Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ТЕРАПИЯ С ИЗВЛЕЧЕНИЯМИ ИЗ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Вязьмин А.П. 1
1
Автор, Вязьмин Анатолий Павлович, заслуженный врач ТАССР, заслуженный учитель РСФСР, отличник здравоохранения СССР, профессор РАЕ, имеет правительственные награды, ряд общественных дипломов и званий. Полвека он проработал преподавателем внутренних болезней в Бугульминском медицинском училище, из них 42 года его директором. Издание второе, уточнённое и дополненное, Уфа, издательство «Белая Река», 2014, 608 с. Основой данного учебного пособия являются лекции по терапии с первичной медико-санитарной помощью объёмом 86 теоретических часов (43 лекции), читанные А.П.Вязьминым в 2007-2009 годах студентам Бугульминского медицинского училища специальности 060101 «Лечебное дело» (фельдшера-лечебники повышенного уровня с четырёхлетним сроком обучения на базе полного среднего образования) по программе, утверждённой ВУНМЦ министерства здравоохранения Российской Федерации в 2003 году. Также использовались студенческие записи и раздаточный материал для доклинических практических занятий по терапии, проведённые автором в объёме 82 часов, которые, кроме своего основного назначения, несли и семинарские функции. Сверх названной программы представлены болезни пищевода, хроническая обструктивная болезнь лёгких, лимфогрануломатоз, эритремия, болезнь Бехтерева, новая номенклатура лечебных диет (столов). Лекционно-семинарский метод, непредусмотренный в среднем медицинском образовании, но применяемый автором в Бугульминско медицинском училище с 1971 года, в комплексе с тестово-программированным контролем, безмашинным и машинным (с 1997 года компьютерным), составляет известную его специальную систему подготовки фельдшеров-лечебников по предметам терапевтического профиля (пропедевтика внутренних болезней, терапия, фтизиатрия, синдромная патология, витаминная недостаточность). Развитие и совершенствование этой системы отражены в ряде работ А.П.Вязьмина, опубликованных в журналах «Фельдшер и акушерка», «Медицинская сестра» и в «Специалист» (№ 8 за 1999 год, № 11 за 2002 год, № 1 за 2005 год). Сущность и методика системы неоднократно докладывались на заседаниях методических советов министерств здравоохранения ТАССР и РСФСР, проблемной комиссии по терапии МЗ СССР, на авторских семинарах А.П. Вязьмина в 1993, 1994, 1996 гг, на впервые в стране проведённых открытых государственных экзаменах (ИГА) в 1992, 1993 и в 1999 гг, в которых участвовали свыше 30 преподавателей, в основном терапии, из 13 республик и областей России В данном учебном пособии сохранён лекционный стиль изложения, который, в отличие от типовых учебников, позволяет раскрывать многочисленные причинно-следственные связи в сложных физиологических и патофизиологических процессах, постоянно идущих в организме здорового и больного человека, позволяет подробнее останавливаться на труднопонимаемых вопросах курса внутренних болезней, эффективно реализовывая многие, годами накопленные, педагогические находки, предотвращая у студентов их типичные ошибки. Именно на лекциях у студентов закладывается основа клинического мышления, склонности к учебно-исследовательской работе. Один лишь просмотр страниц данного учебного пособия заставляет чётко представлять, как с течением времени у слушателей лекций А.П.Вязьмина неизбежно повышается итерес к избранной профессии, как они приобщаются к неоднополярности мышления, как между ними и лектором возникает и укрепляется незримая профессионально-духовная связь. Этому также способствуют тематически обоснованные личные воспоминания автора из своей врачебно-педагогической практики. Ряд случаев и вопросов, мыслей и впечатлений, относящихся к развитию здравоохранения в стране и в своей республике, автор приводит под рубрикой «Информация для размышления». Уникальной особенностью учебного пособия являются извлечения из анатомии, физиологии и пропедевтики внутренних болезней, специально написанные автором для сознательного изучения каждого раздела программы терапии. Необходимость их диктуется растущей слабостью выживаемости студенческих знаний общемедицинских предметов, изучаемых на первых курсах. Кроме того, в последние десятилетия во всех медицинских учебных заведениях страны наблюдается снижение внимания к изучению фундаментальных наук – анатомии, физиологии, биологии, общей патологии, что выражается в постепенном сокращении учебного времени для них, в снижении статуса итоговой аттестации по этим предметам, уменьшении материальных средств, выделяемых для оснащения соответствующих кафедр и кабинетов. Вводная тема «Этапы развития терапии как науки. Отечественные учёные» в учебном пособии представлена в виде подробного исторического очерка, включающего, кроме того, сведения о становлении казанской школы внутренней медицины. В лекциях приведено много исторических фактов о процессах открытия и изучения той или иной болезни, синдрома, метода исследования или лечения, об условиях возникновения важных научных концепций, что облегчает познавание, повышает интерес к предмету. Приведено немало сведений, утверждающих приоритеты русских и отечественных учёных; высказаны ряд авторских сомнений в адресной обоснованности отдельных случаев присуждения или, наоборот, неприсуждения международных нобелевских премий (например, стр.49-50, 248, 534, 536 ). Каждой нозологической форме заболеваний, приведённой на русском и латинском языках, даны специальные краткие определения, просто и вполне научно отражающие их суть и отличия. Все клинические термины и иностранные слова объяснены и расшифрованы. Даны краткие сведения об иностранных и отечественных учёных и практиках, именем которых названы отдельные симптомы, методики, теории. Указаны литературные источники. В данном, втором, издании пособия учтены все весьма ценные замечания и предложения доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой пропедевтики внутренних болезней Казанского государственного медицинского университета В.Н.Ослопова, высказанные им в рецензии на страницах «Казанского медицинского журнала» в № 2 за 2013 год (стр. 286-288). Рецензент высоко оценил первое издание пособия, заявив: «Таким образом, изданные конспекты лекций А.П.Вязьмина в целом заслуживают одобрения, читаются легко и, несомненно, полезны для обучения терапии в медицинских училищах и колледжах. Во многом эти же конспекты могут быть использованы и студентами медицинских вузов» Пособие содержит 55 рисунков, 9 учебных таблиц. Почти все они авторского происхождения, много лет применяюшиеся. Среди представленных двадцати рентгенограмм, выполненных и диагностированных автором в годы работы рентгенологом в Мамадышской районной больнице ТАССР, имеются несколько уникальных случаев (Рис. 36, 37, 38, 50). В заключении (стр. 596, 597) автор обращает внимание читателей на традиционно существующие острые проблемы в среднем медицинском образовании страны, касающиеся учебников и врачебно-педагогических кадров, и выражает надежду, что наше пособие в какой-то степени облегчит учебный труд студентов-медиков, повысит эффективность деятельности преподавателей. Последний раздел (стр. 598-607) – автобиографическая информация «Кратко о себе»- содержит сформулированный перечень ключевых моментов из всей жизни автора, однако они только названы и лишь приоткрыты, они явно нуждаются в подробном изложении. Как бы предвосхищая такую реакцию, автор сообщает, что сейчас «В свободное и благоприятное время продолжаю работу над книгой воспоминаний, она должна состоять из трёх частей, каждая из которых уже получила своё название».

Библиографическая ссылка

Вязьмин А.П. ТЕРАПИЯ С ИЗВЛЕЧЕНИЯМИ ИЗ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2015. – № 1. – С. 22-23;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=150 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674