В современном обществе происходят существенные изменения форм и методов осмысления философских проблем науки. Соответственно меняются и требования к научно-популярной и учебной литературе. В книге С.В. Борисова представлена одна из весьма удачных попыток осмысления тематики современной философии и методологии научного знания в контексте меняющихся стандартов и форм преподавания философских дисциплин. Автор не только предлагает свое видение классических тем и проблем философии науки, не только интересно, по-новому представляет эти темы и проблемы, но и пытается в популярной форме ввести читателя в новейшую проблематику этой области философского знания.
Главное достоинство книги С.В. Борисова – диалогическая форма изложения, делающая книгу живой, интересной, и что принципиально важно – адекватной содержанию современной философии науки. Такая адекватность – отнюдь не часто встречающаяся характеристика научно-популярной и учебной литературы по философии. Как правило, на передний план выступает в ней информативная сторона философского знания – имена, даты, перечень идей. Конечно, знать это необходимо любому культурному человеку. Заметим, что данная книга содержит все эти сведения во вполне достаточном объеме, соответствующем стандартам учебного курса «история и философия науки». Но сведения – это лишь одна сторона философии. Не менее важно, усвоить, точнее, освоить хотя бы элементы философской рефлексии, освоить элементы техники философского самосознания, позволяющего соприкоснуться с экзистенциальным смыслом философской проблематики, приобщиться к философии как неотъемлемой составляющей европейской культуры. А это, как тому учит вся история философии, достижимо только в ходе общения и дискуссий, т.е. в диалогических формах представления философского материала.
С.В. Борисову удалось эффективно использовать такие формы изложения в своей книге, что позволяет ему действительно доводить до читателя экзистенциальный смысл обсуждаемых актуальных философских проблем. Это особенно важно и сложно делать в научно-популярных книгах по философии науки, где, в силу специфики материала, удельный вес информативной составляющей особенно велик.
Книга включает в себя 4 главы, содержательное Предисловие, не менее содержательное Заключение. У книги есть подзаголовок, очень внятно представляющий ее общую структуру: «Что было? Что есть? Что будет?». Автор начинает с истории классической науки и движется в своем изложении к современности, приводя и философский и собственно научный материал (астрономии, физика, биология, данные современных когнитивных наук). При этом в диалогическое обсуждение методов науки включаются рассуждения от имени самих философов и ученых (от Августина Блаженного и Эдмунда Гуссерля до Томаса Куна и Альберта Эйнштейна), что позволяет познакомить читателя с содержанием их оригинальных идей в контексте дискуссий, а не путем сухого пересказа их позиций. В книге идеи философов и ученых соотносятся между собой, что создает ощущение живой истории познания, усиливаемое портретами ее участников.
У книги есть еще одно достоинство. Автору удается затронуть, пожалуй, наиболее острые проблемы современного научного познания – особенность далеко не частая в научно-популярной и учебной литературе. На фоне общефилософских, по сути гносеологических проблем автор дает исторически ориентированное изложение основных понятий философии науки (объект, предмет, рациональное, опытное, законы логики, позитивное знание и т.д.) и одновременно знакомит читателя с основными направлениями философии науки: с оригинальными идеями философов и ученых (от философской классики и позитивистов до идей радикального конструктивизма и трансгуманизма). При этом автор обращается не только к идеям и персонажам, традиционно относимым к философии науки, но и к идеям философов иных традиций, областей и направлений (Вл. Соловьев, М. Мерло-Понти, Э. Ильенков, А. Бергсон, Ф. Ницше, А. Зиновьев…), что делает изложение многомерным.
Вообще, живое изложение и погружение в мир философских дискуссий делает эту книгу серьезным подспорьем в преподавании стандартных курсов истории и философии науки. Это – оригинальный, авторский курс, несущий на себе следы авторской позиции. Но при этом работа С.В. Борисова может рассматриваться не только как «методическое пособие» для специалистов, размышляющих над проблемами и направлением развития своих наук, но и как «книга для чтения» как по общегносеологической проблематике, так и по конкретным проблемам философии и методологии современной науки.
Материал книги не содержит каких-либо фактологических или содержательных ошибок. Язык изложения отличается лаконичностью, конкретностью, эмоциональностью, что очень важно для научно-популярной и учебной литературы. В диалоговой манере изложения автор находит успешное решение проблемы совмещения в истории и философии науки историко-философского и проблемно-дисциплинарного подходов.
Книга свидетельствует об оптимальном сочетании оригинального авторского взгляда на философию науки с объективным изложением ее научного содержания (предмета, места в системе знания и общественной практики, структуры, сквозных тем и идей, исторических этапов, традиций, современных дискуссий и проблем). Автор добивается сочетания глубины и профессиональной точности анализа с ясностью и доступностью изложения. Несомненным достоинством книги является то, что она связывает фундаментальные философские проблемы с острыми мировоззренческими и смысложизненными вопросами, являющимися предметом широкой общественной полемики. Книга ориентирована не только на новейшие методы и технологии обучения, но и развивает творческое мышление, самостоятельность и активность, формирует осознание ценности научной рациональности и индивидуально-ответственного поведения.
Рукопись книги была подготовлена при финансовой поддержке в форме гранта Российского Гуманитарного Научного Фонда в номинации «Подготовка научно-популярных изданий».
Учебному пособию С.В. Борисова «Наука глазами философов» присвоен гриф Научно-методического совета по философии Министерства образования и науки России «Рекомендовано Научно-методическом советом Министерства образования и науки России по философии в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов всех специальностей по дисциплине “История и философия науки”».