Учебно-методическое издание является настольной книгой руководителей дошкольных учреждений Ставропольского края по многим вопросам вот уже много лет со дня своего издания. Особенной популярностью оно пользуется у молодых руководителей, вновь назначенных на должность. Вопросы перспективного планирования, руководство экспериментальной деятельностью в инновационном дошкольном учреждении, знакомство руководителя с системой аттестации педагогических кадров, научно-теоретические основы управленческой и коммуникативной культуры, налаживания микроклимата в организации, правильное оформление документации, введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс – это далеко не полный перечень проблемных вопросов, который был в центре внимания руководителей. Этот перечень проблем не потерял актуальность и в настоящее время.
Дошкольное образование сегодня начинает осознаваться не только как важнейший фактор развития и закладывания основ духовно-нравственного воспитания, но и как условие преодоления глобальных экологического и духовного кризисов. Автор Р.М. Литвинова, имея опыт руководства инновационным образовательным учреждением, щедро делится опытом, как коллектив выходил из кризисов в период перестроечного процесса, имея определенную стратегию формирования нового типа мышления у педагогов. Очень важно отметить, что руководитель, загруженный на практике административными обязанностями, никогда не забывал анализировать свой стиль руководства, имея в запасе батарею тестов, которые являлись ориентирами постоянного совершенствования коммуникативной культуры. Важный аспект управленческой культуры раскрыт в процессе делового общения руководителя и подчиненного. Автор опубликовал статьи известных Ставропольских ученых, обобщенный лучший опыт практиков – руководителей детских садов края, тестовые методики, позволяющие руководителю любого ранга не только глубже узнать себя, но и окружающих, задуматься над эффективностью управленческой деятельности на современном этапе.
Работая в тесном контакте с психологической службой, используя интересные тестовые методики, определяющие роль руководителя в создании комфорта и определенной психологической защиты членов коллектива, школа общения для разных категорий дошкольных работников и детей, сыграла большую роль в преодолении стрессов и жизненных кризисов членов коллектива и руководителя.
В данном учебно-методическом пособии раскрываются теоретические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые робкими шагами входили в образовательный процесс дошкольных учреждений. Это связано с тем, что к личности педагога изменились требования, актуализирован вопрос разработки модели «нового воспитателя и руководителя ДОУ», цель которых – работа с «новыми детьми».
Учебно-методическое пособие рекомендовано для руководителей дошкольных образовательных учреждений, их заместителей по учебно-воспитательной работе, психологов, преподавателей вузов. Пособие используют руководители дошкольных образовательных учреждений в Ставрополе, Пятигорске, Железноводске, Кисловодске, Георгиевске, Новоалександровске, станице Расшеватской Новоалександровского района, Михайловске Шпаковского района, Светлограде Петровского района и др. территориях Ставропольского края.
Кроме того, в сентябре-октябре 2013 года делегации из субъекта РФ Калмыкской республики (Элиста) вручены учебно-методические пособия, по их просьбе, для внедрения опыта работы ставропольских ученых и практиков дошкольного образования.
Книга «Коммуникативная культура руководителя образовательного учреждения» – Лауреат Всероссийского конкурса «На лучшую научную книгу» Сочи. 2007.
Учебно-методическое издание Коммуникативная культура руководителя образовательного учреждения. Опыт, поиски, находки. Для специалистов, методистов дошкольного образования, руководителей муниципальных органов управления, заведующих дошкольных учреждений
Рецензенты: Савинова Л.Ф., доктор педагогических наук, проректор НИР СКИПКРО, Погребова Н.Б., ректор СКИПКРО, кандидат педагогических наук; Соколова И.Ю., кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования СГУ и др.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 5
Модуль I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА И ПОЗИЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 6
1. Информация как предмет философско-педагогического исследования 8
2. Особенности использования современных информационных технологий в образовании 18
3. Компьютерная культура в работе руководителей образовательных учреждений 23
4. Концептуальные подходы к развитию исследовательской деятельности в культурно-образовательном пространстве образовательного учреждения 27
5. Категориальное видение картины мира и становление образа культурного человека – педагога ДОУ 34
6. Особенности управления дошкольным учреждением на рубеже столетий 49
7. Конкурентноспособность современного руководителя и педагога дошкольного учреждения 56
8. Коммуникативное поведение руководителя и подчиненных в процессе профессиональной деятельности 61
9. Культура в оформлении пространственной среды в дошкольном учреждении 65
10. Управление образовательным учреждением в опытно-экспериментальном режиме 72
11. Социально-психологический аспект решения интриг в женском педагогическом коллективе 79
12. Здоровье как фактор эффективной деятельности руководителя и сотрудников дошкольного учреждения 85
13. Предупреждение и профилактика кризисов и стрессовых ситуаций в работе руководителя дошкольного учреждения 91
14. Художественная культура в дошкольном учреждении
15. Теоретические исследования основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста 98
16. Региональная культура Ставрополья – дошкольникам 101
Модуль II. КЛУБ МОЛОДОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
17. Культура оформления деловой документации в дошкольном учреждении 107
18. Материалы к аттестации педагогических кадров ДОУ на высшую категорию 139
– план доклада на защиту высшей категории 143
– критерии оценки педагогического опыта 145
– требования к написанию реферата 147
– тематика рефератов 147
– аналитическая справка: содержание и оформление 149
19. Программа опытно-экспериментальной работы МДОУ ЦРР детского сада № 39 Ставрополя 153
20. Программа развития дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы) 155
21. Психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе предшкольного образования 176
Модуль III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
22. Какой Вы руководитель? (автор Г.В. Щекин) 191
23. Оценка стиля управления (автор Я.В. Подоляк) 193
24. Руководитель глазами подчиненных (автор Я.В. Подоляк) 197
25. Уровень эмоционального выгорания (автор В.В. Бойко)
26. Кодекс взаимоотношений руководителя и подчиненного (автор Литвинова Р.М.) 198
27. Типы руководителей (автор М. Эйхенберг)
28. Основные признаки некомпетентности руководящих работников образования (автор
Литвинова Р.М.) 207
Глоссарий основных терминов 208
Список используемой литературы 210
Сведения об авторах 215