Экспедиционная деятельность российских ученых оказала большое влияние на становление местной школы этнографов, изучение обычаев и традиций народов Дагестана. В 1950–1960-е гг. экспедиции, организуемые Центральными научно-исследовательскими Институтами и вузами, являлись уже не всегда основной формой ведения научно-исследовательской работы, а зачастую вспомогательными, дополнительными, заменяемыми уже дагестанскими экспедициями, чего не было в 20–40-е гг. ХХ в. [9]. Тем не менее, в рассматриваемый период изучению культуры народов Дагестана по-прежнему уделяли большое внимание Институт этнографии АН СССР, МГУ, крупные музеи СССР. Практически каждый год этнографы из научных и образовательных учреждений Ленинграда и Москвы осуществляли выезды в различные районы республики. Большой вклад в изучение культуры народов Дагестана внес Леонид Иванович Лавров, занимавшийся исследованиями в области истории, этнографии, языкознания, искусства Дагестана, посещая республику каждое лето с начала 50-х гг. ХХ в.
Экспедиционный выезд Лаврова в 1950 г., как руководителя Дагестанской этнографической экспедиции начался 1 августа, [6] экспедиция направлялась в аварские районы. Ученые посетили сс. Гергебиль, Хунзах, Харахи, большое внимание уделили изучению Ботлиха (устройство общества, села, обычаи, язык, связи). 13 августа Л.И. Лавров посетил с. Кумух, с. Хури, будучи в котором, он описал свадьбу [3].
В 1951 г. Леонид Иванович возглавлял Лакский отряд Дагестанской этнографической экспедиции, правда, первоначально он побывал в кумыкских селах: Карабудахкент, Гели, Урма, затем в селе Хаджалмахи. Продолжительное время вел исследовательскую работу в селе Балхар. Он подробно записал процесс изготовления посуды, отметил возрождение праздника «первой пахоты» и пр. Побывал он с. Кумух, где подробно изучил старинное кладбище [5]. Затем Лавров поработал в республиканском архиве в г. Махачкале, а также выступил с докладом о истории лаков в Институте истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР.
В составе экспедиции 1951 г. работали такие исследователи как Андрианов, М.И. Атакишева, которая работала в Аварском отряде экспедиции. М.И. Атакишевой были собраны полевые материалы по семейным отношениям аварцев Цумадинского района. Дагестанской этнографической экспедицией были подготовлены и собраны иллюстрации к материалам 1951 г., которые хранятся в Научном архиве Института этнографии и антропологии РАН.
Проведение экспедиции в 1952 г. в Дагестане было вызвано необходимостью сбора материалов о рутулах. Она началась 22 июня, причем, прежде чем отправиться в Южный Дагестан, Леонид Иванович совершил пешую экскурсию в с. Тарки, где изучил памятники и надгробные стелы. Затем со студентом Игнатьевым ученый отправился в п. Белиджи, с. Ахты, с. Усухчай, с. Хнов. Он посетил и описал рутульскую свадьбу, изучил тухумы, квартальное деление Хнова. Лавров побывал в селениях Куфа, Кума, Амсар, Лучек, Ихрек, Рутул. В самом Рутуле он подробно описал костюмы, памятники архитектуры. 21 июля он посетил Дербент, затем Махачкалу, в которой работал в архиве, изучал языки, а также «современные» этнические и этноязыковые процессы в Дагестане [7].
Помимо «Рутульского» отряда в составе этнографической экспедиции действовал «Аварский» отряд и «цахурский» отряд под руководством З.А. Никольской и «агульский» отряд, возглавляемый Б.А. Калоевым.
Дагестанская этнографическая экспедиция в 1953 г. должна была собрать материалы для томов «Народы Дагестана» и «Народы Кавказа». Вместе с Л.И. Лавровым в республику прибыл фотограф Д.С. Быстров и практиканты-этнографы Х.И. Калмыков и Т.Т. Шикова. С 11 по 19 июля они пробыли в Махачкале, а с 20 июля по 4 августа работали в лезгинских селах. В Ахтах им была описана свадьба, записаны исторические сведения и предания об Ахтах, поверья и традиции ахтынцев. В селах Ахты и Хрюг этнографами было проведено выборочное обследование состава семьи и знания языков. Побывали ученые и с. Мискинджи, сс. Магарамкент (который подробно был описан), Чах-чах. 7 августа Лавров выехал в сел. Касумкент, затем сел. Курах, он подробно описывал внешний вид и одежду дагестанцев, их орудия труда и средства передвижения (особый интерес у него вызывали сани, на которых перевозилась поклажа летом). Лавров поработал среди агулов в с. Рича, подробно обследовал кладбище села [8].
В Курахе члены отряда Лаврова встретились с отрядом Б.А. Калоева, который исследовал состав семьи и знание языков. Кстати, Б.А. Калоев с 1948 г. был активным участником Дагестанской этнографической экспедиции ИЭ АН СССР, ставшей по существу первым масштабным исследованием советских этнографов народов многоязычного Дагестана. Б.А. Калоев посвятил лезгинам содержательные этнографические очерки, запечатлевшие срез бытовой культуры на период середины прошлого столетия. В то же время в своих работах Б.А. Калоев проследил многие черты сходства, порой идентичности ряда культурных форм у народов Кавказа. Исследователь неизменно подчеркивает общность их исторических судеб, очень личностно, эмоционально ощущая неразрывные связи, соединившие все этносы региона. Эти чувства во многом движут исследователем во время полевой работы. «Я с огромным интересом изучал эти народы», – пишет Б.А. Калоев в своих «Записках кавказоведа» о пребывании в Дагестане. Полевая работа всегда была большим и радостным событием для ученого [1].
27 августа 1953 г. Л.И. Лавров вместе Б.А. Калоевым отправился в с. Кумух, где они изучали эпитафии, фотографировали их [4].
В 1954 г. Л.И. Лавров опять выезжал в с. Кумух вместе с Х. Хашаевым и Г.Я. Мовчаном, выступал на научной сессии в Махачкале, посетил Гуниб.
В 1954 г. в республике работал «даргинский» отряд Дагестанской этнографической экспедиции, которым были изучены семейные отношения кайтагов, даргинцев.
В 1958 г. исследователем основная работа велась в Дербенте, Лавров отмечал, что «это [Дербент] великолепный памятник истории и культуры». Он исследовал мечеть, старинное кладбище, он скопировал почти все арабские надписи на стенах Дербента.
В 1959 г. Лавров снова направляется в Дагестан, здесь он «собирает» арабскую и персидскую эпиграфику в Дербенте, потом в Табасаране (сс. Хучни, Гули, Джули, Афна, Кюряг, Дарваг, Якра), им был описан замок, расположенный у сел. Хучни, остатки Большой Дербентской стены. Помимо этого, он опять изучает памятники на кладбище с. Тарки, посещает с. Хунзах [8].
Одним из основных направлений научной деятельности учёного стало выявление и исследование эпиграфических памятников (надписей на камнях, керамических изделиях, тканях и бытовых предметах из металла и дерева, стенах домов, башен, мечетей, минаретов, мавзолеев, на могильных памятниках) как источников по истории народов Кавказа.
По достоинству оценив значение эпиграфических памятников как исторических источников для народов Кавказа, он увлеченно стал собирать и изучать их. В 1950-е годы именно Л.И. Лавров кроме ряда работ по этнографии, истории и археологии Дагестана начал публиковать статьи по эпиграфике края. В 1957 г. в печати появилось первое сообщение Л.И. Лаврова об эпиграфических находках дагестанской экспедиции. Постепенно изучение эпиграфических памятников, которое было первоначально попутным занятием ученого, превратилось в одно из главных направлений его научных изысканий и дало значительные результаты [2].
Характеризуя экспедиционные исследования в Дагестане в 50-е гг. ХХ в. следует отметить деятельность этнографа З.А. Никольской. Она занималась изучением народов Дагестана, а именно аварцев, уже в конце 40-х гг. ХХ в. Ее работа была продолжена и в 1950-е гг. На протяжении первой половины 50-х гг. ХХ в. Никольская ежегодно становилась участником Дагестанской экспедиции. В круг ее научных интересов входили, прежде всего, семейные отношения и семейно-бытовая обрядность, вопросы, в том числе о положении женщины, ее роли в семье, семейно-бытовым обрядам, хозяйственная деятельность, общественный строй аварцев, сельскохозяйственные праздники и др. [10, 11].
В 1952 г. З.А. Никольская, работая летом в Дагестане, собирала материалы по социалистической культуре и быту цахурцев, изучала проблемы сословно-поземельного устройства у аварцев в конце XIX в., делая выписки из ЦГА МВД ДАССР. С 1 июня по 15 августа 1954 г. З.А. Никольская также работала в составе Дагестанской этнографической экспедиции, изучая хозяйство, семейный быт, социалистическую культуру и быт народов Дагестана: аварцев, даргинцев. (НА ИЭА РАН. Ф. 2. Д. 527; Д. 3740; Д. 3741). Ею же были подготовлены рисунки по материальной культуре и эстампажи.
Подводя итог изучению культуры Дагестана в первой половине 50-х гг. ХХ века, следует отметить, что в эти годы экспедиции этнографов по прежнему носили систематический характер. Институт этнографии, преобразованный в Институт этнологии и антропологии, ежегодно организовывал экспедиционные отряды, группы, индивидуальные выезды в различные регионы Кавказа, в том числе и в Дагестан для сбора полевых материалов которые по завершению работы поступали на хранение в Научный архив ИЭА РАН.
Дагестанские этнографы и их коллеги из Москвы, Ленинграда выезжали в различные районы республики для проведения полевых этнографических исследований и в 60-е гг. ХХ в. Так с 4 июля 1967 г. по 30 сентября 1967 г. в составе Аварского этнографического отряда Института ИЯЛ ДагФАН СССР работала Монастырская Валерия Павловна. Ею была описана одежда аварок. Аварский отряд посетил с. Теречное Хасавюртовского района, в котором проживают выходцы из сс. Зибирхали, Гаквари и Гадири Ботлихского и Цумадинского районов. Здесь были записано то, как одевались жители этих сел в историческом прошлом и настоящем: виды и типы платьев, носков и обуви, головных уборов, описаны узоры. Дневник сопровождается профессиональными рисунками. Ученая посетила также сс. Игали и Цанатль, Кванкеро, Лологонитль, Кудияб, Каратаанчих, Годобери, Хуштада, Тлонодо, Тиндал, Тинди, Анди, Галатли.
В 60-е гг. в Дагестане продолжал свои исследования известный этнограф, кавказовед Л.И. Лавров, который, с глубоким интересом изучал историю, этнографию, языкознание, искусство народов Дагестана. В своей научной деятельности Л.И. Лавров значительное внимание уделял выявлению эпиграфических памятников. Целью экспедиции Лаврова в 1961 г. по Северному Кавказу был сбор данных эпиграфических памятников. В 16 июня он посетил Эндирей (Андрей-аул), где изучил руины земляных укреплений, зиярат, находящийся недалеко от селения, 17 июня – Аксай, где описал устройство села. 21 июня он изучил надгробия и эпитафии на кладбищах в с. Кафар-Кумух и в с. Верхнее Казанище. 23–25 июня ученый вел работу в с. Хунзах. 27 июня он побывал в Южном Дагестане: Дербенте, Рукеле и Метаги [8].
Больших успехов в 60-е гг. ХХ в. достигла дагестанская этнографическая наука. В 60-е гг. началось издание историко-этнографических очерков о дагестанских народах. В 1961 г. вышла монография С.Ш. Гаджиевой «Кумыки: историко-этнографические исследования». В монографии М.М. Ихилова «Народности лезгинской группы» (1967) были даны историко-этнографические очерки о лезгинах, табасаранцах, рутулах, цахурах и агулах.
Этнографы все активнее стали заниматься изучением материальной и духовной культуры народов Дагестана, их бытом и общественными отношениями. Этим проблемам были посвящены коллективные работы: «Материальная культура аварцев» (М.М. Ихилов, С.С. Агаширинова, А.И. Исламмагомедов, М.А. Агларов, 1967), «Материальная культура даргинцев» (С.Ш. Гаджиева, М.О. Османов, А.Г. Пашаева, 1967), монографии «Историко-этнографические очерки хозяйства аварцев (XIX – первая половина XX в.)» (С.Х. Асиятилов, 1967) и др.
Таким образом, экспедиционные выезды в различные районы Дагестана в рассматриваемый период совершали как ученые из Москвы и Ленинграда, так и молодые дагестанские исследователи.
Библиографическая ссылка
Лысенко Ю.М. ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТНОГРАФОВ В ДАГЕСТАНЕ В 50–60-Е ГГ. ХХ В. // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 6. – С. 76-79;URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=1806 (дата обращения: 26.11.2024).