В учебном пособии «Психология девиантного поведения подростков: философский и клинико-психологический аспекты» предлагается лекционный материал, рассматривающий основные факторы, определяющие девиантное поведение несовершеннолетних. Пособие разработано для клинических психологов, практических психологов. В пособии широко освещена научно – методологическая база изученного материала в рамках психических качеств и черт личности подростка. Читатель может познакомиться с разными факторами дисгармоничных стилей воспитательных и внутрисемейных отношений.
На современном этапе развития науки психологии более популярным стал гуманистический подход, который изучает разные виды отклоняющегося поведения. Трудным в данном случае является тот факт, что несовершеннолетний не может согласовать свои чувства и умение видеть смысл самореализации в сложных воспитательных условиях.
За последний период времени в стране, в психологии как области научного знания более важным стало изучение и трансляция опыта эмпирического подхода к пониманию и диагностическому исследованию разных поведенческих отклонений подросткового возраста. Это предполагает систематизацию подходов к разным поведенческим устойчивым комплексам симптомов, которые получают свое название (аутизм, депрессия, и т.д.). Данные взгляды в определенной степени сближают психологию с психиатрией и в связи с этим используются в психотерапии клинических психологов. Чтобы описать типологию отклонений и определить какой-либо синдром как утвердительное новообразование в структуре личности, необходимо ввести единые критерии. Однако, критериев пока нет, также и не имеется достаточной типологии отклонений в психическом развитии, как для различения причин, так и для следствий этих отклонений. Критерий или особенность поведения (например, виктимность, тревожность или повышенная сенситивность) зависит от собственного создания микромира и срока проявления. Всё это будет конкретизировать противоположные тенденции в формировании личности. Тревожность человека, находящегося в стационаре не значит, что он имеет отклонение в поведении. Высокий уровень тревожности и чувственность школьника к уровню взаимодействия, например, в любой игре может служить успешностью в формировании личности.
Понятие «девиация» обозначает от лат. deviation – отклонение и носит полидисциплинарный характер. Мы будем придерживаться этого понятия в соответствии с предметом психологии. Девиация рассматривается с позиции поступков, действий человека, не соответствующих сложившимся в обществе правилам.
Мы попытаемся рассмотреть некоторые различия в понимании девиантного поведения у разных авторов, все выделяют в качестве основного критерия девиации – нарушение.
Данный курс является необходимым для подготовки студентов направления клиническая психология, как для практической работы, так и для более глубокого освоения таких теоретических дисциплин как «Психология личности», «Психология семьи», «Социальная психология». Безусловно, проблемы девиантного поведения, рассмотренные в данном пособии, являются основными для курсов: «Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение», «Нарушения психического развития», «Психология отклоняющегося поведения», «Диагностика и коррекция аномалий поведения в период подросткового кризиса».
Полученные знания в большей степени благоприятствуют воспитанию у будущего клинического психолога высокой социально – психологической и нравственной культуры. Позволяют видеть и правильно оценивать готовность инициировать психологические исследования, а именно: определять области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверять и оценивать существующие методы, техники и модели, выявлять возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2); – готовность к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК- 28).
Учебный курс призван реализовать образовательные цели: формирование системы научных знаний о проблематике отклоняющегося поведения подростков. Таким образом, учебное пособие носит образовательный характер, а также тренировочный практический материал и вопросы для самопроверки.