Scientific journal
Название журнала на английском
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

1
1

В данной монографии предпринята попытка проанализировать состояние педагогической практики как среды развития исследовательских компетенций студентов в системе многоуровневого образования. Модернизация современного образования и инновационные процессы в науке и практике требуют от выпускника высшей школы принципиально новых компетенций, способностей и социокультурного опыта, которые позволили бы ему стать конкурентоспосбным на рынке образовательных услуг. Анализ исследований по проблемам многоуровневого образования высветил недостаточность разработки проблемы педагогической практики как среды подготовки высококвалифицированных специалистов.

Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки занимает особое место как среда будущей профессиональной деятельности, как пространство развития личности в системе взаимоотношений, как показатель качества подготовки выпускника высшей школы и как интегрированный вид деятельности, сочетающий в себе практические и исследовательские виды деятельности, создающие предпосылки для проявления студентами педагогических компетенций, способностей к саморазвитию и творчеству, рефлексивной деятельности.

На основании изучения теоретико-методологических основ развития исследовательских компетенций в условиях педагогической практики было выявлено, что в меньшей степени педагогическая практика определяется как условие развития исследовательских компетенций и личностного развития студента-бакалавра. Коренные изменения характера труда, материальной и духовной сфер жизни людей, включенных в процессы глобализации, проявили противоположные тенденции в сфере социальных и профессиональных отношений – обезличивание отношений, формализация результатов деятельности, рост конкуренции, но при этом возросла роль личного фактора в профессиональной деятельности, интеллектуальных способностей специалиста, ориентированного в современных научных исследованиях, актуализирует вопрос о подготовке бакалавра-исследователя, готового к исследованию сфер жизнедеятельности и новациям в ней на основе новейших достижений. Произошло отставание педагогического образования от новых реалий жизни и запросов личности и общества на образовательные услуги, девальвация его значимости в культурном развитии, воспитании личности и культуры ее деятельности. Особенности экономической и социокультурной ситуации современного общества требуют постоянного изменения и обновления характера направленности образовательной и профессиональной подготовки будущих кадров для системы образования. В условиях сложившегося ранее «конечного образования» как набор знаний и умений – обострилась проблема развития профессиональных компетенций выпускников высшей школы в условиях многоуровневого образования, создающего предпосылки для «образования через всю жизнь» – развитие у студентов потребности учиться и способности проектировать индивидуальную образовательную траекторию.

Автором подчеркивается, что в настоящее время необходимо обратиться к исследовательским возможностям практики в аспекте компетентностного подхода, которые заключаются в следующем:

– выполнение студентами учебно-исследовательских заданий творческого характера по учебной дисциплине на практике;

– апробация отдельных методов исследования на практике (наблюдение, социометрия, анкетирование, беседа, эксперимент, анализ документации и др.);

– организация студентами исследовательской работы с детьми в период практики;

– организация исследовательской работы с педагогами на базах практики, привлечение студентов к работе в рамках экспериментальной площадки в ДОУ;

– участие студентов в инновационной деятельности группы, образовательного учреждения в рамках педагогической практики (поиск путей и возможностей обоснования инноватики, моделирование, прогнозирование);

– выполнение курсовой, выпускной квалификационной работы на базе практики и по запросам дошкольных образовательных учреждений.

Автор отмечает, чтобы быть эффективной в современных условиях, система подготовки педагогических кадров должна изменить цели педагогического образования, его содержание и технологии, сообразуясь с тенденциями глобального образования, определяющего ценность практики, науки и опережающего знания в подготовке студентов. Практика дошкольного образовательного учреждения требует от выпускника вуза освоения новых компетенций, которые позволили бы ему исследовать практику и инициировать творческий поиск технологий для решения актуальных проблем дошкольного образования. В этом случае педагогическая практика должна быть определена средой поддержки индивидуальных научных траекторий студентов и развития исследовательских компетенций, позволяющих выпускнику высшей школы эффективно решать задачи дошкольного образования.

Основное внимание в монографии автор акцентирует, на то, что качество подготовки выпускников вуза определяется не только результатом подготовки к будущей педагогической деятельности, но и качеством процесса организации и проектирования учебной, воспитательной и практической деятельности студентов, которые определяют оптимальные условия становления тех или иных профессиональных компетенций. В рамках проведенного исследования была спроектирована и апробирована модель педагогической практики как среды развития исследовательских компетенций студентов, включающая компоненты: целеполагания, раскрывающего прогностический результат каждого этапа практики – развитие компетенций студентов; содержательный, конкретизирующий содержание практики на этапах и видах деятельности студентов; технологический, представляющий технологию «Педагогическая эврика», раскрывающую совокупность средств и методов развития исследовательских компетенций студентов; результативный, отражающий материализованный продукт деятельности студентов в процессе исследовательской практики и уровень развития исследовательских компетенций – поисковых, организационных, процессуальных, личностно-индивидуальных, рефлексивно-результативных компетенций.

Автор приходит к выводу, что эффективность в развитии исследовательских компетенций студентов достигается благодаря пролонгированности и интеграции научно-исследовательской деятельности в содержание педагогических дисциплин и педагогической практики, раскрывая современные методологические основы, методы исследования и направленность на модернизацию практики деятельности ДОО. Практика обеспечивает более высокий статус студенту, модернизацию педагогического процесса в ДОО за счет совместного экспериментирования «студент – воспитатель», внедрения авторских моделей обучения и воспитания детей в учебно-воспитательный процесс ДОО и др. Ценность научно-исследовательской деятельности на педагогической практике заключается в профессиональных коммуникациях ученых, студентов и практиков, в процессе которых зарождается научное творчество. Совместное общение усиливает поиск наиболее эффективных путей воспитания и развития дошкольников, открывает новые возможности для самообразования, как студентов, так и воспитателей. Важным личностным достижением студентов на практике являются их творческие инициативы и приобретение опыта рефлексивной деятельности, формирующей адекватность суждений, выводов и позиций будущего педагога и ученого.

В заключении показаны основные выводы, перечисляются результаты исследования и определены перспективы дальнейшего изучения проблемы. Педагогическая практика должна выступить средой воспитания менталитета бакалавра и быть ориентирована на развитие основных компетентностей: поисковых, организационных, процессуальных, личностно-индивидуальных, рефлексивно-результативных. Наряду с этой линией следует выделить как имеющие особую логику линию экспериментирования и внедрения собственных проектов в учебный процесс ДОО и линию апробации и трансфера знаний, педагогических технологий, полученных в процессе обучения в вузе в педагогическую практику.

Монография адресована преподавателям педагогических вузов, осуществляющим подготовку студентов-бакалавров по направлению «Дошкольное образование».