Существующий для физико-математических профилей федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 44.03.01 – «Педагогическое образование» представляет собой совокупность требований к высшему образованию, направленных на формирование способностей для использования естественнонаучных и математических знаний для ориентирования в современном информационном пространстве и на умение их применения в постановке и решении исследовательских задач.
В формировании научного мировоззрения и естественнонаучной картины мира в сознании обучающихся важнейшую роль играет современная астрономия. Преподавание астрономии предусматривает последовательное формирование системы астрономических знаний о космических объектах, явлениях и процессах, об основных законах астрономии, методах и инструментах астрономических исследований.
Разработанные в соответствии с Госстандартом рабочие план и программа предполагают вести изучение астрономии по следующим разделам:
1. Астрометрия.
2. Строение и кинематика Солнечной системы.
3. Небесная механика.
4. Астрофизика.
5. Галактическая и внегалактическая астрономия.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования нацеливает на формирование у обучающихся готовности реализовывать образовательные программы по предмету. Поэтому не менее значимой, наряду с содержанием курса астрономии, является методическая составляющая преподавания дисциплины. Без правильной методики формирования астрономических знаний у обучающихся овладеть содержанием курса задача куда более сложная. Тем более, что с внедрением бакалавриата курс обшей астрономии в педвузах в последние годы значительно сокращен. Целям поддержания уровня астрономических знаний обучающихся, хотя бы на прежнем уровне, так необходимом будущим учителям физики для работы по астрономии с учащимися средней школы, а также объединения отмеченных составляющих преподавания астрономии и служит написание настоящего учебно-методического пособия.
В основе пособия лежит многолетний личный опыт преподавания астрономии автором в педагогическом университете для студентов специальности «Физика» и естественных профилей направления 44.03.01 и 44.03.05 – «Педагогическое образование». Автор ставит перед собой задачу написать полный курс лекций по астрономии по всем пяти разделам Госстандарта. Рассматриваемое издание является продолжением представленной ранее части 1. Астрометрия.
Учебное пособие включает в себя предисловие, семь лекций и приложение. Как и в предыдущей первой части издания, каждая лекция, а зачастую и отдельная тема лекции начинаются с интересных афоризмов, которые раскрывают основную мысль текста. Лекции содержат необходимый теоретический, справочный и иллюстрационный материал , контрольные вопросы и пробные варианты программируемых ответов для закрепления теоретической части. Некоторые вопросы подобраны специально «с ошибками» для того , чтобы аудитория была внимательной и критически воспринимала сообщаемую информацию. Для придания изложению большей живости приводятся биографические очерки выдающихся астрономов.
В лекциях выделяется полезная информация из всей совокупности ее содержания, применяются различные методические приемы, которые могут быть использованы обучающимися в своей дальнейшей педагогической деятельности.
В современных условиях в учебный процесс прочно вошли электронно-вычислительная техника, различные компьютерные программы, Internet. С учетом этого к каждой лекции подготовлена презентация. Наряду с наглядностью и возможностью моделировать многие астрономические явления и процессы, презентации позволяют знакомить обучающихся с различными астрономическими компьютерными программами.
Предисловие к учебному пособию знакомит с постановкой общих вопросов преподавания данного раздела астрономии и необходимой литературой.
По образному выражению известного британского физика Дж. Максвелла: «Наука всегда усваивается полнее, когда она рассматривается с состояния рождения». В преподавании астрономии исторический аспект играет важнейшую роль в формировании естественнонаучного мировоззрения. Этим целям и служит данный раздел астрономии
Девятая лекция (с учетом 8 лекций первой части) «Возникновение научных представлений о мире» знакомит слушателей с историей возникновения астрономии как науки и развитием взглядов на мир в трудах древнегреческих ученых: Пифагора, Аристотеля, Аристарха Самосского, Аполлония, Гиппарха.
В десятой лекции «Система мира Птолемея» рассматриваются основные положения геоцентрической системы мира Птолемея и причины ее живучести.
В одиннадцатой лекции «Николай Коперник и его система мира» излагаются биография знаменитого астронома, его роль в научной революции, основные положения гелиоцентрической систем мира, а также объясняются реальные движения небесных тел с позиций этой системы мира.
Двенадцатая лекция «Борьба за гелиоцентрическую систему мира» посвящена исследованию жизни и деятельности выдающихся итальянцев Д. Бруно и Г. Галилея. В этой главе излагается история открытия законов Кеплера, законов фактически положивших начало небесной механике. Особое место в главе отводится М.В. Ломоносову и его роли в распространении коперниканства в России.
Тринадцатая лекция «Доказательства движения Земли вокруг Солнца» знакомит обучающихся с историей поиска этих доказательств, актуальность которых не потеряла значения и в настоящее время.
В четырнадцатой лекции «Солнечные и лунные затмения» рассматриваются условия наступления этих необычных астрономических явлений.
Пятнадцатая глава «Строение Солнечной системы» посвящена современному представлению об объектах Солнечной системы и планетной космогонии.
Приложение «Это может быть интересно… (истории, легенды мифы…)» призвано расширить информативную базу изложенных лекций, и предназначено для самостоятельного изучения студентами. В это приложение включены: история календаря, интересные биографические сведения об ученых, истории ряда астрономических открытий, некоторые привлекательные задачи. В главе имеется параграф, посвященный возникновению астрономической науки в России. В заключении читателям предлагается отождествить фотографии 25 объектов Солнечной системы, с которыми пришлось познакомиться при изложении материала лекций.
Учебное пособие служит обучающимся хорошей формой повторения, углубления и обобщения основных вопросов пройденного теоретического курса. Доступность материала позволяет использовать его преподавателями средних профессиональных учебных заведений и учителями средних школ.