Общие эволюционные закономерности развития животных и растений позволяют переносить эмпирический материал на генетико-эволюционные процессы, протекающие на популяционном уровне человека. Уточненные механизмы эволюционных изменений через ген-средовое взаимодействие и стабилизационный отбор по И.И. Шмальгаузену у животных, могут объяснить некоторые позиции эволюции человека. Оба механизма и процесса приводят к накоплению фенотипического разнообразия в популяциях человека и отбору норм реакции, которые дают максимальное преимущество определенным конституциональным типам в определенных условиях среды. При изменении условий среды и появлении новых условий происходит расширение спектра адаптивного реагирования. Устойчивое изменение среды приводит к появлению новых форм адаптации и дальнейшему формированию групп с новыми нормами реакций, некоторые могут стать доминирующими в сохраняющихся измененных условиях среды.
Биологическая конституция, таким образом, является важнейшим интегративным системным образованием, обеспечивающим проявление наследственных признаков в определенных условиях среды по механизму ген-средового взаимодействия. Важнейшими конституциональными факторами, влияющими на поведение человека, являются ювенильность (филетическая дистапнция), особенности росто-весовых соотношений (степень грацильности), а также выраженность или сглаженность половых различий (андрогиния и гендерный пол).
Несмотря на более чем полувековые работы по изучению одного из важнейших системных конституциональных качеств, ювенильности, раскрытие содержания ювенильности в настоящее время является плохо изученным. Установлено, что на морфологическом уровне ювенильность выражается в усилении мозгового черепа с одновременным ослаблением лицевой его части.
Существуют популярные представления о разной эволюционной роли мужчин и женщин, согласно которым мужчины генотипически более разнообразны, быстрее формируют новые адаптивные формы поведения; женщины в свою очередь имеют более устойчивый к негативным средовым воздействиям генотип и накапливают полезные свойства за счет, вероятно, стабилизационного отбора (Геодакян В.А., 1989, 1992). Если эта идея верна, то она должна проявляться и в различном статистическом распределении представителей с разными типами ювенильности у мужчин и женщин. Другими словами, необходимо проверить то, насколько проявление ювенильности в форме трех различных типов является закономерным для представителей разного пола. Вторая гипотеза касается адаптационного проявления ювенильности у представителей разных этносов. Допускается, что в различных этносах (русском, индусском и нигерийском) будут отмечены индивидуумы с высокой ювенильностью (ВЮ), средней ювенильностью (СЮ) и низкой ювенильностью (НЮ). В представленном исследовании использовалась формула расчета индекса ювенильности, в который были включены два ведущих размерных параметра черепа: саггитальный размер и окружность головы. Индекс ювенильности рассчитывался по формуле, которая отражала относительную долю сагитального размера от величины окружности головы в процентном выражении.
Используя антропометрический подход, мы доказали существование ювенильности как некой формы проявления конституциональных поло-специфических особенностей, связанных с эволюционно-биологическим становлением человека как вида и отражающих индивидуально-групповых модификации краниометрических параметров под воздействием определенных социально-средовых факторов. В нашей работе эта закономерность конкретизирована, т.к. установлено, что средне групповые значения сагиттального размера головы и индекса ювенильности в целом были достоверно выше у высоко ювенильных (ВЮ) в сравнении с группами средне ювенильных и низко ювенильных (СЮ и НЮ) как девушек, так и юношей. На основании анализа распределений юношей и девушек с разной степенью ювенильности, следовательно, можно сделать вывод о том, что гетерогенность выборок молодых людей по признаку ювенильности отражает присутствие в выборке российских студентов индивидов с различной степенью выраженности этого фенотипического признака, связанного с различной скоростью и, возможно, направлением филогенетического процесса.
Обнаружен важный факт различной частотности русских юношей и девушек в группах с разной степенью ювенильности. У девушек преобладают представительницы со средним уровнем ювенильности, при этом различия между высоко и низко ювенильными группами менее выражены. У юношей доминирует СЮ и НЮ группы, при этом количество представителей мужского пола в группе ВЮ, наряду с этим, достоверно ниже по сравнению с девушками.
Выполненное морфометрическое обследование трех групп студентов (русских, индусов и нигерийцев) и статистическая оценка полученных результатов позволяет обнаружить как общие, так и этноспецифические особенности представителей трех этносов. Доказано, что во всех обследованных этносах присутствуют высоко, средне и низко ювенильные представители, что свидетельствует о выраженном фенотипическом разнообразии строения черепа в обследованных группах.
Вскрытые закономерности связывают ювенильность и с поло-специфическими характеристиками современной популяции молодых людей разной этнической принадлежности. Мы наблюдаем гетерохронную эволюцию полов с образованием характерной «морфологической дистанции» между юношами и девушками, что особенно заметно в выборке русских и индийских студентов, где количество ВЮ представительниц женского пола достоверно больше по сравнению с юношами. В то же самое время, юноши доминируют в группе низко ювенильных в выборках русских и нигерийских студентов, у индусов максимальная частотность зафиксирована в группе средне ювенильных студентов.
В целом по всем выборкам отмечается преобладание СЮ групп, что позволяет рассматривать данный факт в качестве центральной эволюционной тенденции современности, как у мужчин, так и у женщин. В свою очередь, в условиях информационно-техногенной среды нарастание частотности во всех этнических выборках высоко ювенильных (ВЮ) девушек, возможно, указывает на появление точки бифуркации в эволюционном развитии мужчин и женщин, что отчасти согласуется и с результатами генетических исследований (Zhang K. et al, 2010).
Анализ процентного соотношения индекса грацильности указывает на гетерогенность распределения грацильных индивидов в зависимости от этнической принадлежности, пола и степени филетической дистанции. Наиболее значимые различия в средних значениях роста, веса и индекса грацильности в независимости от этнической принадлежности и пола наблюдаются между представителями ВЮ и НЮ групп. При этом межполовые различия также достигают уровня статистической достоверности: грацильные девушки встречаются достоверно чаще по с равнению с выборкой юношей. У девушек в большей степени сглажены этнические особенности по сравнению с юношами, Девушки разных этнических групп больше схожи между собой по сравнению с юношами.
Конституциональный пол, как одна из важнейших индивидных характеристик, тесно связан со скоростью полового созревания, а также с функциональными ресурсами организма. Особое внимание обращает на себя тот факт, что гендерная идентичность (психологический пол) в группе девушек определяется конституциональным полом и опосредованно или непосредственно «поддерживается» всем комплексом психофизиологических признаков. В группе юношей конституциональный пол оказалась никак не связан с психофизиологическими характеристиками. Таким образом, становление гендерной идентичности юношей и девушек 14–17 лет в различной степени обусловлено индивидными и психофизиологическими особенностями развития. Гендерная идентичность юношей представляет собой, в большей степени, результат направленных средовых воздействий по сравнению со становлением психологического пола девушек.
Наши данные еще раз подчеркивают существенную роль веса тела в проявлении конституциональных свойств организма молодых людей.
Анализ процентного распределения индийских юношей и девушек по значениям индекса грацильности в группах с разной степенью ювенильности показал, что наибольшее количество грацильных девушек отмечается в группе НЮ, у представителей мужского пола в группе ВЮ.
В отличие от выборки русских студентов, таким образом, мы наблюдаем, по-видимому, прямо противоположную тенденцию, характерную для индийского этноса, а именно: чем выше степень ювенильности у представителей мужского пола, тем более выражена их грацильность и чем ниже уровень филогенетического развития у девушек, тем проявления грацильности у них более заметные.
Проведенный регрессионный анализ указывает на достаточно сильное влияние массы тела в проявление грацилизации по сравнению с ростом. Подобная тенденция проявляется во всех трех этносах.
Наиболее фемининные в конституциональном отношении девушки – это девушки, характеризующиеся преобладанием фемининных психологических характеристик по отношению к маскулинным. Для таких девушек типично раннее половое созревание, относительно невысокие функциональные ресурсы организма, а также использование гендерно-адекватных психологических защит личности. Девушки же с признаками маскулинного конституционального пола характеризуются преобладанием в структуре личности маскулинных свойств и качеств по отношению к фемининным, а также более высокой частотой использования психологических защит личности, традиционно рассматриваемых как «мужские» (Каменская В.Г., 1999). При этом для таких девушек типично относительно позднее половое созревание, и относительно высокие функциональные ресурсы организма.
Единственной психофизиологической характеристикой, имеющей в группе юношей непосредственно отношение к становлению гендерной идентичности, являются функциональные ресурсы организма, оцениваемые с помощью проб Штанге и Генча. Наиболее высокие функциональные ресурсы организма непосредственно определяют в группе юношей становление маскулинных психологических свойств и качеств личности, их преобладание над фемининными. Согласно имеющимся в литературе сведениям, функциональные возможности организма можно существенно повысить путем спортивных тренировок (Горбанева Е.П., 2012), что позволяет рассматривать данную психофизиологическую характеристику как отчасти зависящую от средовых воздействий.