросах выдвижения кандидатов на должность судей международных судов, их выборов, привилегий и иммунитетов; рекомендуемых правил судопроизводства в международных судах; рекомендуемого порядка и механизмов исполнения решений международных судов.
международные суды
арбитраж
мирные средства разрешения споров
глобализация
международные отношения
1. Прилуцкий С.В. Возникновение института международного суда и его роль в истории развития древнего общества // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2013. – № 6. – С. 24–28.
2. Кононенко В.П. Становление международного судебного процесса // Российский юридический журнал. – 2013. – № 5. – С. 21–25.
3. Голубок С.А. Распространение международных судов и трибуналов: признак фрагментации или укрепления современного международного права? // Международное правосудие. – 2011. – № 1. – С. 4–11.
4. Там же.
5. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945, ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.08.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. XII. – М., 1956. – С. 14–47.
6. Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. XII. – М., 1956. – С. 47–63.
7. Лазутин Л.А. Учредительные акты международных судов как регуляторы правовой помощи по уголовным делам // Российский юридический журнал. – 2012. – № 6. – С. 114–121.
8. Ржевская В. Африканский суд справедливости и прав человека и Международный суд ООН: сравнительно-правовой очерк // Международное правосудие. – 2013. – № 2. – С. 109–116.
9. Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: курс лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. – 2014.
10. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. ст. 163.
11. Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: курс лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. – 2014.
12. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. ст. 163.
13. Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: курс лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. – 2014.
14. Римский статут Международного уголовного суда [рус., англ.] (принят в г. Риме 17.07.1998 Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «Консультант плюс». – 2014.
15. Шинкарецкая Г.Г. Международный уголовный суд: попытка оценки // Международное право и международные организации. – 2014. – № 1. – С. 88–95.
16. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2000». – Режим доступа: СПС «Консультант плюс». 2014.
17. Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ (пересмотрен в 2010 году) (Принят в г. Нью-Йорке 25.06.2010 на 43-й сессии ЮНСИТРАЛ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «Консультант плюс». – 2014.
18. Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже (Заключена в г. Женеве 21.04.1961) (вместе со «Статусом Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже» (по состоянию на 21.08.2014)) // Вестник ВАС РФ. – 1993. – № 10.
19. Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: курс лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. – 2014.
20. Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: курс лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. – 2014.
21. Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: курс лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. – 2014.
22. Бриллиантова А.М. Спортивный арбитраж как способ рассмотрения споров в области профессионального спорта (сравнительно-правовой аспект) // Спорт: экономика, право, управление. – 2004. – № 2. – С. 6.
23. Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: курс лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. – 2014.
24. Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: курс лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. – 2014
25. Смбатян А.С. Проблема параллельного судопроизводства в международном праве // Российский юридический журнал. – 2011. – № 6. – С. 23–30.
26. Симонян Г.В. Международные судебные учреждения: общие принципы организации и деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.sudsng.org/download_files/publication/konf/konf30.pdf.

Основной предпосылкой возникновения международных судебных учреждений являлось стремление первобытных общественных образований преодолеть возникающие между ними конфликты ненасильственным путем, что привело к зарождению таких институтов как посредничество и арбитраж.

Путь становления современной цивилизации всегда сопровождался международными конфликтами, раздором и войнами. Сама история человечества – это история мировых войн за господство отдельных государств на международной арене разных эпох. Прогрессивные представители человечества всегда стремились к предотвращению войн и силовых решений конфликтов, в том числе с помощью механизмов международного судопроизводства. Именно поиск мирных путей по разрешению конфликтов побудил людей обратиться к новой форме общественных отношений – суду.

Тем самым еще с древних времен суд стал особенной формой социальных отношений, направленной на решение (преодоление, решение и предотвращение) конфликтов [1].

Практика международных судебных учреждений развивалась как весьма сложная процедура судебного разбирательства, основанного на соглашении участвующих в споре сторон. На раннем этапе ее становления стороны нередко в специальной арбитражной оговорке предписывали международным третейским судам прибегать к принципу справедливости и доброй совести и предоставляли возможность выносить решения, не ограничиваясь рамками писаного права. Однако к концу XIX – началу XX в. арбитражное разбирательство приобрело более строгую организационную форму, основанную на принципах соблюдения правовых норм и определенных правил процедуры. Судебная процедура урегулирования спора предполагает его передачу постоянно действующему судебному органу для вынесения им юридически обязательного для сторон решения. Согласно мнению некоторых авторов становление международного процессуального права началось в XX в. с появлением Постоянной палаты международного правосудия. Сегодня действуют многочисленные международные судебные учреждения (трибуналы) с общей или специальной юрисдикцией, например Международный суд ООН, Международный уголовный суд, Межамериканский суд по правам человека. Судебный способ урегулирования споров предусмотрен Уставом ООН и Манильской декларацией [2].

Само понятие «международные судебные учреждения» (либо «международные суды и трибуналы») может пониматься по-разному. Ясно, что, в частности, Международный суд ООН, Международный трибунал по морскому праву, региональные суды по правам человека, международные уголовные суды и суды таких интеграционных образований, как, например, Экономическое сообщество западноафриканских государств (ECOWAS/CEDEAO), будучи постоянными судебными органами, действующими в рамках международных организаций и учрежденными специальными международными договорами либо решениями органов международных организаций, несомненно, являются международными судами, вне зависимости от названия [3].

Менее ясна ситуация с:

– комитетами, созданными на основании некоторых универсальных международных договоров о правах человека и призванными обеспечивать соблюдение государствами-участниками их положений (такими, как Комитет по правам человека, действующий на основании Международного пакта о гражданских и политических правах), которые формально судами не являются, но выполняют сходные с судебными функции, а потому называются в литературе «квазиюрисдикционными органами»;

– существующими в рамках определенных правовых режимов органами по разрешению споров, которые не имеют постоянного характера, а создаются ad hoc;

– уголовными судами, обладающими элементами «международности», но «встроенными» в национальные правовые системы, а потому часто в литературе называемыми «интернационализированными» [4].

Как правило, к международным судебным учреждениям относятся:

– Международный суд ООН.

– Международный уголовный суд.

– Европейский суд по правам человека (отличается тем, что рассматривает жалобы граждан на государства).

– Международный трибунал по бывшей Югославии.

– Международный трибунал по Руанде (два последних отличаются тем, что созданы не договором, а резолюциями Совета Безопасности ООН).

– Постоянная палата третейского суда.

– Международный трибунал по морскому праву.

– Межамериканский суд по правам человека.

– Экономический суд СНГ.

– Суд ЕврАзЭС.

– Суд Европейского союза.

– Международный суд по Сьерра-Леоне.

Международными судами называют также международные арбитражные суды, которые являются не межгосударственными, а по сути, частными структурами, решения которых, однако, имеют обязательную силу для сторон в споре:

– Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма.

– Международный коммерческий арбитражный суд.

– Спортивный арбитражный суд.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Международный суд ООН был создан в качестве главного судебного органа Организации Объединенных Наций в 1946 г. Правовую основу его формирования, компетенции и деятельности составляют гл. XIV Устава ООН («Международный суд») [5] и Статут Международного суда, являющийся неотъемлемой частью Устава [6].

Компетенция МС ООН определена в гл. II Статута. Основная функция Суда – разрешение споров между государствами [7].

МС ООН состоит из 15 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности.

К ведению МС ООН относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями. Кроме того, так называемая «факультативная оговорка об обязательной юрисдикции» предусматривает четыре вида правовых споров, по которым государства – участники Статута могут признать обязательную юрисдикцию Суда на основе заявления в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство. Это споры, касающиеся:

а) толкования договора;

б) любого вопроса международного права;

в) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;

г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.

Помимо разрешения межгосударственных споров, МС ООН также обладает правом давать консультативные заключения. Он может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного самим Уставом Объединенных Наций делать такие запросы.

Правила в отношении исполнения сторонами решений МС ООН закреплены в Уставе ООН: каждый член Организации обязуется выполнить решение МС ООН по тому делу, в котором он является стороной.

Устав ООН также предусматривает, что Совет Безопасности может выступить в роли «судебного исполнителя» МС ООН, однако эта возможность всецело зависит от Совета, то есть от согласия его членов. Если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности. В свою очередь, Совет может, если признает это необходимым, дать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение. При этом в Уставе ООН отсутствуют какие-либо специальные положения насчет того, какие именно меры может принять Совет Безопасности в случае неисполнения судебного решения. Это позволяет предполагать, что такие меры могут быть приняты на основании положений главы VI «Мирное разрешение споров» или главы VII «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии» – при условии, что неисполнение судебного решения будет квалифицировано Советом Безопасности соответствующим образом [8].

После распада Югославии, проходившего на фоне ожесточенной гражданской войны, в мае 1993 года в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН было принято решение о создании Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ или Гаагский трибунал). Этот суд является структурным подразделением ООН, созданным для расследования преступлений против человечности и геноцида, которые были совершены во время войн в Югославии в 1991–2001 годах. Нередко выносимые им решения имеют неоднозначно воспринимаемый большой общественный и политический резонанс в мире.

Перед трибуналом не стоит задача о расследовании всех преступлений на территории бывшей Югославии. Для этого у него нет соответствующих ресурсов. Поэтому по каждому факту принималось решение о целесообразности расследования его трибуналом. Самая строгая мера наказания – пожизненное заключение, которое было применено трибуналом в отношении 9 заключенных. Предусмотрена возможность обжалования состоявшегося решения в специальной Апелляционной палате, состоящей из пяти судей, которая вправе вызывать свидетелей, истребовать и исследовать необходимые для установления истины документы, а также выслушивать всех участников процесса. Она рассматривает апелляции как прокурора, так и представителей защиты.

Однако отведенный данному органу срок истекает. Россия заявила о своем намерении добиваться завершения деятельности Трибунала в сроки, установленные резолюцией Совета Безопасности ООН 1966 (2010). Поэтому вопрос о возможности роспуска Гаагского трибунала может быть поставлен на повестку дня только с одобрения Генеральной Ассамблеи ООН. Процедура решения этого вопроса может продолжаться в течение нескольких лет [9].

С созданием международных организаций и укреплением процесса объединения государств по экономическим и политическим интересам, появилась потребность в создании постоянно действующего международного суда по правам человека в составе Совета Европы.

В соответствии со статьей 19 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» [10] было предусмотрено создание Европейского суда по правам человека, работающего на постоянной основе. Число судей, входящих в состав Суда, соответствует количеству государств, являющихся членами Совета Европы (47 европейских государств).

Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. Срок их полномочий составляет 6 лет и ограничен достижением ими 70 лет. Они могут быть переизбраны. Однако срок полномочий половины судей первого состава истекает через три года с момента избрания. Эта процедура осуществляется Генеральным секретарем Совета Европы путем жребия сразу после их избрания.

Фактически Европейский суд по правам человека был создан в рамках Совета Европы только в 1954 году. Ныне его юрисдикция распространяется на граждан сорока семи европейских государств с населением более 800 миллионов человек. Место его нахождения город Страсбург [11].

Граждане государств, могут обратиться с жалобой в Европейский суд, если внутри страны исчерпаны все возможности для исправления нарушений. При обращении в Европейский суд по правам человека исключаются анонимные жалобы или жалобы, которые уже рассматривались и не содержат новых обстоятельств дела либо когда лицо злоупотребляет правом подачи петиции.

Европейский суд не занимается пересмотром решений, вынесенных национальными судебными инстанциями. Он не является вышестоящей инстанцией по отношению к национальной судебной системе. В его компетенцию входит право обязать государство-ответчика выплатить компенсацию материального вреда и морального ущерба, причиненного гражданину в результате действий, нарушающих его права. Решение Суда является окончательным и обязательным для исполнения государством, против которого подана жалоба.

Контрольной функцией за исполнением своих решений в юридическом значении этого понятия Суд не наделен. Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением (п. 2 статьи 46 Европейской конвенции [12]). Он контролирует не только выплату этим государством присужденной заявителю денежной компенсации, но и корректировку национального законодательства, а также правоприменительной практики с точки зрения их несоответствия требованиям Конвенции.

Несмотря на то, что 95 % всех поступающих обращений отклоняются уже на первом этапе, Европейский суд работает с большой перегрузкой. Такое положение приводит к увеличению сроков рассмотрения дел. Поэтому разрабатывается ряд мер, направленных на более тщательное и объективное рассмотрение возникающих правовых коллизий на уровне национального судопроизводства. Предусматриваются способы широкого применения досудебного регулирования возникающих конфликтов, а также альтернативных методов их разрешения путем заключения индивидуальных и групповых мировых соглашений.

В некоторых европейских странах наряду с государственной исполнительной системой уже создана частная служба судебных приставов. Совет Европы начал формировать для национальных систем специальную образовательную программу «Help», позволяющую государствам осуществлять курс подготовки специалистов по вопросам европейской судебной практики [13].

Перечень подлежащих обжалованию в ЕСПЧ прав и свобод достаточно широк. Условно их можно классифицировать следующим образом:

1. Нормы, направленные на охрану жизни и здоровья человека: право на жизнь; отмена смертной казни; запрещение пыток.

2. Нормы, направленные на охрану достоинства, независимости и равноправия людей: запрещение рабства и принудительного труда; право на уважение частной и семейной жизни; право на вступление в брак; запрещение дискриминации; равноправие супругов.

3. Нормы, направленные на охрану развития и свободы самовыражения человека: свобода мысли, совести и религии; свобода выражения мнения; право на образование.

4. Нормы, направленные на охрану политических свобод: свобода собраний и ассоциаций; право на свободные выборы.

5. Нормы, направленные на охрану личной свободы и обеспечение судебной защиты прав и свобод: право на свободу и безопасность; право на справедливое судебное разбирательство; наказание исключительно на основании закона; право на эффективные средства правовой защиты; запрещение лишения свободы за долги; право на апелляцию по уголовным делам; компенсация в случае судебной ошибки; право не привлекаться к суду или повторному наказанию.

6. Нормы, направленные на охрану свободы передвижения и выбора места жительства: свобода передвижения, запрещение высылки граждан; запрещение массовой высылки иностранцев.

7. Нормы, направленные на защиту имущественных прав: защита собственности.

Международный уголовный суд (МУС) – это первый постоянный международный трибунал, основанный на договоре, созданный с целью уголовного преследования индивидов за наиболее серьезные преступления по международному праву, от имени международного сообщества в целом в тех случаях, когда национальные юрисдикции не намерены или не в состоянии осуществить действенное расследование или наказание. МУС в целом расценивается как значительный шаг вперед в деле придания эффективности международному уголовному праву.

МУС был создан в соответствии с Римским Статутом [14], принятым 120 государствами 17 июля 1998 г., который вступил в силу 1 июля 2002 г., после получения Генеральным секретарем ООН 66 ратификационных грамот. В настоящее время юрисдикцию МУС признали 105 государств; однако такие крупные державы – постоянные члены Совета Безопасности, как Китай и США, не признали его. Россия подписала Статут, но не ратифицировала.

Согласно Статуту МУС призывает к ответственности индивидов за совершение наиболее тяжких и широкомасштабных нарушений общих ценностей человечества. Его создатели ставили цель предотвратить избежания наказания потенциальных преступников во всем мире, особенно тех из них, кто занимает высокие должностные позиции, так что их охраняет иммунитет государства.

Вторая цель МУС – это укрепление солидарности всего международного сообщества в деле защиты интересов жертв международных преступлений. Он должен быть свободен от политических или иных не относящихся к делу доводов.

В состав МУС входит три палаты: досудебная (решает в основном вопросы подсудности и приемлемости иска), судебная (ведет судебное рассмотрение дела и решает вопросы виновности подсудимого) и апелляционная (рассматривает апелляции на решения досудебной и судебной палат).

Офис прокурора – это независимый орган МУС, уполномоченный принимать и рассматривать сообщения и информацию о преступлениях, а также вести расследование.

Ассамблея государств-участников включает по одному представителю от каждого государства и осуществляет законодательные и контрольные функции: принимает самые важные документы, обеспечивает контроль за организацией МУС, принимает бюджет. Она избирает судей, прокурора и может отрешить их от должности.

МУС не обладает общей компетенцией. Один из его основных принципов – это так называемый принцип комплементарности, то есть дополнения его юрисдикции юрисдикцией национального уголовного правосудия: МУС занимается расследованием и наказанием тех деяний, которыми национальные суды не могут или не склонны заниматься.

Пространственно юрисдикция МУС распространяется на деяния, совершенные на территории государств-членов, включая морской и воздушный транспорт, если подозреваемый – гражданин государства-члена.

Статутом установлена иерархия применяемого права. В первую очередь это сам Статут, а также документы, принятые МУС: Кодекс судебной этики, Кодекс профессионального поведения адвокатов, Элементы преступлений, Правила процедуры и сбора доказательств, Регламент Суда. Данными документами регулируется порядок действий самого Суда.

МУС применяет также договоры и нормы и принципы международного права, в том числе общепризнанные принципы права вооруженных конфликтов. Если всех указанных источников недостаточно, МУС рассматривает применимость общих принципов права, как они закреплены в национальных правовых системах.

МУС не имеет собственных способов обеспечивать исполнение своих приговоров и полагается в этом на государства. С этой целью МУС подписывает соглашения с теми государствами, которые согласны принять осужденных для отбывания наказания.

В настоящее время Международный уголовный суд является крупным и влиятельным международным судебным учреждением, обладающим целым рядом уникальных черт.

Одна из них – наличие прокурора, которого нет больше ни в одном международном суде.

Необходимо отметить и некоторые ограничения, препятствующие эффективной деятельности МУС. Самая большая трудность – сбор доказательств и проведение расследований относительно массовых преступлений, которые совершаются в таких районах, которые, как Уганда, Конго, Дарфур [15].

Расположение МУС вдали от мест совершения преступлений также играет свою отрицательную роль, хотя в Статуте есть положения, позволяющие МУС проводить свои заседания не в штаб-квартире, а в других местах.

В международных коммерческих отношениях вместо понятия «суд» принято использовать понятие «арбитраж», которое по своей сути является более близким к понятию «третейский суд». Создание различных международных арбитражей (Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза, Международный коммерческий арбитраж и т.д.) является объективной потребностью нормального функционирования современного бизнеса в международном масштабе.

Когда возникает наличие спорной ситуации (конфликт интересов) у субъектов различных национальных правовых систем, то возникает необходимость разрешения спорной ситуации на основе норм международного права, являющихся едиными и признаваемыми всеми сторонами и участниками международного арбитражного процесса. Нормы международного и национального законодательства с учетом накопленного практического опыта достаточно подробно регламентируют процедуру осуществления международного арбитражного разбирательства.

Третейский суд (международный коммерческий арбитраж) разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При отсутствии какого-либо указания сторон третейский суд применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми. Во всех случаях судебное решение принимается в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.

В международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться:

– споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей;

– споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций.

Для единообразного понимания используемых в международных процессах терминов были разработаны Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2000» [16]. Они позволяют избежать или значительно снизить неопределенность различного толкования таких терминов в отдельных странах.

Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ» [17], одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1976 года и пересмотренный в г. Нью-Йорке 25.06.2010 г. на 43-й сессии ЮНСИТРАЛ, регулирует арбитражное разбирательство, за исключением случаев, когда какое-либо из его правил противоречит норме применимого к арбитражу закона, от которой стороны не вправе отступать, применяется эта норма закона.

Европейская конвенция от 21 апреля 1961 года «О внешнеторговом арбитраже» вместе со «Статусом Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже» (по состоянию на 21 августа 2014 года) [18] применяется к арбитражным соглашениям как физических, так и юридических лиц, которые на момент заключения такого соглашения имеют постоянное местожительство или, соответственно, свое местонахождение в различных Договаривающихся Государствах, о разрешении в порядке арбитража споров, возникающих при осуществлении операций по внешней торговле. Для разбирательства споров, предусмотренных настоящей Конвенцией, арбитрами могут быть назначены иностранные граждане.

Стороны арбитражного соглашения по своему усмотрению могут:

а) предусматривать передачу споров на разрешение постоянного арбитражного органа; в этом случае рассмотрение споров будет производиться в соответствии с регламентом такого органа;

б) предусматривать передачу споров на разрешение арбитража по данному делу (арбитраж ad hoc) и в этом случае, в частности:

– назначать арбитров или устанавливать в случае возникновения какого-либо спора методы их назначения;

– устанавливать местонахождение арбитражного суда;

– устанавливать правила процедуры, которых должны придерживаться арбитры.

Юрисдикция Суда Евразийского экономического союза распространяется на государства – членов таможенного союза – Беларусь, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан. В спорной ситуации их представители сначала должны обратиться в Комиссию Таможенного союза. Если заявителя не удовлетворяет полученный ответ, тогда следует обращаться в Суд ЕвразЭс. В его состав входят десять судей, представляющих на паритетных началах свои государства.

Суд Евразийского экономического союза рассматривает следующие дела по заявлениям хозяйствующих субъектов [19]:

– об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений;

– об оспаривании действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза.

По результатам рассмотрения дел об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений Суд принимает одно из следующих решений:

– о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза;

– о признании оспариваемого акта или отдельных его положений не соответствующими международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза.

По результатам рассмотрения дел об оспаривании действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза Суд принимает одно из следующих решений:

– о признании оспариваемого действия (бездействия) не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

– о признании оспариваемого действия (бездействия) соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, и не нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд сообщества рассматривает также споры экономического характера, возникающие между Договаривающимися Сторонами по вопросам реализации решений органов ЕАЭС и положений договоров, действующих в рамках сообщества, дает по ним разъяснения, а также заключения. Суд уполномочен совершать следующие действия [20]:

– рассматривать дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза;

– рассматривать дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза;

– давать толкование международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза;

– разрешать споры между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами – членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.

К ведению Суда сообщества могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами в рамках ЕАЭС.

Суд сообщества формируется из представителей Договаривающихся Сторон в количестве не более двух представителей от каждой Договаривающейся Стороны. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей по представлению Межгосударственного Совета сроком на шесть лет. В рассмотрении дел, основанных на применении или толковании международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, актов органов Таможенного союза, а также дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза участвуют судьи, являющиеся представителями Договаривающихся Сторон, формирующих Таможенный союз.

Правила производства и рассмотрения дел в Суде сообщества, статус судей Суда сообщества и организация деятельности Суда сообщества определяются его статутом.

Местом нахождения Суда сообщества является город Минск (Республика Беларусь).

Суд рассматривает дела в составе Пленума, Большой коллегии, Коллегии и Апелляционной палаты.

Судебные акты подлежат опубликованию в печатном издании Суда, на интернет-сайте Суда, а также в национальных источниках официального опубликования государств – членов Евразийского экономического сообщества, в официальных источниках опубликования решений и материалов органов Таможенного союза и Единого экономического пространства, в соответствующих реестрах правовой информации [21].

Профессиональный спорт по своей сути не может существовать без конфликтов (в рамках и вне рамок правового пространства) между участниками спортивных отношений – спортсменами, спортивными организациями, тренерами, болельщиками. Разрешение таких конфликтов представляет собой достаточно сложный и обособленный от других сфер общественной жизни процесс.

Спортивные отношения в силу их комплексного и системного характера регламентируются нормами различных отраслей права. В научной литературе спортивные споры на следующие четыре группы [22]:

1) споры, касающиеся исключительно коммерческой стороны правоотношений в области спорта;

2) споры между спортсменами и спортивными организациями, связанные с вопросами найма и трудоустройства;

3) споры между спортивными организациями в отношении распределения между ними функций и полномочий;

4) споры по поводу дисциплинарных санкций, применяемых спортивными организациями к своим членам и участникам – индивидуальным и коллективным.

Высшей судебной инстанцией в мире современного спорта является Арбитражный спортивный суд в Лозанне. Самыми известными арбитражными центрами на сегодняшний день являются Бельгийская арбитражная комиссия по спорту (Comission Belged’ arbitrage pour le sport), Национальный спортивный центр по разрешению споров в Австралии (National Sport Dispute Center), Палата по разрешению споров в области спорта в Италии и т.д. (Cameradi Conciliazione e Arbitratoperlo Sport). На международном уровне действует Международный спортивный арбитражный совет (International Council of Arbitration for Sport), при котором был создан известный сегодня Международный спортивный арбитражный суд (Court of Arbitration for Sport), который уполномочен рассматривать все споры, возникающие в области спорта на международном уровне [23].

Международный арбитражный спортивный суд выполняет следующие три основные функции:

– непосредственно рассматривает споры, возникающие в области спортивной деятельности, в качестве арбитражного суда первой и последней инстанции;

– выступает в качестве органа правовой защиты и последней инстанции по апелляции одной стороны спора на решение, принятое руководящими органами международных или национальных федераций и других спортивных организаций;

– дает юридические консультации по основным проблемам спортивной деятельности, не связанным непосредственно с возникновением споров.

Для этого в рамках САС ведутся: обычное арбитражное производство (ordinary arbitration procedure); апелляционное арбитражное производство (appeals arbitration procedure); консультативное арбитражное производство (advisory procedure); посреднические/примирительные процедуры (mediation procedure). САС подведомственны две категории споров в области профессионального спорта:

– споры, носящие экономический (коммерческий) характер, которые рассматриваются САС в качестве суда первой инстанции;

– споры, носящие дисциплинарный характер, которые рассматриваются в САС в порядке апелляции и САС выступает в качестве последней инстанции для их разрешения.

Отличительной особенностью практически всех спортивных арбитражных центров, в том числе и Международного спортивного арбитражного суда, является их особое место в системе третейских судов. Будучи весьма специфической сферой общественных отношений, спорт занимает также особое место и в плане правового обеспечения. Зачастую конфликты, возникающие в области спорта, подлежат разрешению не только в соответствии с действующим законодательством, но и с нормами международных и национальных спортивных организаций [24].

Повышение авторитета и всестороннее развитие международного права, расширение его предметного и субъектного охвата ведет к увеличению числа органов международного правосудия. Ввиду специфики международного публичного права, обусловленной, в частности, взаимосвязью норм и принципов его различных отраслей, а также отсутствием иерархии системы органов международного правосудия, увеличение числа международных судов и трибуналов создает определенные риски. Так, появляются возможности для выбора «удобного суда», проведения параллельного судопроизводства, вынесения не совпадающих, а то и противоречащих друг другу решений. Рассматривая, по сути, один и тот же спор, различные суды могут прийти к разным выводам относительно одних и тех же правовых норм и (или) фактов.

Вынесение органами международного правосудия несогласованных решений в какой-то степени подрывает сам принцип мирного урегулирования международных споров, поскольку несогласованные решения оставляют спор неразрешенным. Более того, вынесение подобного рода решений вызывает неопределенность правового регулирования, ставит под угрозу стабильность и легитимность системы международного права, поскольку органы международного правосудия, вынесшие такие решения, созданы данной системой и осуществляют деятельность по ее правилам.

В международном праве отсутствуют общепризнанные, императивные нормы и принципы, регулирующие вопросы конкуренции юрисдикций. Есть лишь принципы ограниченного применения, способные в некоторой степени регулировать либо, скорее, смягчать конфликт юрисдикций и решать проблему параллельного судопроизводства. Речь идет о принципах судебной вежливости, lis pendens и forum non conveniens [25].

Анализ международно-правовых актов, регулирующих деятельность международных судов, выявляет отличительные подходы и критерии в таких вопросах как:

– статус судов (обычные и наднациональные, рассматривающие дела только по обращениям государств или по обращениям и государств, и юридических, физических лиц);

– порядок формирования судов, избрания судей, срока их полномочий (где-то их избирают, где-то назначают, где-то выборы прямые, где-то косвенные, разные сроки полномочий – 10, 9, 6, 5 лет и т.д.);

– принципов (организационные и функциональные);

– исполнения решений (обязательные и рекомендуемые, наличие действенных механизмов исполнения и их отсутствие).

Поэтому актуальным является разработка:

– основных принципов создания, формирования международных судов;

– общего порядка в вопросах выдвижения кандидатов на должность судей международных судов, их выборов, привилегий и иммунитетов;

– рекомендуемых правил судопроизводства в международных судах;

– рекомендуемого порядка и механизмов исполнения решений международных судов.

Таким образом, на основе принятых общих принципов организации и деятельности международных судов в рамках любых международных организаций могут быть созданы реально действующие судебные органы, призванные независимо, справедливо и беспристрастно осуществлять правосудие, при этом обеспечивая доступность, справедливость и публичность судебного разбирательства [26].

В целом, возникновение и развитие концепции международного судопроизводства в рамках мирного разрешения споров безусловно актуальна и является предметом научно-практических дискуссий.


Библиографическая ссылка

Иглин А.В. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 6. – С. 120-128;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=1812 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674