В пособии представлена концепция организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии. Структура пособия включает введение, шесть разделов, список литературы и приложения. В первом разделе последовательно излагаются вопросы, касающиеся понятия и категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе анализа современных отечественных и зарубежных исследований. Второй раздел посвящен интерпретации результатов экспериментальной работы по выявлению проблем детей с ограниченными возможностями здоровья на основе анкетирования детей, родителей, специалистов психолого-психотерапевтического профиля и волонтеров. По итогам эксперимента авторы выделяют основные группы актуальных проблем современных замещающих семей и предлагают составленные ими обобщенные характеристики разных типов отношения к детям с особыми потребностями в развитии на основе количественного анализа полученных данных, выполненного с помощью методов математической статистики, и развернутого качественного анализа результатов исследования. В третьем разделе систематизированы ведущие современные отечественные и зарубежные модели комплексной психолого-психотерапевтической абилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Содержанием четвертого раздела является всесторонний анализ воспитательного потенциала современной замещающей семьи. Пятый раздел посвящен описанию принципов организации подготовки волонтеров к работе с замещающими семьями с особым ребенком. Шестой раздел содержит советы и практические рекомендации ведущих современных специалистов психолого-психотерапевтического профиля семьям с детьми с особыми потребностями в развитии.
В пособии акцентировано внимание на необходимость комплексного исследования особенностей функционирования замещающих семей. По итогам исследований, проведенных авторами пособия, выявлен ряд актуальных социально-психологических проблем замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии, осуществлен системный анализ показателей отношения современного общества к проблеме замещающих семей и воспитанию детей с особыми потребностями в развитии. В семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, существует выраженная потребность в психологической и психотерапевтической помощи квалифицированных специалистов.
В работе с детьми с особыми потребностями в развитии и членами их семей значительную помощь могут оказать волонтеры. Одной из основных проблем детей с особенностями психического и физического развития является отсутствие возможностей для их социализации. Контакт с волонтерами противодействует социальной изолированности детей с ограниченными возможностями здоровья, ведет к усилению толерантности общества по отношению к ним. Основными задачами работы волонтеров с детьми с особыми потребностями в развитии являются: создание активной жизненной позиции у семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, изменение отношения общества к детям-инвалидам, организация клубно-досуговой деятельности для семей, имеющих детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Особенно активно в данном направлении могут проявить себя студенты-волонтеры соответствующих направлений подготовки: психологи, педагоги, организаторы работы с молодежью, педагоги, социальные работники.
Результаты собственных исследований авторов были положены в основу организации и проведения семинара для замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья на тему «Современные модели комплексной психолого-психотерапевтической абилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии». Родители пришли на семинар для того, чтобы: получить квалифицированную помощь специалиста (60 %), пообщаться с другими родителями (10 %), обсудить проблемы воспитания ребенка, которые вас волнуют (30 %).
Семинар посвящен теоретическому и практическому изучению современных моделей комплексной психолого-психотерапевтической абилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии. С этой целью психолого-психотерапевтическая работа проводилась параллельно в группах родителей и детей. Основой работы с детьми с особыми потребностями в развитии являлись мастер-классы, проведенные волонтерами: «Тульская кукла Мотанка»; «Проектная мастерская «Дом, в котором я живу»; «Птичка счастья»; «Творческий арт-объект», «Музыкальная терапия». В рамках мастер-класса «Музыкальная терапия» применялись следующие формы работы: активная групповая и индивидуальная музыкотерапия с использованием элементов инструментальной партитуры, лечебного пения и клинической импровизации. Мастер-класс «Проектная мастерская «Дом, в котором я живу» направлен на диагностику состояния эмоциональной сферы (психологического климата) семьи. Во время арт-терапевтической работы каждую группу детей сопровождали психологи, волонтеры, осуществлявшие наблюдение за поведенческими реакциями детей с особыми потребностями в развитии в процессе совместной деятельности, анализ их когнитивных функций и психоэмоционального статуса для последующей консультации родителей. Параллельно с мастер-классами для детей проводилась беседа родителей с детским врачом-психотерапевтом, выстроенная в форме ответов на вопросы и психотерапевтического анализа конкретных случаев, связанных с воспитанием приемных детей с особыми потребностями в развитии. Был организован просмотр и обсуждение психотерапевтического фильма «Джон» (Робертсон Дж., 1969). Проблематика фильма связана с ранней травмой разлуки с родителями, спецификой адаптации детей, лишенных биологической семьи и помещенных в социальное учреждение, к потере близкого человека. Показано, что оптимальной формой воспитания является замещающая семья. По итогам семинара проведен круглый стол, на котором были освещены следующие вопросы: «Травма разлуки с родителями», «Нарушения поведения у детей, помещенных в социальные учреждения», «Ранние депривации и их влияние на психическое развитие ребенка», «Психологическая и коррекционно-педагогическая помощь детям из замещающих семей».
Повторное анкетирование участников, проведенное по итогам семинара, показало, что для всех участников посещение семинара было интересным и своевременным (100 %). 90 % слушателей отметили, что эмоциональная атмосфера семинара была комфортной, 80 % респондентов получили полезную информацию, которую планируют использовать в воспитании ребенка (60 %). В дальнейшем 80 % родителей будут обращаться к специалистам по поводу психологических проблем ребенка. Среди пожеланий участников семинара для дальнейшей работы можно отметить проведение семинара по теме «Аутизм», организацию групп для психолого-психотерапевтической работы с родителями в форме родительского клуба.
Представленные в пособии материалы теоретического и эмпирического характера представляют интерес как для семей с приемными детьми с особыми потребностями в развитии, так и для профессионального психологического и педагогического сообщества, волонтеров.