Scientific journal
Название журнала на английском
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

1 1
1

Монография «Педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников в поликультурной образовательной среде» подготовлена в рамках деятельности научной школы Северо-Осетинского государственного педагогического института (СОГПИ) «Поликультурная модель поликультурного образования».

Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Актуальность данной монографии обусловлена существующей проблемой зарождения и становления межличностных отношений, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время, имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Жестокость, повышенная агрессивность, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей чаще всего являются недостатком воспитания. На протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение «отверженных». Повышается устойчивость и количественный состав детских объединений. Содержание и обоснование предпочтений детей изменяется от чисто внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребенка в группе сверстников.

В данной монографии авторы разворачивают анализ проблемы формирования межличностных отношений с точки зрения различных научных подходов и обосновывают, что период дошкольного детства по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Обосновывается мысль о целесообразности рассмотрения процесса формирования межличностных отношений в проблемном поле поликультурной дошкольной образовательной среды. Именно поликультурная образовательная среда становится той основой, которая способствует формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды дошкольного образования накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, отношение к другим людям, терпимость и уважение к человеку другой национальности. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации.

В первой главе представлено научно-теоретическое обоснование концептуальных основ формирования межличностных отношений дошкольников на основе историко-педагогического анализа, определена актуальность изучения проблемы с учетом требований Федерального стандарта дошкольного образования, анализируются типичные причины и признаки их возникновения. Несмотря на значимость и осознание важности в формировании межличностных отношений на этапе дошкольного возраста, можно выделить ряд проблем в решении данного вопроса: необходимость организации адекватной дошкольному возрасту социальной среды формирования межличностных отношений; отбор критериев оценки сформированности межличностных отношений, адаптированных к возрастным возможностям детей; разработка технологий, способствующих эффективности формирования межличностных отношений с учетом специфики поликультурного окружения.

На основе анализа выявлено, что вопросы формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды старших дошкольников в существующих программах дошкольного образования не находят достаточного освещения. Проблема современного воспитания состоит в том, что образовательные дошкольные организации недостаточно используют возможности для формирования у детей дошкольного возраста в поликультурной образовательной среде межличностных отношений, становление которых воспитывается ситуациями свободного общения детей дошкольного возраста. Изучение процесса формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста показало, что на протяжении дошкольного детства характер взаимоотношений детей в различных видах деятельности меняется. Постепенно появляется направленность на сверстника, которая начинает выступать условием развития совместной деятельности, различных видов детского сотрудничества. Однако содержание деятельности без должного руководства и создания поликультурной образовательной среды остается бедным, а в связи с этим и межличностные отношения между детьми не получают полноценного развития, проявляются на уровне примитивных взаимодействий.

Обосновывается мысль о том, влияние поликультурной образовательной среды на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста происходит при соблюдении следующих педагогических условий: интегративности образования средствами поликультурной среды, освоение детьми, как самобытности различных культур, так и их внутреннего существенного сходства; практико-ориентированности на освоение ребенком разных видов деятельности в поликультурной образовательной среде и элементарных способов межличностных отношений; организации жизнедеятельности педагогического и детского коллективов в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общежития, правилами этикета, принципами терпимости, взаимопомощи, доброжелательности, уважения к человеческой личности, сотворчества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурным традициям народов разных национальностей; обеспечения психологического комфорта ребёнка в процессе формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды; взаимодействия с семьёй, участия родителей в процессе формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды, доступности для родителей информации об эффективности процесса воспитания, повышения психолого-педагогического просвещения родителей. Результаты нашего исследования подтвердили, что формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если создана поликультурная образовательная среда, как носитель социальных норм, правил поведения и общения, обеспечивающей удовлетворение потребностей ребенка в общении и взаимодействии культур разных народов. Следует подчеркнуть, что межличностные отношения, формирующиеся в дошкольном возрасте, во многом определяют результат адаптации ребенка к миру, возможность его жизнедеятельности в конкретном социуме являются фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его самосознания, отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

Центральным звеном монографии является разработка комплекса педагогических мероприятий, методического сопровождения к выполнению заданий практического и исследовательского характера, направленных на осознанное изучение межличностных отношений детей дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды (на материалах Республики Северная Осетия – Алания (РСО-Алания). Комплекс педагогических мероприятий по формированию межличностных отношений дошкольников в поликультурной образовательной среде включает в себя практические материалы, которые могут быть использованы в деятельности педагогов дошкольного образования.

В качестве Приложений в монографии представлены: диагностический материал по выявлению уровня сформированности межличностных отношений старших дошкольников, опросник для воспитателей, тесты для родителей, конспекты педагогических мероприятий: сценарий развлечений, семинар-практикум, спортивный праздник, совместная акция ДОО и родителей, консультация для родителей, рекомендации для родителей, примерный перспективно-тематический план комплекса педагогических мероприятий по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды (на примере материалов РСО-Алания).