Учебно-методическое пособие «Listen and Learn English: творческий подход к обучению английскому языку в профессиональном образовании» авторов-составителей Ю.Г. Антоновой, Е.С. Беляевой и С.В. Сомовой рекомендуется для обучения аудированию как виду речевой деятельности в рамках дисциплин «Иностранный язык», «Практический курс английского языка» согласно ФГОС ВПО 3 поколения для бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» (5 лет, профиль история и английский язык) – 44.03.05 и «Международные отношения» – 41.03.05 и ставит своей целью овладение студентами иноязычной культурой на занятиях по английскому языку с применением художественных и документальных фильмов, а также аудиоматериалов (лекции, новостные репортажи) в рамках тем, предусмотренных программой.
Апробирование материалов в ходе практических занятий по английскому языку на 1–5 курсах факультета истории и международных отношений РГУ имени С.А. Есенина позволило учесть интересы студентов и замечания преподавателей, в соответствии с которыми в пособие были внесены коррективы.
Пособие состоит из трех частей. Первая часть автора Ю.Г. Антоновой сопровождается вступлением «Формирование профессионально-творческой компетентности специалиста с использованием аутентичных аудио и видео материалов на иностранном языке», в котором автор раскрывает концепцию данного пособия, описывает основные приемы и технологии работы с иноязычным материалом.
Вторая часть пособия под общим заголовком «Современные технологии профессионального иноязычного образования» автора Е.С. Беляевой описывает приемы и методику работы со страноведческим и литературоведческим материалом, включенным в пособие (фильмы и аудиолекции о выдающихся англоязычных писателях, экранизации литературных произведений, традиции, обычаи и достопримечательности Великобритании и США).
Третья часть «Международный аспект профессионального иноязычного образовании» автора С.В. Сомовой посвящена использованию материалов по международной политике и новостных репортажей на английском языке для формирования профессиональной компетентности международника.
Каждая часть пособия включает разработки занятий по обсуждению прослушанных текстов аудиолекций и репортажей, а также художественных фильмов, в том числе по мотивам произведений английских и американских авторов, биографические сведения о выдающихся писателях и исторических личностях (президенты, члены королевской семьи, политики, актеры). Поурочные планы реализуют на практике теоретические положения и рекомендации авторов по развитию аудитивных умений и навыков обучающихся, формированию лингвистической, коммуникативной и межкультурной компетенции будущего специалиста.
Актуальность пособия определяется его значимостью для образовательного процесса, так как предложенные материалы способствуют формированию и развитию компетенций обучающихся, таких как: умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; умение понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; осознание роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; настрой на развитие креативности мышления, профессиональной инициативы, инициацию позитивных перемен; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициями и др.
Таким образом, авторы пособия ставят целью не только развитие языковых компетенций студентов во всех видах речевой деятельности, но и формирование профессиональной, творческой и лингвосоциокультурной компетентности обучающихся, то есть способности творчески использовать иностранный язык, в том числе в профессиональной деятельности (международные отношения, сфера образования), с учетом особенностей его функционирования в иноязычной культуре.
Пособие мотивирует студентов к профессиональному развитию, просмотру и интерпретации аутентичного аудио- и видеоконтента на иностранном языке. Среди языковых задач, которые позволяет решать пособие, развитие умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письма; расширение лексического запаса; углубление теоретических знаний и совершенствование практических навыков использования грамматических структур; обучение составлению отзыва о фильме, написанию эссе по профессионально-значимой проблематике; обучение сравнительному анализу произведения и его экранизации. Использование инновационных форм организации учебных занятий по английскому языку с применением ИКТ и ТСО сегодня приобретает особую важность, так как позволяет обеспечить высокий уровень развития креативности личности, активизации ее творческого потенциала.
Поурочные планы содержат задания лексического и грамматического характера, которые помогают адаптировать материал для просмотра и прослушивания, творческие задания и критические статьи, которые способствуют формированию социокультурной и дискурсивной компетенций и развивают умение формулировать оценочные суждения о просмотренном и прослушанном. Типология заданий разнообразна: заполнение пропусков при прослушивании, продолжение предложений, ответы на вопросы, составление плана, резюме, краткого пересказа, высказывание по проблематике с выражением собственного мнения, самостоятельный поиск информации по заданию и др. На усмотрение преподавателя разработки могут быть использованы как для аудиторной, так и для самостоятельной работы.
Аутентичные аудио/видео материалы при условии организации методически грамотной работы с ними обладают большими потенциальными возможностями для решения задач профессионального образования. Будучи информативными и насыщенными в языковом отношении, они создают атмосферу реальной языковой коммуникации и способны обеспечить успешное восприятие обучающимися иноязычной речи, повысить их мотивацию к изучению иностранного языка. Подобными качествами, позволяющими творчески и продуктивно подходить к любым изменениям, должен обладать специалист, стремящийся к успешной личностной самореализации в профессиональной деятельности, поскольку именно творческий потенциал становится востребованным в современных условиях развития общества.