Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, либо иное незаконное использование своего должностного положения в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества [1].
Значимость изучения проблемы коррупции в образовании обусловлена тем, что в современном мире это наиболее важный и сложный вопрос, заключающийся в преступном поведении педагогов в высших учебных заведениях, направленном на удовлетворение своих личныхкорыстных интересов и интересов учащихся.
Так, например, начальник Филиала ФГУ «ВНИИ» МВД России по Приморскому краю, кандидат юридических наук М. Жерновой, сказал: «Сегодня коррупция в сфере образования достигла таких масштабов, что не может оставаться в числе второстепенных проблем отрасли. Только на этапе поступления в высшие учебные заведения масштабы коррупции оцениваются в объеме от 520 млн. (данные ЮНЕСКО) до 1,5 млрд. долларов (данные ДЭБ МВД России). Такая же сумма тратится россиянами на коррупционные платежи каждый год учебы в ВУЗах» [2].
Один из исследователей данной проблемы Г. Сатаров, считает, что: «Образование – первое, на что надо обратить внимание, разрабатывая антикоррупционную политику» [3].
Проникновение коррупции в образование – немаловажная проблема. Пройдя «высшую школу коррупции» студент привносит опыт преступных взаимоотношений и в свою дальнейшую «взрослую» жизнь, считает коррупцию нормой поведения, строит коррупционное государство[4].
С уверенностью можно сказать, что большинство авторов, рассматривающих вопрос о коррупции в образовании, считают ее главной проблемой государства и общества в целом.
Цель работы – изучение причин возникновения и профилактики коррупции в системе современного образования, а также разработка профессиональных рекомендаций по преодолению коррупции.
По словам заместителя председателя Комитета Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг и автора аналитического обзора В. Панина: «Коррупция в системе российского образования уже давно приблизилась к критической отметке». Невозможно не согласиться, это неоспоримый факт, ведь коррупция захватила все сферы образования, начиная с дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями.
В ходе изучения научных работ Астафьевой Т.А., Филоненко Т.В. [5], Музалевской Е.А. [6], мы пришли к выводу, что основными причинами возникновения коррупции являются:
1. Низкий уровень заработной платы преподавателей вузов;
2. При поступлении в тот или иной ВУЗ абитуриенты выбирают наиболее подходящий для себя, посредством коррупционных связей;
3. Недостаточно высокий статус педагога в обществе;
4. Искажение критериев, используемых при назначении на административные должности в образовательных учреждениях;
5. Формальность аттестации преподавательского состава, отсутствие конкуренции при распределении учебной нагрузки;
6. Общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах общественной жизни.
Однако причины на этом не заканчиваются, мы можем представить только лишь их часть, не углубляясь в различные сферы образования. С каждым днем проблема коррупции в образовании становится все глобальнее, на данный момент причины ее возникновения многоаспектны, исследуя их, можно определить следующие результаты:
• Число студентов ВУЗов растет, а бизнес страдает от нехватки квалифицированных кадров. Выпускается огромное количество экономистов и менеджеров (причем, к сожалению, имеющих образование весьма низкого качества), которые просто не нужны рынку;
• В стране нарушен баланс между количеством, качеством и реальной потребностью в определенных трудовых ресурсах, в том числе с высшим профессиональным образованием;
• Очевиден огромный разрыв в качестве образования между ведущими и всеми остальными ВУЗами России;
• Нашему образованию не хватает не только финансовых средств, но и современных образовательных технологий;
• Во многих ВУЗах страны преподают люди, которые не способны дать студенту современное видение мира и обеспечить возможность быть на уровне требований сегодняшнего дня;
• ВУЗы не в состоянии самостоятельно дать сегодняшнему выпускнику специальные знания [7].
С коррупцией надо бороться не только традиционными административными методами. Не менее важен тщательный анализ ситуации и применение методов, позволяющих ликвидировать криминогенные зоны.
Поэтому, решению проблем, касающихся коррупции в образовании, будут способствовать следующие рекомендации:
1. Повышение уровня заработной платы педагогам;
2. Ужесточение мер наказания для взяткополучателя и взяткодателя;
3. Пресечение коррупции на ранних ее стадиях, путем проведения профилактических мер;
4. Дисквалификация должностного лица на определенный срок;
5. Сотрудничество высших учебных заведений с правоохранительными органами;
6. Создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики.
В качестве профилактических мер противодействия коррупции в образовании могут выступать следующие:
1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2. Проведение конференций и бесед со студентами и преподавателями о вреде и последствиях коррупционных преступлений;
3. Обнародовать случаи коррупции в средствах массовой информации, с проведением расследования;
4. Стремление минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррупционных правонарушений.
Можно привести еще много мер для предотвращения коррупции, что даёт почву для новых исследований в этой сфере.
Исходя из вышесказанного, уровень взяточничества в ВУЗах был бы существенно ниже, если бы студенты были мотивированны получением знаний собственными силами, а преподаватели и педагоги содействовали им в этом и не были подвергнуты своим корыстным целям, а также учитывали негативные последствия взяточничества в системе высшего образования для нашего общества в целом. А также, противодействовать коррупции или снизить ее уровень можем только мы сами, а именно гражданское общество.
Библиографическая ссылка
Афанасьева В.А., Смирных Е.А. ПРАВОВАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 4. – С. 31-33;URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=1796 (дата обращения: 23.11.2024).