Поиск оптимальных путей организации учебного процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структуры, безусловно, является объективной потребностью современного общества. Различные стратегии обучения определяются объективными потребностями того или иного направления подготовки, в учебную программу которого входит изучение иностранного языка в профессиональной сфере, тем самым детерминируя всю систему обучения, содержание этой системы и её организацию. Профессионализм выпускника закладывается ещё в вузе, а в профессиональную компетентность включается уровень собственно профессионального образования. Согласно программе дисциплины «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации» основной целью освоения дисциплины является формирование и совершенствование у студентов общекультурных, профессиональных и профессионально-дисциплинарных компетенций, необходимых для осуществления практической деятельности в соответствии с выбранным направлением подготовки ВО и решения ряда профессиональных задач. Для достижения данной цели в ходе освоения дисциплины необходимо сформировать у студентов умение применять английский язык для анализа мирового исторического процесса, современной социально-политической обстановки и международной ситуации; создать у студентов навык владения широким полем фоновых лингвострановедческих знаний и способность их использования в решении профессиональных задач через коммуникацию на английском языке; сформировать способность осуществлять переводческие действия в процессе перевода специальных текстов, заложив, таким образом, основу для дальнейшего совершенствования соответствующих умений и навыков и успешной практической работы; содействовать формированию у студентов навыка использования английского языка в непрерывном самообразовании и саморазвитии, стремлении эффективно использовать английский язык в профессиональной деятельности и поддержании контактов на иностранном языке со специалистами из других областей.
Достижению вышеуказанных целей и задач, на наш взгляд, способствуют различные варианты профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов различных направлений подготовки, в частности настоящее учебно-методическое пособие «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации», предлагаемое для изучения студентам, обучающимся по направлениям подготовки 44.03.05 – «Педагогическое образование» (профиль – история и английский язык); 41.03.05 – «Международные отношения»; 42.03.01 – «Реклама и связи с общественностью» на факультете истории и международных отношений.
Актуальность и своевременность предлагаемого учебно-методического пособия определяется современными требованиями, предъявляемыми к профессиональному образованию в высшей школе. В основу пособия положен компетентностный подход, который дает возможность формировать профессионально значимые компетенции. В работе обобщен опыт преподавания английского языка студентам, обучающимся по вышеуказанным направлениям подготовки, систематизирован профессионально значимый иноязычный текстовой материал, накопленный авторами пособия за период работы со студентами факультета истории и международных отношений.
Данное учебно-методическое пособие состоит из трех частей. Первая часть «Learn to Speak about Russian History» посвящена изучению событий истории России на английском языке. Предлагаемые в данной части пособия лексико-грамматические упражнения и творческие задания способствуют формированию лингвистической и лингвострановедческой компетенций, т.е. умению применять в профессионально значимых ситуациях полученные знания и сформированные умения и навыки. В рамках поставленных задач студенты овладевают фоновой лексикой, фразеологизмами и афоризмами как источником национально-культурной информации, реалиями, обозначающими предметы национальной культуры. Предлагаемые упражнения способствуют активизации изученной лексики, формируя лингвистическую компетенцию студентов. Иностранный язык выступает здесь как эффективное средство, способствующее развитию интересов обучающихся в выбранной ими области знания, как средство получения профессионально-значимой информации.
Основная цель второй части данного пособия «Translation of Official Documents» – ознакомление с лексическими, грамматическими и текстовыми особенностями дипломатических документов; формирование и развитие умений и навыков письменного перевода текстов официального стиля на примере дипломатических документов; развитие умения использовать языковые средства на различных этапах межъязыковой коммуникации и выполнять параллельные действия на двух языках, переключаясь с одного языка на другой.
Материал, содержащийся в третьей части настоящего учебно-методического пособия «The World of Advertising», а также форма его организации позволяют одновременно решить несколько задач, которые служат формированию и развитию у будущих специалистов в сфере рекламы и по связям с общественностью общекультурных, профессиональных и профессионально-дисциплинарных компетенций, необходимых для осуществления различных видов межкультурной коммуникации в сфере профессиональной деятельности: развитие и совершенствование навыков изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового и реферативного видов чтения, а также умения извлекать главное содержание прочитанного в зависимости от характера текстовой информации и навыка компрессии информации; развитие и совершенствование навыков вербального выражения собственной позиции по изучаемой тематике и умения логически обосновать ее, соблюдая правила употребления лексических единиц и грамматических структур; формирование и развитие умения вести двустороннюю и многостороннюю беседу по изучаемым темам, суммируя и комментируя ее содержание; формирование и развитие навыков написания различных видов креативного письма: эссе, рецензия и т.д.; формирование и развитие навыков поиска и обработки информации (в том числе в сети Интернет) и т.д.