Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ПРАВОВАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Афанасьева В.А. 1 Смирных Е.А. 1
1 Российский государственный профессионально педагогический университет
Проведен анализ коррупционных правонарушений в сфере образования, выявлены причины коррупции в данной сфере.В связи с тем, что получение и дача взяток является нормойобразование не выполняет свои функции, из высших учебных заведений выпускается все меньше профессиональных специалистов. Вследствие этого государство слабеет. На данном основании, анализируя научные работы разных исследователей, были определены и представлены результаты коррупции в образовании. Для устранения данной проблемы были разработаны профессиональные рекомендации по преодолению коррупции.
коррупция
образование
педагог
студент.
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. – 2008. – № 266, 30 дек.
2. Жерновой М. Борьба с коррупцией в сфере образования. – Режим доступа: http://www.crime.vl.ru/index.php?p= 3458&more=1&c=1&tb=1&pb=1 (дата обращения 7.12.15).
3. Сатаров Г. Коррупция спасла образование // Московский Комсомолец. – 2002, 2 декабря.
4. Независимая газета. 2004, 30 января.
5. Музалевская Е.А. – URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Mazulevskaja/ (дата обращения 7.12.15).
6. Астафьева Т.А., Филоненко Т.В. – URL: http://www.crime.vl.ru/index.php?p=3636&more=1 (дата обращения 7.12.15).
7. Интервью председателя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, доктора юридических наук, генерал-лейтенант Анатолий Сидоренко Марине Лемуткиной. «В ВУЗах происходят фантастические вещи» // Газета. RU. – 2005, 4 июля.

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, либо иное незаконное использование своего должностного положения в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества [1].

Значимость изучения проблемы коррупции в образовании обусловлена тем, что в современном мире это наиболее важный и сложный вопрос, заключающийся в преступном поведении педагогов в высших учебных заведениях, направленном на удовлетворение своих личныхкорыстных интересов и интересов учащихся.

Так, например, начальник Филиала ФГУ «ВНИИ» МВД России по Приморскому краю, кандидат юридических наук М. Жерновой, сказал: «Сегодня коррупция в сфере образования достигла таких масштабов, что не может оставаться в числе второстепенных проблем отрасли. Только на этапе поступления в высшие учебные заведения масштабы коррупции оцениваются в объеме от 520 млн. (данные ЮНЕСКО) до 1,5 млрд. долларов (данные ДЭБ МВД России). Такая же сумма тратится россиянами на коррупционные платежи каждый год учебы в ВУЗах» [2].

Один из исследователей данной проблемы Г. Сатаров, считает, что: «Образование – первое, на что надо обратить внимание, разрабатывая антикоррупционную политику» [3].

Проникновение коррупции в образование – немаловажная проблема. Пройдя «высшую школу коррупции» студент привносит опыт преступных взаимоотношений и в свою дальнейшую «взрослую» жизнь, считает коррупцию нормой поведения, строит коррупционное государство[4].

С уверенностью можно сказать, что большинство авторов, рассматривающих вопрос о коррупции в образовании, считают ее главной проблемой государства и общества в целом.

Цель работы – изучение причин возникновения и профилактики коррупции в системе современного образования, а также разработка профессиональных рекомендаций по преодолению коррупции.

По словам заместителя председателя Комитета Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг и автора аналитического обзора В. Панина: «Коррупция в системе российского образования уже давно приблизилась к критической отметке». Невозможно не согласиться, это неоспоримый факт, ведь коррупция захватила все сферы образования, начиная с дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями.

В ходе изучения научных работ Астафьевой Т.А., Филоненко Т.В. [5], Музалевской Е.А. [6], мы пришли к выводу, что основными причинами возникновения коррупции являются:

1. Низкий уровень заработной платы преподавателей вузов;

2. При поступлении в тот или иной ВУЗ абитуриенты выбирают наиболее подходящий для себя, посредством коррупционных связей;

3. Недостаточно высокий статус педагога в обществе;

4. Искажение критериев, используемых при назначении на административные должности в образовательных учреждениях;

5. Формальность аттестации преподавательского состава, отсутствие конкуренции при распределении учебной нагрузки;

6. Общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах общественной жизни.

Однако причины на этом не заканчиваются, мы можем представить только лишь их часть, не углубляясь в различные сферы образования. С каждым днем проблема коррупции в образовании становится все глобальнее, на данный момент причины ее возникновения многоаспектны, исследуя их, можно определить следующие результаты:

• Число студентов ВУЗов растет, а бизнес страдает от нехватки квалифицированных кадров. Выпускается огромное количество экономистов и менеджеров (причем, к сожалению, имеющих образование весьма низкого качества), которые просто не нужны рынку;

• В стране нарушен баланс между количеством, качеством и реальной потребностью в определенных трудовых ресурсах, в том числе с высшим профессиональным образованием;

• Очевиден огромный разрыв в качестве образования между ведущими и всеми остальными ВУЗами России;

• Нашему образованию не хватает не только финансовых средств, но и современных образовательных технологий;

• Во многих ВУЗах страны преподают люди, которые не способны дать студенту современное видение мира и обеспечить возможность быть на уровне требований сегодняшнего дня;

• ВУЗы не в состоянии самостоятельно дать сегодняшнему выпускнику специальные знания [7].

С коррупцией надо бороться не только традиционными административными методами. Не менее важен тщательный анализ ситуации и применение методов, позволяющих ликвидировать криминогенные зоны.

Поэтому, решению проблем, касающихся коррупции в образовании, будут способствовать следующие рекомендации:

1. Повышение уровня заработной платы педагогам;

2. Ужесточение мер наказания для взяткополучателя и взяткодателя;

3. Пресечение коррупции на ранних ее стадиях, путем проведения профилактических мер;

4. Дисквалификация должностного лица на определенный срок;

5. Сотрудничество высших учебных заведений с правоохранительными органами;

6. Создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики.

В качестве профилактических мер противодействия коррупции в образовании могут выступать следующие:

1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2. Проведение конференций и бесед со студентами и преподавателями о вреде и последствиях коррупционных преступлений;

3. Обнародовать случаи коррупции в средствах массовой информации, с проведением расследования;

4. Стремление минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррупционных правонарушений.

Можно привести еще много мер для предотвращения коррупции, что даёт почву для новых исследований в этой сфере.

Исходя из вышесказанного, уровень взяточничества в ВУЗах был бы существенно ниже, если бы студенты были мотивированны получением знаний собственными силами, а преподаватели и педагоги содействовали им в этом и не были подвергнуты своим корыстным целям, а также учитывали негативные последствия взяточничества в системе высшего образования для нашего общества в целом. А также, противодействовать коррупции или снизить ее уровень можем только мы сами, а именно гражданское общество.


Библиографическая ссылка

Афанасьева В.А., Смирных Е.А. ПРАВОВАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 4. – С. 31-33;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=1796 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674