На основании длительного эксперимента было научно доказано, что обучение с 6 лет оправдано, поскольку нервная система детей 6 лет и органы чувств пластичны и достигают достаточного уровня развития для обучения в школе, шестилетний возраст – наиболее благоприятный (сензитивный) период умственного развития и социальной подготовки ребенка. Обязательно надо воспользоваться этой предрасположенностью и до конца реализовать ее. Иначе без необходимой, соответствующей этому возрасту, умственной и нравственной пищи и без мудрой заботы взрослого о малыше его задатки в полной мере могут не раскрыться. 6-летний возраст – сензитивный для обучения чтению, поэтому дети быстрее научаются читать, чем писать. В этом возрасте можно (и должно!) успешно совершенствовать речь ребенка, на основе природной любознательности пробудить познавательный интерес, жажду знаний, научить элементарным способам учебной деятельности, пластичность природного механизма усвоения речи позволяет шестилеткам легко овладеть вторым (в национальных школах – русскими языком, поэтому сейчас во многих детских садах и школах вводят в первых классах изучение иностранных языков. Как показывают исследования академика Ш.А.Амонашвили, известного психолога и педагога, 6-летние дети, обучающиеся и воспитывающиеся в условиях школы по особой программе и методике, значительно опережают в своем развитии сверстников, которые начинают учиться с 7 лет без такой специальной подготовки. «Это проявляется в более высоком уровне наблюдательности, сообразительности мышления, логичности речи, понимания задачи». А дальнейшее обучение в начальных классах не вызывает у этих детей таких затруднений, преодоление которых с помощью учителя им было бы не под силу.
Личностная (субъективная) готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Обычно дети выражают желание идти в школу, желание учиться связано с кризисом развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как несоответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Самой природой в ребенке заложена познавательная потребность. В этом возрасте как никогда хочется узнавать очень многое о разном, вот почему называют ребятишек «почемучками». Им все интересно; они также хотят научиться читать, писать, считать.
В данном учебном пособии предлагается методика обучения грамоте детей шести лет, основанная на главных дидактических принципах Я.А. Коменского. Наряду с научностью обучения эта методика предусматривает реализацию принципов наглядности и доступности в обучении детей с учётом уровня развития их познавательных способностей. Эти условия позволяют ребёнку данного возраста обучаться грамоте самостоятельно и в небольшие сроки, так как он уже достаточно созрел для активной познавательной деятельности в области чтения и необходимо создание условий развивающего обучения. Автор учебного пособия предлагает при обучении грамоте шестилетних детей исходить из психологических особенностей ребёнка, а именно, – что в данном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, которое диктует выбор соответствующих методов и способов обучения.
Цель пособия – обучение и повышение качества чтения для формирования грамотной устной речи малышей, развитие речевой культуры, интеллектуальных способностей и дальнейшей мотивации на познавательную деятельность.
Предлагаемое пособие может быть использовано при обучении студентов педагогических вузов и колледжей.