Учебное пособие «Физическая реабилитация» разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Структура и содержание пособия рассчитаны на студентов факультетов физического воспитания по следующим направлениям подготовки: 034300.62 (49.03.01) – «Физическая культура»; 034400.62 (49.03.02) – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»; 034600.62 (49.03.03) – «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Кроме того, учебное пособие может быть полезно инструкторам лечебной физической культуры, врачам и больным.
Качество обучения напрямую зависит от наличия современных учебных пособий. Основная цель предлагаемого учебного пособия – получение студентами теоретических знаний в области применения методов и средств в системе реабилитации при различных заболеваниях человека с учётом новейших исследований.
Реабилитация – многогранный процесс восстановления здоровья человека и реинтеграции его в трудовую и социальную жизнь. Учебное пособие рассматривает виды реабилитации в единстве и взаимосвязи.
Ведущая роль в реабилитации принадлежит методам физического воздействия и чем дальше от этапа к этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, составляя ветвь, или вид, под названием «физическая реабилитация».
Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их – всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько специалист овладел педагогическим мастерством и знаниями.
Среди основных задач, которые ставили перед собой авторы при подготовке пособия, можно отметить систематизацию имеющейся по реабилитации информации, знакомство студентов с основными методами, принципами и средствами реабилитации, обучение составлению индивидуальных программ реабилитации с учетом реакции на использование реабилитационных мероприятий.
Средства физической реабилитации подразделены на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хореотерапия, трудотерапия и др.; к пассивным – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы; к психорегулирующим – аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.
В первой главе пособия даны организационно-методические основы реабилитации и подробно рассмотрены средства физической реабилитации. Вторая глава посвящена физической реабилитации в педиатрии. В приложении пособия, в таблично-конспективной форме, изложены основные принципы физической реабилитации: в травматологии и ортопедии, заболеваниях внутренних органов, обмена веществ, повреждениях и заболеваниях нервной системы.
В данной работе, в отличие от действующих учебников и учебных пособий в области физической реабилитации, общие методологические положения и рекомендации конкретизируются по некоторым заболеваниям, помимо основных, даны дополнительные противопоказания и ограничения.
Специалист реабилитолог обязан уметь определять, какие методы и средства окажут общее воздействие на организм, а какие – местное, локальное или, лучше сказать, специфическое, дифференцировать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. С этой целью в пособии даны организационно-методические основы реабилитации и подробно рассмотрены средства физической реабилитации, представлены не только методики применения физических упражнений при различных заболеваниях, травмах, пороках развития, но и, где это важно, частные методики лечебного массажа, средства физиотерапии в комплексе с физическими упражнениями. Рассматриваются основные новации в лечебной физической культуре и методиках выполнения массажа, появившиеся в последние годы.
В состав учебного пособия входят контрольные вопросы, которые позволят студентам проконтролировать усвоение ими теоретического материала.
Несомненным достоинством данного пособия являются таблицы, приведенные в приложении с возможностью быстрого использования в качестве справочной информации.
Весь материал дан четко, понятно и очень кратко. Для более углубленного изучения рассматриваемых вопросов, пособие содержит ссылки на список используемой при подготовке данного пособия литературы, которая может помочь в самообразовании и повышении квалификации в вопросах практического применения лечебной физической культуры и массажа студентам, инструкторам лечебной физической культуры, врачам.