Scientific journal
Название журнала на английском
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

1
1

Предлагаемое пособие предназначено для студентов 3 и 4 курсов очного, очно-заочного отделений специальностей 45.05.00 – «Лингвистика» и 45.05.01 – «Переводоведение».

Пособие состоит из курса лекций, вопросов и заданий к ним. В методическом пособии собран материал по истории немецкой литературы, предназначенный для ознакомления, изучения и совершенствования лексических навыков нормативного употребления лексики. Вопросы и задания служат для закрепления материала, а так же для построения семинарских занятий.

Рецензент: преподаватель фонда Роберта Боша Мюллер Т.

Предлагаемое учебно-методическое пособие «Die Geschichte der deutschen Literatur» рекомендуется для студентов 3 и 4 курсов очного и очно-заочного отделений, так как курс «История немецкой литературы» или «Немецкая литература»» изучается студентами 5, 6 и 7 семестров специальности 45.05.00 – «Лингвистика», а также может быть использована при изучении предметов: «Основы теории немецкого языка» и «История немецкого языка» студентами специальности 45.05.01 – «Переводоведение».

Задача курса «Немецкая литература» заключается в системном, хронологически – эстетическом ознакомлении студентов с литературой Германии как частью культуры страны изучаемого языка. Одной из самых сложных проблем курса является проблема сочетания глубины и конкретности изучаемого материала с его необозримой обширностью, и вместе с тем небольшим количеством учебных аудиторных занятий.

В методическом пособии представлены лекции, в которых дан исторический контекст определённых литературных периодов, описывается литературные эпохи, есть краткие данные об известных писателях и поэтах, творивших в каждый из периодов времени. В пособии по каждой теме есть вопросы для самостоятельной работы и проверки, вопросы и задания для подготовки к семинарам. В ходе изучения предмета студентам предлагаются художественные произведения немецких авторов для самостоятельного чтения и два семинарских занятия в семестр для обсуждения и анализа этих художественных произведений. Учебное пособие подходит и для самостоятельного изучения и работы с материалом.

Представленные материалы, вопросы и задания к семинарам подходят для самостоятельной работы студентов.

Цель данного методического пособия систематизировать знания студентов, об историко-литературном процессе в Германии, развить навыки анализа художественных произведений, его идейно-художественного смысла, уметь разобраться в методе, структуре, стиле литературного произведения.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- познакомить студентов с общими закономерностями историко-литературного процесса;

- сформировать у студентов представление о системности литературного процесса;

- рассмотреть основную проблематику немецкой национальной литературы;

- научить вести самостоятельный литературный анализ художественных произведений;

- уметь разобраться в методе, структуре, стиле художественного произведения;

- владеть основными литературоведческими категориями.

Решение этих задач даёт возможность реализовать следующие компетенции:

а) социально-личностные и общекультурные

Студенты ориентируются в системе общечеловеческих ценностей. Они учатся уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям страны, изучаемого языка. Данное методическое пособие помогает понять движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества. Студенты овладевают методами и методиками поиска, анализа и обработки научных данных.

б) инструментальные

Студенты изучают основные методы, способы и средства получения, хранения информации, учатся работать с традиционными носителями информации и с информацией в глобальных компьютерных сетях. Работают с электронными словарями, он-лайн – переводчиками, другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач при прочтении художественной литературы на немецком языке. Учатся владеть литературной и устной речью для написания эссе, анализировать логику суждений и высказываний.

в) профессиональные, лингвистические, социолингвистические и прагматические

При чтении художественной литературы студенты пытаются распознавать маркеры речевой характеристики человека (социальное положение, этническую принадлежность). Студенты учатся адекватно применять правила построения текстов на немецком языке для достижения их связности, последовательности на основе композиционно-речевых форм (описание, рассуждение, объяснение, повествование). И как результат используют потенциал языка для достижения коммуникативных целей и желаемого воздействия (выражение мнения, согласия / несогласия).