Поликультурное образование, которое оформилось в отдельную область педагогической теории и практики в последней четверти XX века, возникло на фоне резко обострившихся глобальных социальных, экономических, этических и духовно-нравственных проблем, среди которых экономическое и социальное неравенство, конфликты на национальной и религиозной почве, распад гуманистической системы духовно-нравственных ценностей, идеалов и др.
В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность в 90-е годы XX века после распада СССР. В это время в условиях социально-экономических и политических реформ возникла новая образовательная ситуация, в которой появились следующие черты:
– введение национально-регионального компонента в базовый учебный план общеобразовательной школы;
– возрастание роли обучения на родном языке;
– актуализация идей традиционной народной педагогики;
– повышение влияния религии на педагогический процесс в учебном заведении и др.
Таким образом, поликультурное образование стало, с одной стороны, способствовать этнической идентификации и формированию национального самосознания учащихся, а с другой стороны – формированию у них умений и навыков межнационального общения; социализации и социокультурной адаптации к условиям жизни в поликультурном и полиэтническом современном российском обществе. Важным фактором развития поликультурного образования является существенное повышение внимания нашего государства к сохранению и развитию культурного наследия различных народов России, открытость многонациональной российской культуры по отношению к другим странам, народам и культурам.
Поликультурное, в том числе этнокультурное образование, обладает большим воспитательным потенциалом. Оно может развивать у учащихся такие качества, как патриотизм, толерантность, интерес к культурам народов своей страны и других стран мира, культура межнационального общения и др. Такое образование способно также активизировать творческий потенциал личности, создать педагогические условия для участия учащихся в различных формах деятельности по изучению, сохранению и творческому развитию традиций различных этнических культур.
В современной литературе ведутся научно-теоретические и опытно-практические исследования становления и развития национального образования. В работах педагогов и психологов обосновывается необходимость этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, ориентации на развитие, саморазвитие и социализацию личности как части этноса и гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях. Важное значение для развития национального образования имеет совместный проект ЮНЕСКО и Министерства образования и науки Российской Федерации «Развитие национальной школы», которая включает в себя такие программы, как «Образование как фактор обеспечения стабильности общества путем воспитания детей в духе ненасилия, согласия и мира» и другие.
Реалии поликультурного образования обусловили интерес к изучению проблемы психологической безопасности школьника. Современная школа, представляя собой спектр этносов и субкультур, часто становится одним из факторов риска для психологической безопасности школьника. Неприязнь определенной группы школьников к какой-то этнической общности, особенностям ее культуры начинает проявляться в насмешках, прозвищах, кличках, что приводит к негативным эмоциональным переживаниям и нарушению психологического здоровья.
Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит классному руководителю как создателю оптимальной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе. Необходимость понимать и принимать другую культуру с непривычными традициями, особенностями поведения и коммуникации определило проблему исследования – полиэтническая компетентность классного руководителя как детерминанта психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде.
В монографии представлены результаты работы научного коллектива авторов по исследовательскому проекту № 15-16-71005 а/Ц «Полиэтническая компетентность классного руководителя как детерминанта психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде», поддержанному Российским гуманитарным научным фондом.
Структура монографии включает в себя три главы. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к пониманию поликультурности современного образования; дается характеристика поликультурного образования в современном обществе; определяются социально-психологические особенности современной поликультурной образовательной среды; рассматривается структурно-содержательная модель поликультурной образовательной среды; анализируются психолого-педагогические риски поликультурной образовательной среды; обозначаются направления развития личности школьника в поликультурной образовательной среде.
Во второй главе проводится теоретический анализ основных подходов к пониманию психологической безопасности поликультурной образовательной среды; выявляется сущность психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде; описываются критерии психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде; рассматриваются угрозы и риски психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде; определяется необходимость обеспечения психологической безопасности школьника в условиях поликультурной образовательной.
Третья глава посвящена рассмотрению проблемы изучения и оценки психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде; описывается методология исследования психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде; представлена разработанная авторами диагностическая программа изучения состояния психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде; анализируются результаты изучения особенностей состояния психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде в школах города Тулы и Тульской области и дается описание технологии создания психологической безопасности поликультурной образовательной среды.
Практическая значимость представляемой монографии заключается в возможности использования ее материалов в процессе вузовской подготовки будущих учителей, педагогов-психологов, а также в системе повышения квалификации педагогических работников.
Издание адресовано широкому кругу специалистов в системе образования: учителям и руководителям образовательных учреждений, аспирантам, студентам, обучающимся на педагогических и психологических специальностях, а также может представлять интерес для широкого круга читателей.