В настоящее время одним из важнейших направлений повышения качества и эффективности образовательного процесса в высшей школе является внедрение инновационных педагогических технологий. Интерактивные методы обучения способствуют повышению качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.
В данном учебно-методическом пособии Рассмотрены фундаментальные исследования интерактивных форм обучения в учебном процессе. Основное внимание уделяется методу проекта. Обсуждаются организационно-педагогические условия использования метода проекта в лекционном курсе вуза. Разработаны этапы проекта. Описан опыт внедрения интерактивного проектного метода имеющего профессиональную направленность. Рассмотрены фундаментальные исследования методики обучения граждан Вьетнама в ИРНИТУ. Определены научно-педагогические основы образования вьетнамских студентов, обосновывающие интенсификацию процесса обучения за счет новых технологий – интерактивных форм. Подготовка по физике должна быть фундаментальной и профессионально направленной. Все это определяет подготовку квалифицированного, конкурентоспособного специалиста, а сам процесс обучения способствует укреплению дружеских связей со странами зарубежья.
Цель метода проектов – развитие у студентов самообразовательной активности. Проект определяется как организационная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности студентов под руководством преподавателя являются новые знания.
Причины использования метода проектов:
- необходимость не передавать студентам знания, а научить приобретать их самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
- умение применять исследовательские методы: собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Область применения метода проектов:
- сбор данных в разных странах, регионах, городах, сопоставление наблюдений за природными и социальными явлениями;
- сравнительное изучение событий, фактов для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решений;
- совместная познавательная деятельность, готовность к самостоятельной разработке методов управления поисковой и исследовательской работой студентов;
- владение методом «мозгового штурма», проведение «круглого стола» и другими методами;
- активное сотрудничество с преподавателями, ведущими различные предметы.
В данном методическом пособии рассмотрены примеры использования интерактивного метода обучения – метод проекта на младших курсах ИрГТУ, по решению проблем прикладных исследований в области физики. Приводятся конкретные примеры.
Общее заключение по практике реализации метода проекта в вузе
В настоящее время в связи с интенсивным развитием современных наукоёмких технологий и необходимости развития единства, фундаментальных и прикладных составляющих научно-технической деятельности, проведённая нами проектная деятельность по проблеме «Прикладные исследования в области физики» показала, что синтез фундаментальных и прикладных исследований на предметной основе современных наукоёмких технологий играет большую роль в обновлении содержания физического образования в вузе. Это способствует:
- повышению интереса к освоению физики, благодаря научной и практической значимости рассматриваемых задач;
- применение физических знаний и методов к решению практических задач;
- усиление фундаментальности физического образования, благодаря ознакомлению с современными физическими исследованиями, которые не рассматриваются в вузовском в курсе физики;
- сокращение разрыва между фундаментальной физикой и содержанием физике, как учебной дисциплины вуза;
- слияние учебной, исследовательской и проектной деятельности;
- формирование и обновление профессиональных компетенций выпускника вуза и способностью решения инженерных и образовательных задач.