В книге обсуждаются методологические, теоретические и практические вопросы гуманитарного образования в современных условиях модулирования отечественной модели обучения и воспитания детей и юношества и профессиональной подготовки студенческой молодёжи в вузах в европейскую модель формально-технократического, пошагово измеряемого образования.
Общенаучный системно-синергетический, культурологический, педагогический подходы к пониманию аксиологической сущности современного образования обусловливают основную ценность данного коллективного труда глазовских, ижевских, московских, чувашских, архангельских учёных и педагогов-практиков.
Логика научного исследования потребовала от исследователей выдвинуть предположение о мега-методологической значимости «педагогии» М.В. Ломоносова для современной педагогической действительности. Создание в России системы общего среднего образования происходило при непосредственном участии М.В. Ломоносова. Он сам был замечательным педагогом, чья преподавательская деятельность продолжалась более двадцати лет. Он предъявлял очень высокие требования к личности и квалификации учителя. По его убеждению, педагог должен являться нравственным, гуманным, искренним человеком, пользующимся у людей доверием. Важно, чтобы учитель был «добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец». Отношения между учителем и учениками должны быть доброжелательными, нельзя учителю поступать с учеником «ни гордо, ни фамильярно» – это может повредить авторитету наставника. По его убеждению, высок авторитет того педагога, который будет «не токмо словами, но и поступками добрый пример показывать учащимся».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль и значение педагогии М.В. Ломоносова для современной педагогической науки и практики состоит в её методологическом гуманитарном регулятиве инновационных образовательных процессов, происходящих в отечественной системе образования.
Особое внимание обращается на аксиологическую характеристику образовательного процесса, системный подход к воспитанию школьников, инновационный педагогический менеджмент и духовно-нравственный аспект в развитии образовательного учреждения и «оптимального социального и индивидуального развития» каждого школьника.
Системно-синергетический аспект проблемы представлен методологией академика Ю.П. Сокольникова. В русле всеобщей педагогической теории Ю.П. Сокольникова развивается научная школа «Методология и теория воспитательных систем и пространств» при Академии педагогических и социальных наук и в региональных отделениях Ассоциации «Воспитание». Дело жизни профессора педагогики Ю.П. Сокольникова отражено в одноимённой статье д.п.н., проф. Павлова, а также в статьях И.В. Сокольниковой, Э.И. Тутолмина, А.В. Енина.
Культурологический аспект проблемы гуманитаризации образования представлен статьёй Епископа Глазовского и Игринского Виктором (Сергеев), правящим архиереем Глазовской епархии «Святитель Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) как поборник трезвости», статьями: д.п.н., проф. Т.В. Сафоновой «Особенности формирования этнической идентичности в условиях стандартизации отечественного образования», д.п.н., проф. И.В. Павлова «Формирование компетентности у будущих учителей в области духовно-нравственного воспитания», Г.А. Кочина науч. сотр. отдела истории Глазовского краеведческого музея «Судьба священника Троицкой церкви села Понино Отца Стефания Крекнина».
Раздел нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающих поколений представлен работами советника РАЕ, рук. Музея Детского Творчества МОУ ДОД «Детский Дом культуры» г. Глазова М.И. Тутолминой-Линдт «Создание книги памяти «Наши отцы и деды сражались за Родину» как фактор активизации гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения»; зав. каф. педагогики ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» д.п.н. И.В. Павлова, к.п.н. В.И. Павлова «Педагогические основы воспитания нравственности и духовности»; советника РАЕ, методиста МБУК «Дом дружбы народов» г. Глазова П.А. Тутолмин-Линдт «Компетентностная педагогическая поддержка нравственного воспитания младших школьников во внеучебной нормотворческой деятельности»; директора МБОУ ДОД «Центральный дом творчества», г. Ижевска Н.А. Головковой, «Диалог мамы с сыном», в которой на основе философского осмысления научно-методической литературы по проблемам семейного воспитания и обобщения личного многолетнего опыта даны советы по воспитанию сына в семье; А.А. Логиновой и Н.А. Логиновой «Роль отца в духовно-нравственном воспитании ребёнка»; И.Н. Александровой, О.С. Кутявиной «Методика работы социального педагога с неполной семьёй, воспитывающей мальчика»; Л.И. Окишевой «Формирование нравственной культуры у учащихся на занятиях прикладного искусства»; Н.И. Перевощиковой «Развитие духовно-нравственного потенциала подростков через участие в волонтёрской деятельности»; Е.Н. Пясточкиной «Влияние духовной музыки на нравственное воспитание молодёжи»; Е.А. Кондаковой Организация работы по программе краеведческой деятельности «Моя малая Родина» с учащимися младшего школьного возраста».
В разделе психологии гуманитарного образования заслуживают особого внимания изыскания Ph.D. Grand, д.пс.н, проф. А.Л. Гройсмана «Проблемы ролевой психотерапии» к.пс.н., доц. С.С. Зорина «Роль В.М. Бехтерева в развитии психопедологии в России»; Grand Ph.D., проф. А.В. Тутолмина «Становление и развитие креативной компетентности будущего учителя музыки в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе»; д.п.н., проф. А.В. Енина «Сиситема воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности»; И.А. Мартьяновой «Формирование коммуникативной толерантности как качества поликультурной личности»
Философско-искусствоведческий аспект коллективной монографии представлен работами д. искусствоведения, проф. А.П. Шаховского «Крезь в удмуртской музыкальной этнокультуре»; к. филос. н., доц. А.А. Гуляева «К вопросу о некоторых аспектах современной российской политической философии»; проф. В.В. Захарова «Развитие литературно-творческого потенциала личности будущего учителя в процессе изучения поэзии».
Читателей несомненно заинтересуют статьи д.п.н., доц. Р.С. Наговицына «Мобильная физическая культура»; Ph.D. П.Б. Волкова «Профессионально-прикладная физическая подготовка как фактор профессионального и творческого долголетия активной части профессорско-преподавательского состава вуза».
Главная цель коллективной монографии – теоретическое обоснование оптимального сочетания системно-синергетического и аксиологического подходов как средства исследования и совершенствования гуманистического образования.
Книга адресована студентам педагогических вузов, учителям и воспитателям образовательных организаций, руководителям образования и всем интересующимся современными проблемами образования.