Scientific journal
Название журнала на английском
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

1 1 1 1 1
1

Дополнительная профессиональная программа по курсу «Авиаинженер будущего. Человек и техника» разработана для оказания научно-методической помощи преподавателям истории и обществознания в образовательных организациях среднего образования, в которых функционируют профильные инженерные классы в соответствии с проектом Департамента образования г. Москвы «Инженерный класс в московской школе». Обучение в инженерном классе предполагает не только глубокое усвоение естественнонаучных знаний, но и высокий уровень общекультурной, мировоззренческой подготовки, способный служить качественным основанием уверенной адаптации школьника к ситуации профессионального выбора.

В «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и «Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» профильное обучение определяется как обучение в соответствии с индивидуальными интересами школьника. Профильное обучение – допрофессиональная подготовка учащихся, позволяющая овладеть навыками профессии и обеспечивающая выбор индивидуальной траектории в получении дальнейшего образования и построения карьеры.

Содержание программы ориентировано на научно-методическое сопровождение подготовки учителей социально-гуманитарных предметов к ведению занятий в инженерном классе.

Цель программы – совершенствование профессиональных компетенций педагогов, привлекаемых для ведения занятий по истории и обществознанию в инженерных классах, создание научно-методической базы для успешного осуществления профессиональной педагогической деятельности в инженерном классе.

Совершенствуемые компетенции соответствуют профессиональным компетенциям ПК-1; ПК-3; ПК-4; ПК-5 ФГОС по направлению подготовки 0501000 и 44.04.01 – педагогическое образование.

Обучение носит практико-ориентированный характер, проходит с использованием деятельностных интерактивных форм с активным включением в образовательный процесс информационных и мультимедиатехнологий.

Образовательные результаты предполагают освоение педагогами теоретического и практического опыта понимания техники как социокультурного феномена; формирование знаний об основных этапах и тенденциях развития техники; знакомство с современными социальными технологиями в организации деятельности инженера и инженерного сообщества; включение дидактических единиц профильной направленности в содержание социогуманитарных дисциплин;

Категория обучающихся: педагоги, имеющие высшее педагогическое образование, осуществляющие образовательную деятельность в области обучения истории и обществознанию в инженерных классах.

Освоение программы дает возможность педагогу решать следующие задачи образовательной деятельности:

1. Мировоззренческая – сформировать у обучаемых образ техники как развивающейся системы, созданной человеком для преобразования природы, показать место и роль человеческого фактора в конструировании и эксплуатации техники.

2. Социально-воспитательная – раскрыть социальные последствия внедрения техники во все сферы социальной жизни; определить содержание социальной ответственности инженера.

3. Профориентационная – усилить мотивацию к получению инженерной специальности, способствовать завершению профильного самоопределения старшеклассников и формированию компетенций, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

4. Коммуникативная – обеспечить знакомство с инженерной этикой, способствовать развитию этических норм взаимодействия для успешной социализации и профессиональной деятельности.

Учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы «Человек и Техника» (преподавание социально-гуманитарных предметов в инженерном классе) (36 ч), предназначенной для педагогических работников, привлеченных к работе в инженерных классах, включает 4 модуля и 2 маршрута (по модулям 2–4). Первый маршрут предназначен для учителей истории и обществознания, ведущих педагогическую работу в инженерных классах общетехнической направленности. Второй маршрут предназначен для учителей истории и обществознания, ведущих педагогическую работу в инженерных классах авиатехнического направленности.

Учебно-тематический план ДПП включает:

Модуль 1. Междисциплинарный характер проблемы «человек-техника» (лекции 8 ч, семинар 2 ч)

Тема 1. Техника как социокультурный объект и сфера деятельности человека.

Тема 2. Методологические подходы к пониманию сущности техники.

Тема 3. Техника в контексте глобальных проблем.

Тема 4. Человеческий фактор в технической деятельности.

Модуль 2. История техники.

Маршрут 2.1. История техники (лекции 8 ч, семинар 2 ч)

Тема 1. Возникновение техники. Техника традиционной цивилизации.

Тема 2. Развитие техники и становление техногенной цивилизации. Инженерные знания в Новое время.

Тема 3. Выдающиеся инженеры.

Тема 4. Технологические основы формирования информационного общества.

Маршрут 2.2. История гражданской авиации (лекции 8 ч, семинар 2 ч)

Тема 1. Начало авиации. Летательные аппараты легче и тяжелее воздуха.

Тема 2. Гражданская авиация в эпоху поршневых самолётов (20-е – начало 50-х гг. XX в.).

Тема 3. Внедрение реактивной техники в гражданскую авиацию.

Тема 4. Гражданская авиация на современном этапе развития.

Модуль 3. Социальная ответственность инженера.

Маршрут 3.1. Социальная оценка техники (лекции 6 ч, семинар 2 ч)

Тема 1. Социальные последствия внедрения техники и их оценка.

Тема 2. Этические кодексы инженерных сообществ.

Тема 3. Перспективы развития техники и перспективы человечества.

Маршрут 3.2. Безопасность авиационно-инженерной деятельности (лекции 6 ч, семинар 2 ч)

Тема 1. Научные основы теории безопасности инженерной деятельности.

Тема 2. Техносферные риски: современные научные и прикладные подходы.

Тема 3. Воздушный транспорт: экологические аспекты деятельности.

Модуль 4. Техника и экономика.

Маршрут 4.1. Технические ресурсы современного производства (лекции 6 ч, семинар 2 ч)

Тема 1. Технические ресурсы современного производства.

Тема 2. Роль науки и техники в развитии мирового хозяйства.

Тема 3. Влияние новой техники на человека и его место в общественном производстве.

Маршрут 4.2. Гражданская авиация как отрасль экономики (лекции 6 ч, семинар 2 ч)

Тема 1. Место и роль гражданской авиации в транспортной системе России.

Тема 2. Место и роль гражданской авиации в мировой экономике.

Тема 3. Совершенствование инфраструктуры гражданской авиации в России.