Сегодня во всем мире в сфере дошкольного образования происходят серьезные изменения, которые носят закономерный характер. В дошкольном образовании развивается новая система ценностей, не отрицающая традиционных приоритетов (физическое и психическое здоровье ребенка, его воспитанность, способность к произвольной регуляции поведения и пр.) и учитывающая временный общественный запрос (деятельностные способности, система компетенций, качества необходимые для овладения учебной деятельностью, – любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность творческого самовыражения ребенка и др.). Эти ценности образования нельзя установить авторитарным путем, они эволюционируют вместе с изменением социокультурной среды.
Изменение статуса дошкольного образования – очевидная мировая тенденция. Россия здесь обладает тем преимуществом, что дошкольные учреждения, за исключением яслей, уже много десятилетий находятся в ведении именно органов управления образованием, а не органов социальной защиты или здравоохранения.
Кроме того, можно говорить и об общности приоритетов в сфере дошкольного и школьного образования: на сегодняшний день основной сдвиг, который осуществляют развитые страны, связан с идеей гуманизации образования детей. Существенный вклад в понимание детства (в частности, дошкольного) делается и отечественными учеными, продолжающими традицию всемирно признанной научно-психологической школы Л.С. Выготского. Именно в отечественной науке выдвинута концептуальная для образования идея об опоре на ведущий вид деятельности как условии развития ребенка.
В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» наряду с другими выдвигается инициатива по включению в систему общего образования еще одной ступени, рассчитанной на детей 5–7 лет. Уже в самом выдвижении этой инициативы виден позитивный поворот к дошкольному детству, связанный с осознанием значительности тех образовательных ресурсов, которые в нем заложены. Рост интереса к дошкольному детству относится к числу общемировых общественных тенденций.
Основное содержание пособия посвящено проблеме модернизации системы предшкольного образования, которая является одной из актуальных в современной дошкольной педагогике и образовательной практике и требует особого внимания. Она возникла не сегодня, явилась результатом дисгармоничного функционирования всей образовательной системы на протяжении многих лет и обнаруживает в наше время следующие тенденции развития теории и практики: изменение цели дошкольного и начального обучения, переход от когнитивно-ориентированной педагогики к педагогике развития; реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного и компетентностного подходов к обучению и развитию детей; коррекционно-развивающую направленность обучения; многообразие видов образовательных систем и программ для дошкольных образовательных учреждений и т.д.
Автор указывает, что перемены, происшедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования, необходимости обеспечения процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком предшкольного образования, необходимо изменить специфику обучения детей 5–7-летнего возраста. В свете этого нельзя обойти вниманием теоретически последовательную отработку базовых стандартов концептуальной педагогической модели предшкольного образования, включающей в себя качественное изменение и развитие деятельности специалистов дошкольного и начального звена, совершенствование профессионального стандарта педагогической компетентности, повышение требований к современному педагогу и уровню его самообразования.
Анализ современной ситуации показывает, что проблема острого дефицита квалифицированных педагогов для работы с детьми в группах предшкольной подготовки стоит особенно остро – как в системе дошкольного образования, так и в начальной школе. Обосновывается идея о том, что существующие государственные образовательные стандарты среднего и высшего педагогического образования по направлению подготовки «Дошкольного образование» и «Начальное образование» не дают возможности готовить универсальных специалистов, способных работать с детьми с учетом преемственности между двумя важнейшими образовательными звеньями: дошкольным и начальным школьным.
Северо-Осетинский государственный педагогический институт (СОГПИ) осуществляет поиск путей решения проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования через реализацию программы курса по выбору: «Педагогика предшкольной поры». Цель освоения курса – обеспечить профессиональную готовность студентов к проектированию и реализации предшкольного образованию с учетом требований современных тенденций образования, перспективных направлений системы дошкольного образования, требований общества к педагогическим кадрам. В рамках изучения данного курса разработано данное учебно-методическое пособие, где включены вопросы основ профессиональной деятельности педагога в условиях предшкольного образования», направленные на развитие профессиональной компетентности будущих специалистов в области организации воспитательно-образовательного процесса в группах предшкольной подготовки детей 5–7 лет. В этой связи суть изучения спецкурса студентами факультетов начального и дошкольного образования определяется в подготовке педагогических кадров и предоставлении студентам определенного количества информации для работы с предшкольниками.
В содержание учебно-методического пособия включены: УМК по изучению курса «Педагогика предшкольной поры» (1 часть), курс лекций, включающий в себя: тема, план, основные понятия темы, контрольные вопросы, учебно-исследовательские задания, рекомендуемая литература.
Материалы учебно-методического пособия представлены в следующем проблемно-тематическом поле: нормативно-правовые и психолого- педагогические основы предшкольной подготовки, феноменология предшкольного образования, методологические основы перспективных моделей предшкольного образования, содержательное и технологическое обеспечение процесса предшкольного образования, подготовка специалистов в области предшкольного образования.
Автор указывает, что в учебно-методическом пособии дается систематизированное представление о современном состоянии, об особенностях содержания и организации предшкольного образования, о проблеме создания целостной личностно-ориентированной теории предшкольного образования, основанной на достижении наук о развитии ребенка 5–6 лет, имеющий собственный тезаурус, определяющие различные модели предшкольного образования. Особенностью учебно-методического пособия является рассмотрения и изучения предшкольного образования в Республике Северная Осетия-Алания (РСО-Алания).
В качестве Приложений предлагаются следующие материалы: Федеральная целевая программа развития образования – Предшкольное образование (извлечения), Концепция предшкольного образования в Республике Северная Осетия-Алания, примерный образец создания научного портфолио студента, примерный образец матрицы работы с научным текстом, примерный проект макетирования «Школа», примерная схема проектного занятия «Школа», показатели готовности ребенка 5–6 лет к школе, комплексная образовательная программа содействия развитию детей 5–6 лет «12 месяцев», альтернативная концепция дошкольного образования (В.И. Слободчиков), различные модели предшкольного образования (из опыта работы), рекомендации по подготовке ребенка к школе: обязательные требования к ребенку, пришедшему в образовательную школу, рекомендации для родителей: примерный перечень программ телепередач по подготовке к школе дошкольников, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, как подготовить ребенка, не посещающего ДОУ к учебно-воспитательному процессу в школе, чтобы максимально приблизить его развитие к развитию сверстников из ДОУ, словарь терминов и понятий.
Предлагаемое учебно-методическое пособие соответствует современному состоянию дошкольного образования и основным положениям программы изучения курса, материал систематизирован в логическом плане, использован региональный материал, что усиливает познавательное значение.