Учебно-методическое пособие «Learn More About the English-Speaking World» (a self-study reference and practice workbook for intermediate students), авторами которого являются к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков ИГЭУ, профессор РАЕ Прохорова А.А. и доцент кафедры иностранных языков ИГЭУ Рушинская И.С., предназначено для изучения английского языка как самостоятельно, так и на занятиях в системе высшего образования. Пособие соответствует современным требованиям оформления учебных изданий нового поколения и является примером модульного принципа организации учебного материала. Объём работы составляет 11,0 печатных листов с более чем 1000 иллюстраций.
В указанном пособии предлагаются актуальные сведения по пяти ведущим англоязычным странам: Великобритании, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Также представлена информация о содружестве наций, дан список других стран, входящих в понятие The English-Speaking World. Сведения приводятся по состоянию на 2015 год с учетом процессов, происходивших как в последние десятилетия XX века, так и первые годы XXI столетия.
Основу учебного пособия составляют четыре части (Units). Unit A дает обзорную информацию о Содружестве наций и каждой из пяти стран в отдельности в форме так называемых profiles, где указаны официальное название государства и его официальные атрибуты, а также политические и этнографические особенности: герб, флаг, девиз, гимн, столица, форма правления, население и т.д.
Unit B содержит учебно-познавательный диагностический тест (Quiz), который включает в себя 36 разделов, посвященных различным тематикам, и состоит из заданий различных типов на основе иллюстративных материалов: карты, гербы, девизы, официальные представительские резиденции, портреты правителей, исторических деятелей, известных личностей (писателей, музыкантов, ученых и т.д.), города и их достопримечательности, флора, фауна, национальная валюта, учебные заведения, различные организации (политические, военные, спортивные), национальные традиции и прочее. Задача студентов – соотнести иллюстрации с приведенными ниже объяснениями. Два лишних варианта ответа в каждом из заданий понижает возможность простого угадывания правильного ответа.
Unit C носит развлекательный характер и включает игровые элементы, такие как задания-тесты: кроссворды, анаграммы и ребусы. В увлекательной форме студенты запоминают интересные сведения об изучаемых ими странах. Выполнение заданий поддерживает интерес учащихся к англоязычному миру и повышает мотивацию к дальнейшему изучению английского языка.
Unit D содержит, по мнению авторов, учебные материалы, дающие более глубокую информацию об англоязычных странах: исторические справки о населении стран, списки правителей (с указанием хронологических рамок), сведения о ныне царствующей королевской династии Британии, перечень штатов США и основные их особенности, географические карты. Познавательный характер представленных материалов очевиден, а большое количество иллюстраций по каждому разделу облегчает процесс познания и делает его более разнообразным.
Как отмечает отечественный исследователь С.Г. Тер-Минасова (2000), изучение иностранных языков должно сопровождаться неразрывной связью с культурой и мировоззрением народов – носителей языка. Именно поэтому каждая часть пособия начинается с эпиграфа, цитаты выдающегося деятеля или англоязычной пословицы, что создает дополнительный эмоциональный импульс для учебно-познавательного процесса.
Все задания пособия имеют ключи для самопроверки. В то же время материалы пособия дают свободу преподавателю в разработке своих собственных творческих заданий для контроля знаний студентов в аудитории.
Данное учебное издание предназначено для студентов, обладающих базовыми знаниями английского языка и умеющих работать со словарем. Однако, для облегчения чтения и понимания прочитанного, пособие снабжено постраничным реально-языковым глоссарием, в который включены сложные слова и словосочетания, географические названия, имена собственные, специальная терминология с переводом и транскрипцией.
Пособие завершается библиографией, перечнем использованных интернет-ресурсов, информацией об авторах и списком рекомендуемых ими научных и учебно-методических публикаций.
При работе над пособием «Learn More About the English-Speaking World» использовались печатные источники и интернет-ресурсы. Оригинальный материал был адаптирован к уровню компетентности студентов 1–2 курсов вузов, а также обработан методически.
Материалы указанного пособия, как представляется, могут быть востребованы в вузах России для подготовки студентов к экзамену по английскому языку в аспекте «страноведение». Кроме того, материалы могут быть использованы не только для академической деятельности (аудиторной и самостоятельной), но и для внеклассной работы со студентами при подготовке страноведческих викторин, олимпиад, вечеров. Примечательно то, что пособию «Learn More About the English-Speaking World» присвоен Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Печатные версии указанного пособия можно найти не только на полках библиотеки родного вуза авторов, но и в 23 ведущих библиотеках России, таких как Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Архив Российской книжной палаты и др.
При отборе страноведческих материалов авторы пособия (к.ф.н., доцент Прохорова А.А. и доцент ИГЭУ Рушинская И.С.) ставили своей задачей не только повышение уровня лингвосоциокультурной компетенции студентов, но и более значимую цель: заинтересовать студентов жизнью стран англоязычного мира, дать им полезную информацию об этих странах, повысить их языковой и культурный уровень, поскольку «…язык и культура неразрывно связаны, дополняют и обогащают друг друга и в конечном счете объединяют народы мира».
Таким образом, пособие «Learn More About the English-Speaking World» (a self-study reference and practice workbook for intermediate students), предназначено для широкого круга лиц, изучающих английский язык и стремящихся углубить и расширить свои культурологические и языковые знания о странах англоязычного мира.
Рецензентом указанного пособия является Галина Михайловна Вишневская, доктор филологических наук, профессор; профессор Межрегионального центра гуманитарного образования ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», действительный член Российской Академии Естествознания (академик РАЕ).