Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор кафедры Отечественной истории А.П. Волков; доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», профессор кафедры социальной педагогики и психологии С.Б. Серякова.
Название и шифр специальностей и направлений подготовки студентов, для которых рекомендовано издание: «Педагогическое образование» (050100), «Психолого-педагогическое образование» (050400), «Социальная педагогика» (050711.65), «Организация работы с молодежью» (040700)
Современное суворовское военное училище – специализированное государственное учебное заведение закрытого типа, сохраняющее и развивающее национальные традиции кадетского воспитания, реализующее образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, ориентирующее воспитанников на верность гражданскому долгу, Отечеству, службу в Вооруженных силах, Органах внутренних дел, ФСБ, МЧС Российской Федерации.
В то же время образ современного выпускника суворовского училища сегодня во многом осмысляется по-новому. В период построения демократического государства, когда Россия интегрирует в мировое сообщество в новом облике, находясь в поиске собственной идентичности, реформируя армию и силовые структуры, реализуя Военную доктрину оборонительного характера (что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации), в нем видится человек не только исполнительный, профессионально подготовленный, но и интеллектуальный, гармоничный, творческий, духовно богатый.
Неизменным качеством выпускника-суворовца (кадета) является патриотизм, который утрачивает сегодня свою атрибутивную декларативность и переходит в разряд интимно-личностных характеристик человека, способного руководствоваться собственными нравственными убеждениями, честно выполняя долг перед Родиной.
В лучших российских традициях принято воспринимать воина как защитника: защитника Отечества, закона, граждан. Учитывая высокий уровень коррупции, правонарушений, неуставных отношений в Вооруженных силах, в Органах внутренних дел в постперестроечной России, воспитание суворовца как человека с активной гражданской позицией, морально, стрессоустойчивого становится главной задачей каждого педагогического коллектива, системы образования в целом. В связи с этим насущной необходимостью становится организация специальной подготовки педагогических кадров для работы в СВУ с учетом специфики развития детского коллектива в условиях образовательного учреждения закрытого типа.
Ретроспективный анализ развития суворовских военных училищ показывает: с изменением политических, экономических, социокультурных основ общества закономерно меняется и направленность их учебно-воспитательного процесса. Например, если в 70-е гг. прошлого века образовательный акцент ставился на первичной профессиональной подготовке воспитанников, их военно-политической зрелости, выпускники массово поступали в военные училища, имея приоритет перед другими абитуриентами, то в настоящее время часть из них лишились данной преференции (ведомство Министерства обороны РФ); акцент ставится на качественном общем образовании суворовцев, появляются более широкие возможности для получения ими образования любого профиля, масштабной включенности в «социальные лифты».
По сравнению с прошлыми десятилетиями в XXI в. кардинально изменился и состав суворовцев: сегодня это когорта детей, подростков, юношества – представителей различных социальных слоев, объединенных как интересом к воинской службе, так и непосредственным отношением родителей, родственников к Вооруженным силам или силовым структурам (соответственно, сами суворовские училища относятся к МО, МВД РФ и другим ведомствам), а также трудными жизненными обстоятельствами. В связи с этим в среде воспитанников условно выделяются следующие группы: реальные сироты (около 30 %), социальные сироты и дети из благополучных семей военнослужащих, в частности, из отдаленных гарнизонов. Столь разноликий контингент требует расширения функциональных обязанностей психологической службы училища, индивидуального подхода к воспитанникам, активного поиска и реализации инновационных педагогических моделей, синтезирующих принципы гуманистической парадигмы и начального военного образования.
В данной монографии используются результаты исследований довузовского военного обучения и воспитания в дореволюционной и современной России, Советского Союза: И.А. Алёхина, Н.И. Алпатова, Н.Н. Ауровой, С.Н. Белова, В.Н. Бондаренко, С.В. Волкова, А.В. Гаврилина, В.А. Гурковского, Ю.В. Кожухова, И.А. Уварова и др. Проведен обзор научных трудов, раскрывающих особенности жизнедеятельности суворовских училищ и кадетских корпусов на современном этапе: В.Н. Игнаткина, В.А. Киселёва, И.А. Ламанова, Ю.А. Суворова, В.Ф. Шкиркова и др. Наряду с этим мы представили результаты исследований Л.И. Божович, Дж. Боулби, Л.С. Выготского, Й. Лангмейера, З. Матейчека, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др., связанных с особенностями развития личности вне семьи, в условиях родительской депривации, а также фундаментальные положения общей педагогики (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, Л.И. Новикова, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн и др.), теорий коллектива (А.К. Дусавицкий, А.С. Макаренко, А.В. Петровский и др.).
Важными для написания монографии стали концепции:
1) психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса СВУ и его поэтапного развития А.В. Мощенко;
2) гуманистического потенциала воспитательной системы суворовского военного училища Г.А. Стрюковой;
3) нравственного воспитания суворовцев в процессе общеобразовательной подготовки С.В. Чуракова.
В них подчеркивается: гуманистическая педагогика не противостоит раннему профильному образованию, связанному с освоением азов военного дела, правовых знаний, интенсивной физической, строевой подготовки подростков, юношества, однако требует максимально гибкой, всесторонне компетентной профессиональной деятельности воспитателей и преподавателей, их психолого-педагогического мастерства и душевной чуткости.
Среди инновационных тенденций в образовательном процессе суворовских военных училищ – реализация воспитательной системы, благодаря чему деятельность педагогического коллектива должна стать интегративной, функциональной, динамичной, способной оперативно реагировать на актуальные противоречия детского-юношеского коллектива с учетом современных реалий, компенсировать, по возможности, объективно не удовлетворенные детские потребности (в родительской заботе, личностном пространстве, игре, оперативной помощи в учебе и проч.), эффективно содействовать личности в интериоризации гуманистических ценностей, позитивном целеполагании, жизненном самоопределении.
Диапазон концептуальных идеей для современной воспитательной системы (в ее современном толковании) достаточно широк, он представлен разнообразием авторских технологий: Школой радости (В.А. Сухомлинский), адаптивной школой (Е.А. Ямбург и др.), школой самоопределения (А.Н. Тубельский), технологией самосовершенствования личности Г.К. Селевко) и проч. Автором успешно апробированы формы воспитательной системы формирования гуманистических смысложизненных ориентаций обучающихся, суворовцев (И.В. Ульянова).
Учитывая, что вопрос формирования смысложизненных ориентаций личности в современной российской образовательной системе еще только начинает актуализироваться, в монографии, помимо практического аспекта, представлены философские, психологические основы изучения смысла жизни как центральной социокультурной проблемы человека постиндустриального общества (Н.А. Бердяев, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, В.И. Чудновский и др.), рассмотрены его риски, в том числе и ювенальные, раскрыты педагогические пути их преодоления или компенсации.
Воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций суворовцев – своего рода, вариант воспитательной системы формирования гуманистических смысложизненных ориентаций личности любой образовательной организации. В данном издании намеренно представлена базовая основа концепции, связанной с общеобразовательной школой, и показана специфика ее функционирования в системе начального военного образования. Это позволяет воспринимать современное образовательное пространство как целостное, системное явление, предоставляет специалистам возможность проводить сравнительный анализ организации педагогического процесса в образовательных организациях различного вида, статуса, актуализировать компенсаторные элементы, обогащать как профессиональную деятельность конкретного специалиста, так и жизнедеятельность воспитанников. Подчеркивается: представлено не строго регламентированное руководство к действию, а технологические, методические варианты усовершенствования образовательного процесса суворовских военных училищ, способы и средства гуманизации взаимоотношений педагогов и суворовцев, целостного педагогического процесса, образовательного пространства с опорой на конкретную идеологическую основу (без чего невозможна реализация воспитательной системы в принципе).
Целью данной монографии является содействие воспитателям, преподавателям, педагогам-психологам, работающим в суворовских училищах, кадетских корпусах, в организации образовательного процесса с учетом исторически сформировавшихся традиций и новых тенденций в жизни общества, развитии детства, образовательных технологиях.
В монографии объединены результаты многолетних теоретико-практических изысканий специалистов кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета, кафедры педагогики Московского университета МВД России, кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, а также опыт экспериментальной работы психологической службы Московского суворовского военного училища в течение 2011/2012 учебного года под руководством автора, одобренный, в том числе, ведущими учеными современности: Б.М. Бим-Бадом, В.А. Сластениным, В.Э. Чудновским, специалистами Психологического института РАО.
Практика показала: именно вокруг педагогов-новаторов, педагогов-психологов СВУ объединяются здоровые, прогрессивные силы педагогического коллектива, благодаря чему могут быть обеспечены благоприятные бытовые, образовательные, психологические, досуговые условия для становления воспитанника как человека нравственного, свободного, ответственного, патриотичного.
Монография состоит из предисловия, трех глав, заключения, 18 приложений.
В Главе 1 «Суворовские военные училища в системе кадетского образования» рассмотрены вопросы:
1.1. Суворовские военные училища МО, МВД, ФСБ РФ.
1.2. Социальные, психолого-педагогические особенности развития личности в учреждениях закрытого типа: приоритеты и риски.
В Главе 2 «Поиск личностью смысла жизни – центральная проблема современной молодежи» рассмотрены вопросы:
2.1. Философский, психологический, педагогический аспекты.
2.2. Формирование гуманистических смысложизненных ориентаций обучающихся как направление гуманистической педагогики.
В Главе 3 «Воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций обучающихся, суворовцев» рассмотрены вопросы:
3.1. Содержательно-процессуальные особенности воспитательной системы.
3.2. Организация гуманистического смысложизненноориентационного образовательного пространства школы, суворовского военного училища.
3.3. Технология реализации воспитательной системы формирования гуманистических смысложизненных ориентаций обучающихся, суворовцев.
3.4. Диагностика воспитательной системы формирования гуманистических смысложизненных ориентаций обучающихся, суворовцев.
3.5. Организация психологической работы в суворовском военном училище.
Список использованной литературы представлен обширно с целью помощи читателю в выборе актуальных источников психологического, педагогического, философского, социологического, культурологического характера для дальнейшего самообразования. Текст монографии содержит 5 схем, 26 таблиц, 1 диаграмму.
Монография предназначена руководителям, преподавателям, воспитателям, педагогам-психологам суворовских училищ, кадетских корпусов; будет полезна преподавателям образовательных организаций высшего профессионального образования, аспирантам, студентам, курсантам, родителям – всем, кто интересуется вопросами воспитания и обучения в учреждениях закрытого типа.