Необходимость разработки современных средств оценки качества подготовки обучающихся и выпускников обусловлена введением нового поколения ФГОС в практику высшего медицинского образования. Согласно ФГОС обучающиеся должны владеть совокупностью компетенций, оценка уровня сформированности которых будет проводиться в режиме текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой государственной аттестации выпускников. В Новосибирском государственном медицинском университете разрабатываются фонды оценочных средств (ФОС), которые обеспечивают высокую объективность, надежность, валидность оценки уровня приобретенных компетенций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Методические подходы к проектированию, разработке и формированию фондов контрольно-оценочных средств с учетом компетентностного подхода и требований ФГОС ВО, которые предлагаются разработчикам образовательным программ в данном методическом пособии основаны на действующих законодательных и нормативных требованиях к образовательным технологиям, формам и методам контроля обученности, принятым в высшем медицинском образовании.
Традиционный контроль, осуществляемый в медицинских вузах на основе различных оценочных средств, в том числе и с помощью тестов с выбором ответов, не отвечает установленным требованиям. В связи с этим, необходимо введение инноваций в традиционные контрольно-оценочные процедуры, разработка новых средств и методов контроля, обеспечении компетентности научно-педагогических работников вузов по использованию этих инноваций в учебном процессе.
Конструктивный подход к созданию и использованию ФОС в НГМУ, изложенный в методическом пособии, основан на анализе содержания нормативно-правовых документов и на проведенном методологическом исследовании отечественной и зарубежной теории и практики развития оценочных систем контроля качества в образовании на разных исторических этапах.
Методическое пособие включает элементы управления процессом проектирования контрольно-оценочных средств и методов с учетом мнения будущих работодателей, содержания проектов профессиональных стандартов, методических материалов по организации и осуществлению медицинской помощи населению.
Предложенная методика проектирования алгоритмов и регламентов проведения оценочных процедур позволяет определять уровень освоения ключевых компетенций в условиях максимально приближенных к профессиональной деятельности выпускника по медицинской специальности с учетом профессиональных отраслевых методических рекомендаций.
Методические подходы к проектированию, разработке и формированию фондов контрольно-оценочных средств адресованы преподавателям и обеспечивают информирование и методическую подготовку профессорско-преподавательского состава университета к следующим видам деятельности:
- разработка инновационной модели контрольно-оценочной деятельности с учетом будущей профессиональной деятельности обучающихся;
- разработка инновационных оценочных средств различных видов и их рациональное применение в учебном процессе;
- экспертиза качества инновационных оценочных средств, в том числе со стороны работодателей;
- формирование баз данных контроля результатов обучения и их анализ;
- шкалы результатов оценивания;
- оценивание качества подготовки обучающихся в соответствии ФГОС ВО.
Небольшое, но емкое по содержанию издание, содержит схемы, таблицы, рисунки и адресовано преподавателям медицинских вузов и других высших учебных заведений.