Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ДИСКУРС ПРОБЛЕМ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Мигунова Ю.В. 1 Садыков Р.М. 1
1 Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук
В статье анализируются понятия детской безнадзорности и социального сиротства. С помощью общенаучных методов обобщения и сопоставления известных определений этих социальных явлений, представленных в научной литературе, выводится авторское толкование детской безнадзорности. Детская безнадзорность – это социальное явление, содержанием которого выступает процесс отчуждения, вплоть до полной утраты связей, субъектов воспитательного процесса, результатом которого становится склонность ребёнка к девиантному поведению. Помимо краткого анализа понятия детской безнадзорности, приводится научно-исторический обзор изучения проблем детской безнадзорности и беспризорности в трудах известных педагогов и социологов. Особое внимание уделено принципиальным различиям в понятиях детской безнадзорности и беспризорности. Кроме того, выявлены типы детской безнадзорности: формальная и реальная детская безнадзорность, даны их характеристики. На основе разработанного определения устанавливается взаимосвязь детской безнадзорности и социального сиротства. Социальным следствием детской безнадзорности стало увеличение количества социальных сирот. Эта тенденция набирает силу в современной России и нуждается в пристальном исследовательском внимании для поиска и принятия эффективных мер по её предупреждению. Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширила круг различных факторов, активно стимулирующих сиротство, особенно социальное. Сложная диалектика современной общественной жизни актуализировала проблемы детской безнадзорности и социального сиротства, которые, заявляя о себе, обнаружили болезненное состояние общества, его неспособность обеспечить полноценное развитие ребёнка, социальную защищённость. Состояние детской безнадзорности и сиротства в современном российском обществе, многообразие негативных последствий, отсутствие условий социализации детей в сложный период развития российского социума делают эту проблему ещё более злободневной, требующей активизации разных государственных институтов для скорейшей разработки основных направлений и комплекса практических мер по её разрешению.
детская безнадзорность
детская беспризорность
дети-сироты
дети
оставшиеся без попечения родителей
сиротство
социальное сиротство.
1. Безнадзорным детям – особое внимание // Социальное обеспечение. – 2002. – № 5. – С. 19.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
3. Большакова Н.Л., Мигунова Ю.В., Садыков Р.М. Сиротство как социальная проблема современной России: монография. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 200 с.
4. Васильева Н.Л. Отношение общественности к детям с особыми потребностями // Ядкяр. – 2007. – № 2 (37). – С. 91-92.
5. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х тт. Т. I. – М., 1993. – 560 с.
6. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка // Социологические исследования. – 1992. – № 10. – С. 9.
7. Демоскоп Weekly. – 2013. – 18-31 марта. – № 547-548 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0547/gazeta025.php.
8. Игнатенко Ю.В. Детская безнадзорность как социальная проблема современного российского общества: автореф. дис. … канд. соц. наук. – Уфа, 2009. – 23 c.
9. Игнатенко Ю.В. Понятие и сущность детской безнадзорности. Региональная экономика: взгляд молодых. Труды молодых учёных и специалистов. Вып. 6. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2008. – С. 223-232.
10. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А – Я: словарь-справочник. – М., 2000. – 215 с.
11. Мигунова Ю.В., Моисеева Т.П. Детская безнадзорность в России: монография. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2010. – 156 с.
12. Мигунова Ю.В., Садыков Р.М. Современное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях экономического кризиса // Региональная экономика: взгляд молодых. Труды молодых ученых и специалистов. Вып. 11. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2014. – С. 174-182.
13. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон РФ // Народное образование. – 1999. – № 9. – С. 8.
14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М., 2010.
15. Садыков Р.М. Социальное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях социально-экономической неустойчивости // Известия Уфимского научного центра РАН. – 2015. – № 1. – С. 106-112.
16. Садыков Р.М., Шакирова Д.Д. Совершенствование системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. Часть 2. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2011. – С.107-114.
17. Социальная энциклопедия. – М., 2000. – 440 с.
18. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля / И.А. Бодуэна де Куртенэ. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2010. – 3640 с.
19. Федеральный закон Российской Федерации № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. (в ред. от 21.11.2011 г. № 326-ФЗ).
20. Холостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе. – М., 2000. – 424 с.

Важнейшими проблемами современного общества являются детская безнадзорность и социальное сиротство, которые выступают как реакция института семьи на новые условия жизнедеятельности. Сформировавшиеся в современном обществе новые ценности обнаружили тенденцию выведения задачу рождения и воспитания детей из ранга приоритетных. Во многих семьях перестали проявлять достаточную заботу о своих детях, нередко сама семья стала создавать условия, несовместимые с развитием ребёнка, порой даже опасные для его жизни.

Одним из важных проявлений кризисной ситуации современного общества стала детская безнадзорность. Впервые понятие детской безнадзорности появилось в 1993 г. в «Российской педагогической энциклопедии». Проявившись наиболее рельефно как одно из социальных следствий социально-экономических реформ 1990-х гг., оно впервые было зафиксировано как педагогическая проблема. Его первое определение было дано в научной социально-педагогической литературе: «Безнадзорность детская, отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц» [5, c. 75]. Важной чертой данного определения является трактовка термина детской безнадзорности как отсутствия контроля родителей или лиц, их заменяющих за поведением, занятиями и интересами ребёнка, то есть надзора за ним. Однако данное определение не исчерпывает понятия детской безнадзорности. Оно не делает акцента на роли собственно семьи в жизни ребёнка, заключающейся не только в контроле над поведением несовершеннолетнего, но и являющейся его необходимым жизнеобеспечивающим фактором.

В связи с неуклонным ростом и масштабностью разнообразных форм детского девиантного поведения, как следствия безнадзорности, 21 мая 1999 г. был принят федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В новом законе было сформулировано следующее определение: «Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц» [13].

Закон определил группы детей, относящихся к категории «безнадзорные»:

1. Дети, потерявшие семейные и родственные связи.

2. Дети, брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обеспечивавших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними.

3. Дети, убежавшие из интернатных учреждений.

4. Выпускники интернатных учреждений, оставшиеся без работы и средств к существованию.

5. Дети, занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством.

6. Дети, занимающиеся мелким воровством.

7. Дети, употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества.

8. Дети, получившие отсрочку от отбывания наказания.

9. Дети, ставшие жертвами сексуальных преступлений.

10. Дети, вовлеченные в противоправную деятельность.

11. Дети, осужденные условно.

Кроме того, согласно вышеназванному закону к безнадзорным детям могут быть отнесены выпускники интернатных учреждений, оставшиеся без работы и средств к существованию. Тем не менее, в юридическом плане выпускники интернатов не могут являться детьми вследствие своего совершеннолетия, поскольку выпускником интерната или детского дома может быть человек, достигший 18-летнего возраста. Скорее всего, эту группу лиц нужно было отнести к взрослым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Анализ предпринятых попыток определить детскую безнадзорность показал, что все они весьма аморфны и неоднозначны. Так, к категории «безнадзорных» исследователи относят детей, полностью потерявших связь со своей семьей (дети, занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством). В этом усматривается попытка включить в указанную категорию детей и подростков, ранее называвшихся беспризорными и нуждающихся в защите и помощи государства и общества, вне зависимости от того, живут дети в семьях или нет. Подобное толкование безнадзорности объясняется пограничным положением явлений детской безнадзорности и беспризорности, также ставшей весьма острой проблемой, и отождествлением этих понятий.

С конца 90-х гг. проблема детской безнадзорности еще более актуализируется, усугубляются её социальные последствия. Увеличивается количество общественно опасных деяний, совершенных лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности. По официальной статистике, в целом по России количество подростков, доставленных в органы внутренних дел за различные правонарушения в 2001 г., превысило 1 млн. 140 тысяч (например, в 1991 г. их было в 2 раза меньше, в 2000 г. – 1175,3 тыс. человек). Среди доставленных правонарушителей – 301 тыс. – подростки, едва достигшие 13 лет; 295 тыс. – несовершеннолетние, которые нигде не учились и не работали.

В 2002 г. авторы Педагогического энциклопедического словаря предложили своё определение понятия детской безнадзорности: «Детская безнадзорность – отсутствие воспитательного влияния и контроля над поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей и лиц их заменяющих» [2, c. 13], которое, по сути дела, ничем не отличается от первоначальных.

В этом же 2001 г. попытку дать определения детской безнадзорности продемонстрировал журнал «Социальное обеспечение»: «Безнадзорные дети проживают в своей семье, но контроль над их поведением, обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы практически отсутствует, по сути, они предоставлены самим себе» [1]. Отличительной чертой такого определения явилось то, что оно, наряду с родителями, указывало на отсутствие контроля и со стороны школы, как внешнего для семьи фактора, влияющего на детскую безнадзорность. На наш взгляд, это определение не отражает сущности детской безнадзорности, заключающейся не просто в отсутствие необходимого контроля со стороны семьи над поведением, занятиями ребёнка, а в его отчуждении от семьи, воспитательного воздействия её членов, в формировании жизненных установок и ценностей, не связанных с традициями семьи и не являющихся их продолжением.

Качественно иное определение детской безнадзорности представлено в словаре-справочнике Т. Лоусона и Д. Гэррода (2000 г.): «Безнадзорные дети – дети работающих матерей, предоставленные после школы самим себе до момента возвращения родителей с работы» [10, c. 30-31]. Данное определение указывает на роль матери в процессе социализации ребенка, которая в силу своей занятости на работе не выполняет в должной мере функций по воспитанию детей, в результате ребёнок становится безнадзорным. Авторы этого определения указывают на то, что именно дети работающих матерей оказываются потенциальными субъектами детской безнадзорности. И это несмотря на социальную позицию матери, ее нравственные качества. Авторы приведенного определения, как и авторы предыдущих, трактуют детскую безнадзорность исключительно как внутрисемейное явление, раскрывающее взаимоотношения родителей и детей. Поэтому особое внимание исследователи обращают на роль матери как главного субъекта процесса воспитания ребенка, оставляя вне всякого внимания других субъектов воспитательного процесса.

Анализ существующих определений детской безнадзорности позволяет сделать вывод о том, что в современной научной литературе детская безнадзорность, во-первых, зачастую отождествляется с беспризорностью, либо с отсутствием контроля над поведением ребёнка вследствие ненадлежащего воспитательного воздействия со стороны взрослых. Во-вторых, среди внешних факторов, влияющих на детскую безнадзорность, указывается лишь школа, никакие другие даже не называются. Хотя очевидно, что как семья, так и школа включены в ткань социума и между ними существует органическая связь [9].

Отождествление безнадзорности с беспризорностью представляется нам результатом недостаточной изученности нового социального явления, хотя связь между ними очевидна, и обращение к беспризорности может помочь в раскрытии содержания безнадзорности.

Исследование проблемы детской беспризорности началось в годы Октябрьской революции и гражданской войны (1918-1920 гг.), когда масса детей, потерявших своих родителей, были выброшены на улицу. Точной статистики относительно числа беспризорников в то время не было, однако, судя по косвенным данным, их численность составляла более 2 млн. человек в начале войны и свыше 4 млн. к ее завершению. В те годы проблема преодоления беспризорности как социального явления приобрела статус государственной задачи и была успешно решена.

Одним из первых авторов и педагогов, исследовавших проблему детской беспризорности, был А.С. Макаренко (1888 – 1939). В своих трудах – «Проектировать лучшее в человеке…», «Книга для родителей» и т.д. – ученый создал теорию воспитания коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разработал вопросы организации коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотношений с ребенком и связи с другими коллективами; методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, рассматриваемые им в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. Теоретические разработки А.С. Макаренко и его практический опыт творческого развития личности ребенка были широко использованы в решении проблем социализации детей, преодоления беспризорности.

С точки зрения А.С. Макаренко, беспризорность есть результат разрыва органических социальных связей между ребёнком и обществом, в которых главным связующим звеном выступает семья. Семья, как часть общества, является первым воспитательным коллективом, который в специфической форме воспроизводит существующие в обществе отношения, активно включая в них подрастающее поколение. Семья, прежде всего, осуществляет процесс воспитания ребёнка. Но сама семья, будучи частью общества, аккумулируя в себе общественное бытие и общественное сознание, воспроизводит специфическую среду жизнедеятельности ребёнка, его воспитания, социализации. В свою очередь, процессы, происходящие в семье, характер поведения субъектов, формирование их мировоззрения, установок и ценностных ориентиров, оказывают обратное воздействие на общество, все сферы его жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Теоретические обобщения и практические рекомендации А.С. Макаренко по борьбе с беспризорностью оказали существенное влияние на развитие отечественной педагогики, предложенные им формы организации детей дали значительный воспитательный эффект. На их основе правительством молодой советской России были предприняты практические действия. Этот опыт не следует игнорировать и сейчас, когда проблема детской беспризорности вновь актуализировалась. Очевидная взаимосвязь беспризорности с безнадзорностью делает необходимым изучение теоретического наследия, обобщившего практический опыт отечественной истории прошлого века и его конструктивное использование в современной общественной практике.

О понимании важности изучения проблемы беспризорности, детерминирующих её факторов, свидетельствует тот факт, что, несмотря на тяжелейшую социально-экономическую ситуацию российского общества в середине 20-х гг. XX века, в педагогических кругах шла дискуссия о природе беспризорности. Ряд педагогов и психологов придерживался точки зрения, широко распространенной в Западной Европе и Америке, что основные причины беспризорности связаны с врожденной дефективностью и психологическими отклонениями подростков. Беспризорных причисляли к дефективным детям и антисоциальным элементам, предлагали воспитывать их в закрытых исправительных учреждениях. С критикой подобных взглядов выступил ведущий теоретик новой науки о ребенке – П.П. Блонский (1884-1941), он изложил свою точку зрения в работе «О так называемой моральной дефективности». В своем учебнике «Педология» П.П. Блонский попытался обрисовать полную картину жизни ребенка, показать его как «естественное целое», органически взаимосвязанное с социумом. В жизни ребёнка выделяются своеобразные возрастные периоды, предполагающие специфические особенности процессов его воспитания и обучения. Педология была направлена на комплексное изучение детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Она ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и окружающей среде обеспечить наиболее успешное воспитание, помочь детям учиться, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями.

Благодаря его исследованиям во второй половине 20-х гг. научным сообществом было признано, что беспризорные дети – это в большинстве своём нормальные подростки, и лишь в силу внешних социально-экономических обстоятельств (войн, революций) вынужденные самостоятельно бороться за свое существование. Их отличает развитый инстинкт самосохранения, повышенная возбудимость, раннее пристрастие к алкоголю, наркотикам, преждевременное начало половой жизни.

Усилия государственных органов, педагогических коллективов привели к желаемому результату: к концу 20-х гг. детская беспризорность перестала носить массовый характер. Успешный опыт работы был накоплен в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, школе им. Ф.М. Достоевского (В.Н. Сорока-Росинский) и школе-колонии «Красные зори» (И.В. Ионин) и др. [2, c. 23-24] Была создана организованная система профилактики и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которая привела к позитивным результатам.

Несмотря на длительную историю изучения проблемы детской беспризорности, одно из первых ее определений было дано только в 1993 г. и снова прежде всего в Российской педагогической энциклопедии: «Детская беспризорность – это отсутствие у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни» [5, c. 84].

Само обращение к определению содержания понятия беспризорности свидетельствовало о возвращении этого явления, принявшего несколько иную форму, в российское общество в 90-х гг. Этот процесс возобновился несмотря на то, что зачастую беспризорные дети 90-х гг. формально имели родителей и даже семьи, однако общественное сознание идентифицировало их как беспризорных, не дифференцируя понятия детской беспризорности и безнадзорности.

Что же отличает эти два явления: детскую беспризорность и детскую безнадзорность? На наш взгляд, чрезвычайно важно провести границу в этих понятиях. Исходя из представленных определений, беспризорных детей характеризует не только отсутствие необходимого надзора со стороны семьи либо лиц её заменяющих, но и отсутствие каких-либо приемлемых условий жизни для ребёнка в результате ухода из семьи, то есть недостаток пищи, одежды, отсутствие постоянного жилья и т.д. Главным отличительным признаком беспризорности является не просто отчуждение ребёнка от семьи, а фактическое её отсутствие, исключающее даже эпизодическое воспитательное воздействие.

В этом смысле понятие детской беспризорности довольно близко реальной детской безнадзорности, характерной для неблагополучных асоциальных семей и связанной с отсутствием необходимой физической заботы со стороны родителей (заботы о здоровье, питании, обеспечении необходимых материальных потребностей ребёнка и т.д.). Отсутствие приемлемых условий жизни в такой семье провоцирует безнадзорного ребёнка на самовольные уходы из дома, длительное бродяжничество и т.д. Подобный образ жизни способствует переходу безнадзорных детей в категорию беспризорных, не имеющих определённого места жительства, существующих на случайные заработки и ведущих в большинстве своём асоциальный и аморальный образ жизни [11, c. 44].

Однако помимо реальной детской безнадзорности существует и формальная детская безнадзорность. Формально-безнадзорными могут быть не только дети малоимущих родителей или родителей, ведущих аморальный образ жизни, но и дети из внешне благополучных, обеспеченных семей, в которых родители, как правило, заняты карьерным ростом, а дети остаются предоставленными самим себе.

Если понятие «детская беспризорность» фиксирует отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, позитивного воспитательного воздействия семьи, школы, то безнадзорность связана с отчуждением субъектов воспитательного процесса от семьи, школы при формальном их наличии. В этих определениях прослеживается некая преемственность: довольно часто детская безнадзорность влечет за собой беспризорность как крайнюю форму своего проявления. А границы между реальной безнадзорностью и беспризорностью, порой, весьма условны. Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, они становятся только наблюдателями чужой жизни. Постоянный страх перед окружающей средой порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в каких-либо группировках, где несовершеннолетние также подвергаются эксплуатации (в том числе сексуальной), втягиваются в преступный бизнес. Такие группы представляют собой реальную угрозу для общества [2, c. 23-24]. Примерами детской беспризорности в России могут являться банды несовершеннолетних.

Понятие детской безнадзорности имеет смысл только в том случае, когда речь идет об отношениях в семье, то есть характеризует утрату нормальных взаимоотношений между родителями и детьми либо лицами, заменяющими родителей, отсутствие необходимого воспитательного влияния на ребёнка со стороны семьи, постоянного надзора за его образом жизни. В то же время детская безнадзорность является первым этапом социальной дезадаптации ребёнка, шагом на пути к социальному сиротству или беспризорности.

Систематизированное осмысление детской безнадзорности началось в 1990-х гг. в педагогической науке, это было связано с рядом затяжных негативных социальных последствий, причиной которых стала детская безнадзорность (рост детского девиантного поведения, детского алкоголизма, наркомании, увеличение количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними и т.д.).

Безнадзорные дети – это несовершеннолетние, надлежащий контроль над которыми, внимание и забота о которых со стороны воспитательных органов, субъектов воспитательного процесса в той или иной степени утрачены.

Детская безнадзорность – это социальное явление, содержанием которого выступает процесс отчуждения (обособленности), вплоть до полной утраты связей, субъектов воспитательного процесса, результатом которого становится склонность ребёнка к девиантному поведению (рисунок) [8, c. 9-10].

Такое определение наиболее полно отражает содержание исследуемого явления. Во-первых, оно фиксирует тот факт, что безнадзорность – это процесс, детерминированный многообразием социально-экономических факторов, аккумулированных в социальных институтах, главной функцией которых является воспитание детей, их социализация. Во-вторых, содержанием безнадзорности являются отчуждение, обособление субъектов воспитательного процесса, приводящие к нарушению связи между ними вплоть до её полной утраты. В-третьих, оно отражает потенциальную возможность отклоняющегося поведения ребёнка.

missing image file

Подходы к определению детской безнадзорности

Социальным следствием детской безнадзорности стало увеличение социального сиротства. Эта тенденция набирает силу в современной России и нуждается в пристальном исследовательском внимании для поиска и принятия эффективных мер по её предупреждению [3]. Рост масштабов социального сиротства – объективное свидетельство кризиса государства и общества, их социальных и нравственных основ. Если говорить о материальном положении современной семьи, то обеспечение значительного числа маленьких россиян неудовлетворительное. Сейчас около 23% детей проживают в семьях, испытывающих трудности при обновлении гардероба, имеющих проблемы с доступом к медицинской помощи и лекарствам. Кроме того, 16% детей живут в семьях, вынужденных ограничивать питание. В некачественном жилье живет каждый пятый российский ребенок, причем каждый третий – в возрасте до одного года. Известно, что 18% дошкольников в 2010 г. жили в семьях с доходом ниже прожиточного минимума. В возрастной категории от 7 до 16 лет количество таких детей составило 21% [7].

Социальное сиротство в науке определяется как явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав [17, c. 335]. Таким образом, понятие социального сиротства заведомо предполагает отсутствие каких-либо взаимоотношений между ребёнком и родителями. В любом обществе есть дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения и заботы родителей и семьи. В этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию этих детей. В теоретических исследованиях широко используются понятия: «сирота» (сиротство), «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «социальный сирота» (социальное сиротство).

B.И. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка дает следующее определение: «Сирота – у кого нет отца либо матери, или нет обоих, это круглый сирота» [18, c. 62]. C.И. Ожегов определяет сироту как ребенка или несовершеннолетнего, отец и мать или один из родителей которого умерли [14, c. 367].

Ребенок-сирота – это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, если речь идет о социальном сиротстве, в детском или подростковом возрасте. Очевидно, что ранний опыт такого ребенка наполнен травматическими переживаниями. Чаще всего матери этих детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития – обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть [6].

По определению Е.И. Холостовой, сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими т.д. [20, c. 251].

В Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» впервые определены юридические понятия: «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Так, «дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель»; «дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке» [19].

Итак, если первое понятие достаточно ясно, то второе неоднозначно. Так, исследование, проведенное в 2006 г. среди населения г. Уфы Республики Башкортостан, ставившее целью изучение отношения общественности к детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, показало, что многие респонденты не смогли дать определение понятию «социальный сирота». Мнение о них распределяется по следующему спектру. Социальные сироты – это:

40,3% – дети, лишенные попечения со стороны государства;

37,9% – дети, лишенные родительской заботы, воспитания;

18,3% – затруднялись дать определение;

3,5% – дети в бедных семьях.

Среди респондентов довольно велика доля тех, кто отождествляет критерий «социальный» с понятием «государственный», и поэтому большой процент «социальных сирот» определяется как лишенные государственной опеки [4].

Дети-сироты, исходя из юридического толкования, это те дети, у которых нет в живых родителей, т.е. они являются истинными сиротами. Дети, оставшиеся без попечения родителей – это дети, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются их воспитанием и не заботятся о них. Таких детей принято называть социальными сиротами. В основном социальными сиротами становятся дети, оставшиеся без родительского попечения. Их принято классифицировать на две большие группы: дети, проживающие и не проживающие в родной семье.

Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширила круг социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих социальное сиротство [12, 15].

Так, М.И. Буянов к причинам появления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также относит: изменение ценностных ориентаций в обществе; падение престижа института семьи; нарушение структуры и функций семьи; ухудшение условий содержания детей в семье; увеличение числа родителей, ведущих аморальный образ жизни; рост внебрачной рождаемости; материальные и жилищные трудности; социальную несостоятельность родителей, обусловленную тяжелой болезнью ребенка (синдром Дауна, микроцефалия, ДЦП и др.); отсутствие условий для содержания и воспитания детей; рост женской преступности, когда ребенок остается без матери, и др.

Таким образом, причины социального сиротства велики и разнообразны. Поэтому решение этой действительно серьезной проблемы представляется таким долгим и сложным. Это дело и государства, и общества, и каждого человека в отдельности. Причем эти действия должны быть последовательны и хорошо продуманы, чтобы бороться не с последствиями проблемы, а с ее истоками.

Нынешняя ситуация в мире современного детства опасна и тревожна как для детей, так и для будущего общества. Необходимость изучения сиротства и как социальной проблемы обусловлена, прежде всего, постоянным ростом количества безнадзорных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В первую очередь все усилия государства и общества необходимо направить на улучшение условий содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их обучение и воспитание, на устранение ориентиров, способствующих росту социального сиротства [16]. Иначе говоря, нужно бороться, прежде всего, не с устранением неблагоприятных последствий, а непосредственно с самой причиной социального сиротства, то есть с детской безнадзорностью.

В последние годы в России все громче заявляет о себе «скрытое» социальное сиротство, связанное с детской безнадзорностью. Снижение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, деформация норм нравственности привели к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности.

Таким образом, социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменение привычного уклада и нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возможностей, усиление агрессии по отношению к детям являются причинами, обусловливающими рост социального сиротства и безнадзорности детей. Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшими поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства, в частности.


Библиографическая ссылка

Мигунова Ю.В., Садыков Р.М. ДИСКУРС ПРОБЛЕМ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 4. – С. 34-42;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=1797 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674